Picture
"Для реализации крупных проектов мы создаем команду специалистов из различных организаций, привлекая региональных дилеров ЛАНИТ"
На страницах нашего еженедельника неоднократно обсуждались вопросы системной интеграции, однако эта тема остается актуальной, заставляя вновь обращаться к ней. Предприятиям, постепенно выходящим из затянувшегося кризиса, для повышения эффективности своей деятельности нужны современные системы управления, способные оказывать значительную помощь в выработке оптимальной стратегии их развития. Внедрение таких систем - комплексная задача, требующая применения новейших информационных технологий и детального изучения бизнес-процессов организаций. Обозреватель еженедельника Computerworld Россия Алексей Чернобровцев встретился с Георгием Генсом, генеральным директором холдинга ЛАНИТ, чтобы узнать его точку зрения относительно основных задач компаний-интеграторов и путей их решения.

Поскольку речь пойдет о системной интеграции, а в трактовке этого термина существуют некоторые расхождения, давайте сначала определим, чем же системная интеграция является в вашем понимании?

Мне никогда не приходилось задумываться над четкой формулировкой, но, поскольку я раньше занимался математикой, то весьма скрупулезно подхожу ко всякого рода определениям. Поэтому проще перечислить компоненты, относящиеся к понятию "системная интеграция". Это и разработка проекта, и поставка оборудования, его инсталляция, обучение персонала, то есть все, что необходимо для создания информационной инфраструктуры современного предприятия и сдачи ее "под ключ" заказчику. Одним из признаков интеграционного проекта является участие в его реализации нескольких подразделений ЛАНИТ, совместно решающих какую-либо проблему. Например, разрабатывающих распределенную вычислительную систему, повышающую управляемость предприятия, для которой необходимы не только объединенные сетью компьютеры, но также и прикладное программное обеспечение.

Существуют вполне определенные требования к компании-интегратору как к организации, полностью берущей на себя ответственность за весь комплекс работ в рамках конкретной задачи заказчика. Выполняет ли ЛАНИТ такие функции?

Безусловно. Компания, считающая себя системным интегратором, должна уметь делать это. При необходимости мы создаем команду из специалистов различных организаций, привлекая наших региональных дилеров. Хотя это бывает нужно не во всех случаях. Системный интегратор может самостоятельно выполнять часть общей большой работы, не являясь генеральным подрядчиком. В крупных проектах ЛАНИТ берет на себя весь комплекс работ - от концепции автоматизации до поставки и инсталляции оборудования, а также системного и прикладного программного обеспечения. Как правило, часть прикладных задач разрабатывается специалистами ЛАНИТ.

Еще одна важная функция, входящая в компетенцию системного интегратора, - помощь заказчику в правильном выборе необходимых программных и аппаратных средств, исходя из стоящих перед ним проблем. Иногда клиенты пытаются сделать выбор между продуктами (скажем, Oracle или Informix), различными типами компьютеров без каких-либо определенных целевых критериев. К сожалению, крупные организации, с которыми мы работаем, часто поступают именно таким образом.

Многие организации считают себя достаточно квалифицированными системными интеграторами, способными самостоятельно решать большую часть стоящих перед ними задач, и по различным причинам, скажем из-за желания ограничить доступ к конфиденциальной информации, не хотят "отдавать" их внешним исполнителям. Насколько это затрудняет или упрощает вашу деятельность, и как вы взаимодействуете с подобными клиентами?

В нашей стране таких организаций, к счастью для них, становится меньше. На Западе, где внедрение информационных технологий в бизнес-процессы имеет давнюю предысторию, разделение труда доведено до оптимального уровня. Это позволяет всем категориям сотрудников квалифицированно заниматься своим делом. Например, задача любого банка - финансовые операции, а вычислительные системы и приложения - не более чем средства, способствующие эффективному их выполнению. Многие финансовые институты привлекают специалистов в области информационных технологий, используют их компьютеры и программные комплексы на условиях аутсорсинга. При этом подписываются договоры о неразглашении информации. Но ведь суть не в этом, поскольку практически к любым данным при желании можно получить доступ, вне зависимости от наличия или отсутствия аутсорсинга.

Насколько меняется ситуация в России? Чувствуете ли вы на собственном опыте желание коммерческих или государственных организаций использовать такой метод работы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел сказать несколько слов о подходе ЛАНИТ к данной проблеме. Мне кажется, что мы гораздо больше, чем это делают сами заказчики, обсуждаем с нашими сотрудниками вопросы "закрытости" информации компаний-клиентов. Если заказчик узнает об утечке данных через специалистов ЛАНИТ, то вряд ли он захочет иметь с ними дело дальше, и мы потеряем и его, и других клиентов. Что же касается ситуации в стране, то в первую очередь следует отметить изменение отношения к аутсорсингу банков, которые все более серьезно рассматривают практическое применение данного метода работы.

Приятно слышать о "правильных" тенденциях развития российского бизнеса. Однако, когда большинство крупных организаций возьмет на вооружение аутсорсинг, не придется ли вам значительно увеличить штат сотрудников?

Думаю, что такого не произойдет. Обычно при реализации одной из моделей аутсорсинга персонал отдела автоматизации предприятия-клиента, оставаясь на своих рабочих местах, переходит в компанию, предоставляющую информационные услуги. Это позволяет, не увеличивая расходов, повысить эффективность использования информационных ресурсов заказчика, поскольку его сотрудники, прекрасно разбирающиеся в тонкостях производственных процессов, получают доступ к новейшим информационным технологиям. В то же время работа с различными организациями, внедрение систем управления таких компаний, как Baan и SAP, позволяет наращивать "сумму знаний" специалистов интегратора и обучать инженеров фирм-клиентов. Но к внедрению аутсорсинга должны быть готовы не только предприятия, но и системные интеграторы. На Западе это общепринятая практика. Надеюсь, что скоро мы сможем использовать ее и в России.

Переход на новые формы работы может произойти только при определенном уровне развития российского рынка продуктов информационных технологий. Как вы оцениваете его сегодняшнее состояние в целом и сектора системной интеграции в частности?

По моим оценкам, продажи программных и аппаратных средств увеличатся в текущем году на 25-27%, в то время как рост объемов услуг (а системная интеграция в большей степени относится именно к этому виду бизнеса) приблизится к 50%. Последнее легко объяснить: база установленного оборудования достаточно велика, и руководители многих предприятий осознали, что его надо использовать более эффективно.

Руководители нашей страны постоянно говорят об оздоровлении российской экономики. Кому, кроме банков, в этих условиях нужны услуги системных интеграторов?

Крупным предприятиям любой отрасли, преодолевающим последствия экономической нестабильности. Необходимость внедрения современных систем управления мы осознали на собственном опыте, когда исследовали возможности повышения эффективности дистрибуции. Важнейшими факторами, способствующими развитию этого вида деятельности, являются организация складского хозяйства, логистика и качество информационной системы. Причем не просто ее надежность и работоспособность, а возможность предоставления данных, необходимых для принятия решений, анализа и прогноза ситуаций. Думаю, то же самое нужно любой организации, независимо от области деятельности.

Какую управленческую систему использует ЛАНИТ?

LanEnterprise, разработанную нами комплексную систему автоматизации предприятий. После эксплуатации в собственной организации мы начали предлагать ее потребителям. Но дело даже не в конкретной системе, а в понимании ее необходимости и методике применения. Несмотря на то что банки сегодня превалируют среди клиентов системных интеграторов, потенциальные возможности корпоративного рынка намного выше. Речь идет не только о таких гигантах, как "Газпром" и РАО "ЕЭС России", но и крупных и средних промышленных предприятиях. Их развитие, модернизация оборудования и, как следствие, регулярная выплата зарплаты сотрудникам требуют инвестиций, получить которые можно от крупных западных фондов только при полной финансовой "прозрачности". Для этого и нужна реализация интеграционных проектов. Автоматизация, давно используемая в таких организациях, почти нигде не привела к желаемым результатам. Следует внедрять принципиально новые системы, охватывающие все виды деятельности предприятий. Поэтому ЛАНИТ, а вслед за ним еще несколько интеграторов подписали в конце прошлого года соглашения с Baan. С момента, когда, благодаря доступности всех видов производственной информации, повышается управляемость предприятием, эффективность его деятельности может возрасти на 15-30%. И это очень важно, так как в ряде случаев снижение затрат на 5% уже достаточно для того, чтобы превратить убыточное предприятие в прибыльное.

Любая система управления дает положительные результаты лишь в том случае, когда в нее вводится достоверная информация. Многие советские АСУ не приносили реальной пользы не потому, что были слишком плохими (естественно, для того времени), а из-за отсутствия, в силу известных причин, у руководителей предприятий желания снабжать эти системы объективными данными. Как теперь обстоит дело?

Интересы администрации холдингов, руководителей входящих в них предприятий и их подразделений отнюдь не всегда совпадают. То же можно сказать об акционерах, бухгалтерах и других категориях лиц. И сегодня существуют причины для искажения исходной информации. Они могут быть самыми разными: от недобросовестности до некомпетентности персонала. В современных системах предусмотрены механизмы, позволяющие избежать такой ситуации. Квалификация специалистов компаний-интеграторов должна быть достаточно высокой, чтобы при внедрении продуктов Baan или SAP правильно их сконфигурировать и определить, исходя из потребностей конкретного заказчика, технологию работы. Дальнейшая эксплуатация повышает квалификацию сотрудников предприятий-клиентов. Логика, заложенная в современные системы управления, заставляет людей менять свое поведение.

Спрос на системы интеллектуального управления деятельностью предприятий постоянно растет. Поэтому мы заключаем соглашение еще c одной компанией, Hyperion Software. Надеюсь, мы будем достаточно часто приобретать ее продукты, причем не обязательно в комплексе с программами Baan.

ЛАНИТ - многопрофильная организация. В чем заключаются особенности модели бизнеса компании, сочетающей различные направления деятельности?

ЛАНИТ - а именно с этим названием ассоциируются во "внешнем мире" все наши подразделения и департаменты - это группа самостоятельных фирм, которые объединяет "Ланит-холдинг", выполняя функции финансового и организационного управления. Одна из этих компаний, ЛАНИТ, решает вопросы технологического руководства сложными проектами, реализуемыми несколькими дочерними предприятиями или их отделениями. Номенклатура подразделений и департаментов довольно велика, так как они формировались с ростом потребностей наших заказчиков, функционально дополняя друг друга для решения все более сложных комплексных задач. Некоторые из них - Учебный центр "Сетевая академия", "Ланит-Конди" (проектирование и внедрение установок искусственного климата), департаменты финансовых и офисных систем, а также дистрибуции, - обладают достаточным потенциалом, чтобы не только поддерживать корпоративные проекты, но и вести вполне самостоятельную деятельность.

Мне кажется, именно сейчас самый подходящий момент для уточнения оборота ЛАНИТ. Каких показателей компания достигла в 1997 году?

Обычно мы не называем абсолютные цифры. Дело в том, что многие российские компании, сообщающие о своих доходах, безудержно врут. Можно либо принять их правила игры, либо сообщать точные данные. Но в последнем случае ЛАНИТ окажется в неравном, а точнее, в проигрышном положении по сравнению с другими фирмами. В сложившихся условиях лучше оперировать относительными показателями: оборот ЛАНИТ в 1997 году увеличился примерно на 30% по сравнению с предыдущем годом, а запланированный в текущем году рост должен превысить 40%. У нас нет жесткого плана, но разработаны два сценария, учитывающие возможные вариации рынка. Получены пессимистическая (35%) и оптимистическая (65%) оценки роста.

У меня сложилось впечатление, что восемь лет назад вы начинали с инсталляции сетей, что, по сути, является одним из основных элементов системной интеграции, а теперь в вашей деятельности превалирует дистрибуция. Как это произошло?

Сейчас уже трудно сказать, чего в начале было больше. Всего понемногу, но, пожалуй, больше разработки программного обеспечения. В настоящее время специалисты ЛАНИТ выпускают как тиражируемые программные продукты, так и специализированные приложения, в частности для Центробанка. Это существенная составляющая системной интеграции, в области которой ЛАНИТ является бизнес-партнером Baan, IBM, Hewlett-Packard, 3Com, других известных компаний. Мы первыми ввели понятие проектно-ориентированной дистрибуции, и модель дистрибуции ЛАНИТ полностью ему соответствует. Дилеры ЛАНИТ принимают активное участие в реализации проектов, а в ряде случаев являются ведущими исполнителями. Наша концепция "дистрибуции с человеческим лицом" предусматривает развитие их бизнеса (некоторые из дилеров ЛАНИТ сотрудничают с компанией около семи лет) за счет совместной реализации интеграционных проектов, подготовки и участия в тендерах, а также поиска перспективных направлений деятельности для VAR-партнеров. Но дистрибуция, как таковая, является весьма значимым для ЛАНИТ бизнесом.

Вы упомянули тендеры. Насколько, по вашему мнению, они полезны и с какими результатами ЛАНИТ "преодолевает" их в последнее время?

За прошедшие два года я бы отметил 25 тендеров с нашим участием, 15 из которых мы выиграли. Среди них можно выделить создание единой информационной системы для Московской ассоциации риэлтеров. Благодаря выполненному нами проекту теперь можно получить информацию о квартирах на Web-сервере, данные которого формируются многими риэлтерскими компаниями столицы. Но победить в тендере - это еще не все. В 20-30% случаев бывает так, что организаторы тендера не располагают финансовыми средствами, необходимыми для реализации проекта, и рассчитывают на их последующее получение, чего, к сожалению, не происходит. Вообще говоря, участие в любом серьезном тендере требует очень больших затрат. Это как подготовка диссертации: результаты, как правило, никому не нужны, но проведена огромная полезная работа по сбору, классификации и анализу материалов. Понятно, что компания, способная ради участия в тендере проделать все это на высоком научно-техническом и экономическом уровне, не только повышает квалификацию, но и укрепляет свою репутацию. Организаторы же тендеров за очень небольшие деньги получают массу полезной информации.

При подготовке тендеров на выполнение комплексных интеграционных проектов (в них принимает участие не менее 5-6 компаний) довольно сложно сформулировать объективные критерии оценки предложений, что часто приводит к ошибочным результатам в определении исполнителя. По-моему, тендер - наиболее подходящий инструмент для выбора поставщика сырья или каких-либо однотипных товаров. Даже если "разыгрывается" партия компьютеров, довольно сложно бывает сравнить предложения различных производителей. Но, тем не менее, тендеры проводятся, и мы будем стараться выигрывать их.

Итак, все кончилось благополучно, и ЛАНИТ может приступить к реализации проекта. Имеются ли способы помочь заказчику при возникновении у него финансовых затруднений?

ЛАНИТ - одна из немногих компаний, которая имеет лицензию на лизинговую деятельность. Мы только начали ею пользоваться, но уже почувствовали определенные сложности из-за специфики российского налогового законодательства и нормативов на амортизацию оборудования. Для эффективного применения лизинга нужно немного "улучшить" законы и удешевить кредиты. Уже есть заказчики, готовые работать по лизинговой схеме. Поэтому становится актуальным получение лицензии Центрального банка РФ, позволяющей получать кредиты в западных банках, на более выгодных, чем в России, условиях.

Насколько мне известно, ЛАНИТ обладает также лицензиями Гостехкомиссии и ФАПСИ на деятельность в области защиты информации. Не чувствуете ли вы конкуренции со стороны других компаний, также обладающими подобными лицензиями, например "Анкей"?

Емкость российского рынка системной интеграции еще достаточно велика, и в этом его сегменте мы пока не мешаем друг другу. Кроме того, данные лицензии - не самый главный аргумент в пользу выбора того или иного поставщика решений. Однако в других сегментах постоянно чувствуется присутствие таких компаний, как IBS, "Анкей" и "АйТи". Хотя есть также примеры не только конкуренции, но и успешного сотрудничества с российскими фирмами, например, совместная разработка с "Элвис+".

Не претендуя на оригинальность, я задам завершающий традиционный вопрос - о перспективных планах, основных задачах и новых направлениях деятельности.

Начну с последнего. В ЛАНИТ создан отдел "Управления проектами", и планируется весьма серьезно заняться этой работой. Специалисты нового подразделения взяли за основу программный продукт Primavera Project Planner американской компании Primavera Systems. Думаю, многие помнят очень популярную в свое время систему Pert (Primavera's Easy Relationship Tracing). Это наши замыслы категории high-end. Есть более простые, но не менее интересные проекты. Мы давно умеем делать то, что сейчас принято называть "интеллектуальными" зданиями компаний. Но появилась потребность и в жилых домах с определенным уровнем интеллектуального обеспечения, так как многие москвичи хотели бы иметь высококачественный доступ к Internet. ЛАНИТ располагает решением, позволяющим подключать к глобальной сети комплексы зданий, и ведет переговоры с правительством Москвы о массовом развертывании подобных работ.

Если говорить о развитии бизнеса, то здесь стратегическая цель - активизация работы в регионах. В холдинг входят такие компании, как "Ланит-Та" в Узбекистане, "Ланит-Украина", "Ланит-ТЕРКОМ" в Санкт-Петербурге, "Ланит - Дальний Восток". Каждая из них специализируется, как правило, в каком-либо одном виде бизнеса. Мы надеемся, что сумеем помочь этим фирмам стать многопрофильными организациями, не уступающими по своим возможностям московской группе компаний ЛАНИТ.