Помимо чисто "софтверных" фирм свои программные разработки представили и компании, имена которых чаще связывают с производством компьютерных систем. Например, Siemens Nixdorf совместно со своими партнерами - ЦИТиС и ИнтрЭВМ - демонстрировала систему управления документами DocuLive и геоинформационную систему для составления земельного кадастра, созданную на базе инструментального комплекса SICAD. А компания "Формоза-Софт" на своем стенде представляла собственную систему комплексной автоматизации торговли.

Спрос на программные средства для решения различных задач управления достаточно обширен, поэтому зарубежные фирмы считают целесообразным заниматься локализацией и адаптацией своих оригинальных разработок для российского рынка. Подобный пример можно было увидеть, скажем, на стенде R-Style: на платформе AS/400 демонстрировалась система управления производством и финансами CA-PRMS компании Computer Associates.

Конечно, на выставке были представлены и продукты компаний, чьи имена традиционно связываются с решениями в области управления бизнес-процессами в корпорациях: это программные комплексы отечественных ("АйТи", "Галактика", "Цефей" и др.) и зарубежных (SAP, Baan и др.) фирм.

Любая выставка не обходится без демонстрации новых продуктов. Не стала исключением и эта. Наверное, их даже было немало, но мне удалось познакомиться только с двумя. На стенде SAP менеджер компании по сбыту Георг Трамбург продемонстрировал версию системы R/3, адаптированную для работы на мобильном компьютере. Кроме того, SAP впервые широко представила российским специалистам свои решения для государственного сектора и некоммерческих организаций - R/3 Public Sector.

АО "Весть" знакомило посетителей выставки с работой своего комплекса автоматизации управления предприятием на базе системы управления документами DOCS Open и системы управления деловыми процессами WorkRoute. Как подчеркнул менеджер компании по работе с крупными заказчиками Станислав Макаров, представленный комплекс отражает новую тенденцию: автоматизация делопроизводства рассматривается как часть процесса создания единой информационной системы управления предприятием, в которой документооборот служит средством интеграции специализированных подсистем (бухгалтерского и складского учета и др.).

Мнение Макарова разделяет и вице-президент InterTrust Сергей Моисеев. Его фирма расположилась на одном стенде вместе с другим российским разработчиком - компанией "Никос-Софт". Почему две компании оказались вместе? Определенный круг заказчиков, "созревших" для решения задач корпоративного уровня, нуждается, с одной стороны, в комплексных решениях в области управления предприятием, а с другой - в системах общего и специализированного документооборота. Необходимость объединения прикладных задач с корпоративными информационными технологиями и привела к тому, что InterTrust и "Никос-Софт" решили объединить свои разработки для решения задач корпоративного уровня.

Несмотря на нетрадиционное - для выставки по информационным технологиям - место проведения (Центральный дом художника), экспозиция не страдала от отсутствия посетителей и больше напоминала деловую встречу, чем ярмарочное шоу. Свою роль здесь, наверное, сыграли и конференции по проблемам управления, проходившие в дни работы выставки.

Сравнивая отечественные и зарубежные системы, ведущий специалист компании "Атлант-Информ" Дмитрий Асеев, в частности, заметил, что к недостаткам некоторых зарубежных программ, распространяемых на нашем рынке, относится их "жесткость" (например, трудность корректировки введенной пользователем информации, сложность реализации функции "отката"), порой ставящая в тупик российского пользователя.

По его словам, в данный момент большинство отечественных систем предлагают в основном решение экономических задач: бухгалтерский учет, финансовый анализ, в определенной степени технико-экономическое планирование. Однако управление производственными процессами реализовано пока "не на должном уровне".

Пытается ли компания при работе с заказчиком убедить его в необходимости рациональной перестройки процессов управления предприятия или же она подстраивается под существующие у него технологии управления? По словам Асеева, "бывает по-разному". Скажем, от внедрения системы, как правило, высвобождается часть рабочих мест, а заказчика это может не устраивать. Или он намерен "задублировать" свою технологию управления. "Можно много говорить о красивых решениях и необходимости реструктуризации управления, но пока заказчики покупают то, что их больше устраивает", - добавил он.

В разговоре с генеральным директором корпорации "Галактика" Дмитрием Черных речь шла о том, могут ли российские системы успешно конкурировать с западными системами. На вопрос о том, насколько функциональная полнота "Галактики" отвечает потребностям российских предприятий, он ответил, что система даже более полна, чем это диктуется потребностями российского рынка, и лишь успешные работающие предприятия способны использовать все ее возможности.

"Галактика" готова к деноминации российского рубля, пережив ее уже дважды: в Белоруссии и на Украине.

У компании есть решения для вертикальных рынков - пока их 12.

"Можно сказать, что с точки зрения решения задач управления экономикой наши клиенты на 80% идентичны. И только 20% установок нашей системы отражает специфику отдельных отраслей. Если рассматривать более низкий слой управления - всевозможные АСУТП, то мы не занимаемся им", - так определяет место "Галактики" Черных.