15 и 38 лет соответственно»

Вряд ли кто-нибудь сомневается в достоинствах электронного бизнеса на основе Web. Заинтересованность в технологиях электронной коммерции продемонстрировали представители более 50 организаций - банков, госструктур, торговых, авиатранспортных и нефтегазовых компаний, - которые собрались 25 ноября на семинаре Hewlett-Packard, организованном совместно с компанией GTE. В отличие от иных маркетинговых мероприятий НР здесь практически не обсуждались аппаратные платформы, а речь шла о технологиях Hewlett-Packard и ее стратегических партнеров, в сотрудничестве с которыми создаются электронные платежные системы и виртуальные магазины.

По словам Павла Власкина, директора департамента по работе с банками и финансовыми учреждениями московского офиса HP, летом компания начала в нашей стране активную работу в области электронной коммерции. Тогда планировалась реализовать несколько региональных пилотных проектов. Однако августовские события затормозили эту деятельность, но, как считает Власкин, жизнь берет свое, и участие многих организаций в семинаре еще одно тому доказательство.

Специалисты Forrester Research оценивают ожидаемый в 2000 году мировой объем электронных покупок в 6,6 млрд. долл. по сравнению с 2,3 млрд. в 1997-м. За это же время число пользователей Internet возрастет приблизительно в пять раз и достигнет 120 млн.

Внедрение платежных систем на основе Internet более чем на порядок снижает стоимость транзакций. Такие результаты получены турецким Garanti Bank, где были использованы серверы Hewlett-Packard и поддерживающие протокол SET программные продукты VeriFone, дочернего предприятия HP.

В ЦБ РФ также устанавливаются RISC-серверы HP, которые предназначены для создания национальной системы электронных платежей. Но Internet из соображений безопасности для передачи данных применяться не будет. Как сообщил советник заместителя председателя ЦБ Алексей Козлов, сеть intranet Банка России не имеет связи с внешним миром, а обмен информацией между учреждениями ЦБ осуществляется по специальным каналам «частной» сети.

Россия значительно отстает от стран Запада в развитии электронного бизнеса. Хотя предложение товаров в виртуальных магазинах не вызывает трудностей и их «витрины», которые в основном все еще служат только для рекламы продукции, имеют весьма привлекательный вид, продаж через Internet практически не происходит. Среди ограничений - высокие тарифы связи, в значительной степени влияющих на стоимость одной транзакции (от 1 до 10 долл. в 1997 году). Наряду с этим системы шифрования зарубежных программ, обеспечивающих безопасность транзакций, отличаются от российских.

Специалисты Пензенского научно-исследовательского электротехнического института предлагают встраивать отечественные алгоритмы в «фирменное» ПО. Представители московского офиса НР считают, что это не единственный путь, и ведут переговоры с ФАПСИ.