Грег Тейн: "Сейчас ситуация в России тяжелая, но у нее еще все впереди"

Один из способов оценки ситуации на рынке продемонстрировало 10 декабря представительство Xerox, выступившее спонсором исследования рынка «Бизнес Барометр», проведенного независимой компанией GfK Market Research Russia. По мнению Грега Тейна, директора GfK, результаты исследования не только помогут сориентироваться в текущей ситуации западным компаниям, работающим на местном рынке, но будут интересны для российских компаний, правительства и широкой общественности.

Организаторы «Бизнес Барометра» ставили перед собой цель оценить влияние кризиса на российский бизнес и выяснить, как ведут себя компании в нынешних условиях. Кроме того, проводился опрос среди бизнесменов относительно перспектив их бизнеса и прогнозов на дальнейшее развитие ситуации. Исследование осуществлялось путем телефонного опроса 400 руководителей или старших менеджеров предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. В список опрашиваемых попали предприятия различного масштаба и областей деятельности. Полученные на стандартные вопросы ответы анализировались и сравнивались с ответами из других регионов. В результате получилась интересная, но довольно прогнозируемая картина.

Так, оценивая изменение экономической ситуации за последний месяц, 43% респондентов считают, что ситуация ухудшилась, 37% - что не изменилась. Но набралось 17% тех, кто заметил улучшение. Естественно, распределение ответов по регионам было неравномерным. Наиболее позитивно нынешнюю ситуацию оценивают, как и следовало ожидать, в Москве. Следом, по степени уменьшения оптимизма, идут Санкт-Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород. Скорее всего, бизнесмены этих городов проявили больше объективности и откровенности при ответах. Существуют градации в оценках и среди руководителей различных по размеру компаний. Меньше всего, по их словам, пострадали мелкие предприятия, с числом работающих от 1 до 50 человек, продающие компьютеры и офисное оборудование. Хуже всего приходится средним и крупным (50-1000 работающих) предприятиям фармакологической промышленности.

Аналогичным образом распределились и прогнозы бизнесменов относительно перспектив российской экономики. 40% опрошенных считают, что в ближайшие 1-2 месяца экономическая ситуация в России ухудшится. Твердо убеждены, что ухудшения не произойдет, 34%, - и 13% надеются на лучшее. Как и при оценке текущей ситуации, московские бизнесмены оказались наиболее оптимистичны. Предприниматели из регионов, соответственно, были сдержаннее. В снижении оборота за последний месяц призналась почти половина (45%) бизнесменов, 30% отметили стабильность своих компаний, а 19% - объявили об увеличении оборотов.

В чем регионы и центр практически едины, так это в мерах, которые планируется предпринять в ближайшие один-два месяца для уменьшения воздействия кризиса. Итак, 21% руководителей собираются тщательнее планировать расходы на поддержание работоспособности своего офиса, 10% - сократят зарплату своим сотрудникам. Только четверть намерены прибегнуть к наиболее действенным мерам - изменить свою политику на рынке. Но зато почти половина (43%) не имеет никаких планов реорганизации и не собирается делать ровным счетом ничего! Надежда на русское авось одинаково крепка среди бизнесменов и Москвы, и регионов, и практически не зависит от профиля и размера предприятия. При этом 38% опрошенных руководителей уверены, что их компания будет существовать всегда, вне зависимости от терзающего страну кризиса. Ненамного отстают от них другие директора (17%), которые считают, что им удастся просуществовать на рынке более двух лет. На вопрос, когда экономическая ситуация в России вернется на докризисный уровень, не рискнула ответить пятая часть респондентов. Подавляющее же большинство (44,5%) считают, что для этого потребуется не менее двух лет. 17,5% надеются на восстановление экономики за год-другой. И наконец, 11% думают, что улучшение не наступит никогда.

Комментируя результаты исследования, Тейн отметил, что складывающаяся в России ситуация весьма серьезна, и выработать сейчас какие-то рекомендации достаточно тяжело. Но GfK планирует продолжать периодические исследования российского рынка и, к тому же, увеличить количество регионов, в которых проводятся опросы. Таким образом, по мере накопления фактического материала можно будет говорить о каких-то тенденциях и выработать соответствующие рекомендации.