И вот уже третий номер подряд вы читаете публикации трех авторов. Точнее - одного автора-рекрутера и двух экспертов. Возможно, кому-нибудь будет интересно узнать, с чего начиналась идея регулярной "Карьеры". Разумеется, мы с господином главным редактором обратились к богатейшему опыту первоисточника - американского Computerworld. Однако почти половина публикаций раздела "IT-Career" этого самого заокеанского первоисточника относилась к теме всевозможных сертификаций. Из чего несложно сделать вывод о принципиальном значении для американского рынка данной составляющей построения карьеры специалиста-компьютерщика.

А вот у нас (по законам жанра, как вы понимаете, необходима именно такая формулировка) ситуация совсем иная. Сдача экзаменов и получение соответствующего сертификата, имеющего котировку "Around the world", - задача вполне посильная. Причем не только для любой уважающей себя компании, но и практически для любого специалиста. Но нужно ли это? Что-то не очень активно бьются русские компьютерщики за право украсить свое рабочее место красивым дипломом. Лишь малая часть специалистов на нашем рынке труда имеют какие-нибудь сертификаты. Хотя, по заверениям сертифицирующих организаций, если раньше на прохождение тестов специалисты направлялись исключительно своими фирмами, то сейчас растет процент компьютерщиков, самостоятельно проходящих сертификацию. Вот и хочется подробнее рассмотреть данную тему: специалист, сертифицирующийся самостоятельно. Нужно ли это? И если нужно, то кому? Или когда? К мнению людей, сертификацию проводящих, обратимся в следующих материалах. А начнем с нас - рекрутеров, специализирующихся на компьютерных кадрах.

Итак, шесть аргументов и контраргументов, касающихся прохождения сертификации в области информационных технологий. В следующих случаях сертификация может оказаться наиболее полезной.

1. Если вы планируете уходить из компьютерного рынка в некомпьютерный. Наличие сертификата больше всего ценят в некомпьютерном бизнесе. Существует нехитрая закономерность: компьютерные фирмы гораздо меньше интересуются наличием красивых дипломов, чем некомпьютерные работодатели. Особенно сильно желание видеть только сертифицированных компьютерщиков в банках, финансовых и инвестиционных компаниях. Вероятность получить у них работу сильно повышается, если у вас есть подтверждающий ваши знания документ.

Контраргумент. С другой стороны, наш рынок труда уже дошел до той стадии, когда профессионализм ценится выше, чем бумажка, даже самая красивая. Большинство серьезных работодателей в первую очередь будет обращать внимание на то, где вы уже поработали и какие функции на прежнем месте работы выполняли. Что же касается навыков работы - работодатель по возможности постарается выявить их сам тем или иным образом. Трудно ожидать от крупного банка стопроцентного доверия к сертификату - для него это бумажка, которую потенциально можно купить за деньги, и он отнюдь не обязан разбираться в реалиях компьютерного мира. Что-то вроде водительских прав: их обладатель не сможет даже претендовать на вакансию водителя - необходим опыт практического вождения, а ведь права - это государственный документ. Если же наличие сертификата ставится выше, чем опыт и навыки работы, то это повод задуматься - долго ли просуществует компания с такой кадровой политикой?

2. Полученный сертификат может сыграть положительную роль при возвращении в компьютерную индустрию. Ситуация банальная: множество компьютерщиков, ушедших из профильных компаний, поработавших "эникейщиками и тому подобным" среди "чайников", хотели бы вернуться в компьютерный бизнес. Да только компьютерные работодатели весьма не любят специалистов из непрофильных фирм, считая последних не очень квалифицированными. По мнению компьютерных боссов, уровень таких спецов несколько ниже, а сертификат - подтверждение еще не потерянной квалификации.

Контраргумент. Однако возвращение в отрасль с новым сертификатом может вызвать и весьма обоснованные подозрения. Откуда, собственно, у человека сертификат, где он его взял и зачем, если в отрасли не работал? Работодатели из компьютерных компаний, как правило, хорошо разбираются в системах обучения и сертификациях, поэтому ваши умения, подтвержденные сертификатом, должны иметь практическое приложение в том бизнесе, которым компания занимается. Если же этого нет, то возникает вполне резонный вопрос: зачем человек, обученный и сертифицированный по одним продуктам, переходит на другие?

3. Вы уезжаете за рубеж или, пребывая в России, намерены искать работу за границей. Сертификация - необходимейшее подтверждение ваших знаний. Чему же еще верить зарубежному работодателю при первичном отборе кандидатов? Не секрет, что по многим позициям сертификация в России, дотируемая некоторыми компаниями-производителями (Novell, Microsoft, Lotus...), обойдется в несколько раз дешевле, чем, например, в США.

Контраргумент. За рубежом даже десять сертификатов по самым современным и актуальным продуктам не заменят одного-единственного вида на жительство. Развитые зарубежные правительства, знаете ли, не любят, когда наглые восточноевропейцы перехватывают рабочие места у их налогоплательщиков. Так что сертификат никоим образом не облегчит вам получение квалифицированной работы в Кремниевой Долине. Если же вас хотят взять на работу "черновую", то сертификат скорее помешает: ну не должен грамотный и сертифицированный специалист соглашаться писать коды за маленькие деньги - такова стандартная (и вполне понятная) логика зарубежного нанимателя.

4. Если вы не москвич, но планируете искать работу в столице нашей Родины, наличие сертификата станет хорошим доводом для не доверяющего иногородним московского работодателя. В настоящее время имеются очень неплохие возможности для прохождения сертификации почти "на дому". О действующих в регионах учебных и сертификационных центрах мы напишем подробнее в одном из выпусков "Карьеры".

Почти Контраргумент. Единственный возможный вопрос московского работодателя - а как это вы, проживая так далеко от центров обучения, смогли пройти сертификацию? Если вы сможете аргументированно ответить на этот вопрос, предусмотрительно обзаведясь московским жильем, и внешность у вас не заставляет каждого постового милиционера принимать "боевую стойку" - сертификат поможет вам найти работу в Москве.

5. Станьте первым среди первых, получив сертификат по новым продуктам, по которым специалистов еще очень мало. Хорошо быть уникальным, "единственным в России"! Тогда вам и карты в руки.

Контраргумент. Возможность эта, по правде говоря, скорее "виртуальная". Если продукт требует специального обучения, то этим занимается продающая его компания или представительство производителя. Что она и делает, причем, как правило, довольно активно, так что одновременно с продажей продукта порождаются сертифицированные специалисты, и стать единственным просто невозможно. Либо вы станете владельцем совсем уж экзотического сертификата, имеющего скорее музейную ценность. Попробуйте найти работодателя, которого подобный сертификат заинтересует.

6. Вы хотите повысить свою цену на рынке труда. То есть полны решимости получить от работодателя повышение по службе или путем легкого шантажа добиться прибавки к окладу.

Контраргумент. В любом случае шантаж работодателя имеет смысл только тогда, когда продуманы варианты "отхода" в случае неудачи. И если честно, он оправдан, если вам действительно недоплачивают по нынешнему месту работы или вас еще как-то недооценивают. Сама по себе дополнительная сертификация не может служить аргументом в споре с работодателем: вам возразят, что сертифицироваться вас не просили и доплачивать за это компания не обязана.

Интересная картинка получается. Несложно сделать вывод, что сертификат является лишь инструментом. Точнее - одним из инструментов работы специалиста по построению собственной карьеры. При этом само по себе наличие сертификата (равно как и его отсутствие) еще ничего не значит. Итак, дорогие читатели, мы затронули увлекательную, как нам кажется, тему. И призываем вас: давайте ее вместе продолжим. Или закроем. Адрес для писем тот же: Enter@osp.ru.


Кстати...

Нужен ли специалисту сертификат, подтверждающий его знания? Мой ответ на этот вопрос: не помешает. Приведу несколько тезисов в защиту своего мнения.

На Западе уважающая себя фирма не возьмет работника без документа, подтверждающего уровень его профессиональной подготовки. Наличие сертификата - своеобразная характеристика работника, в какой-то степени отражающая его отношение к профессии (стремление к профессиональному росту, компетентность и т. п.). Однако, наличие сертификата еще не означает, что нанимаемый работник обладает набором знаний, удовлетворяющим работодателя.

Сертифицированный работник повышает престиж фирмы. Сертификат обеспечивает претенденту определенный статус, это солидный аргумент в вашу пользу.

Наличие сертификата в определенной мере позволяет защитить работодателя от недостаточно компетентного работника. Специалист, который нигде не учился, будет вызывать вполне обоснованное подозрениие в плане профессионализма, особенно если у фирмы-нанимателя нет собственных экспертов для проведения квалифицированного собеседования. В данной ситуации сертификат может избавить вас от многих проблем. Сертификат - средство борьбы за подтверждение своей уникальности в конкретной области.

Если вы хороший специалист, вам не составит большого труда сдать на сертификацию (в солидных фирмах такого рода расходы компенсируются из специальных средств). Сертификат - это своего рода подтверждение факта обладания какими-либо знаниями.

Если у вас нет сертификата, запаситесь хорошими рекомендациями (желательно представителей той области, в которой вы собираетесь работать). В инофирмах или на предприятиях с участием иностранного капитала, в которых принят западный вариант делопроизводства, отсутствие сертификата может значительно осложнить поступление на работу.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране имеется много уникальных специалистов, которые, в силу тех или иных причин, не прошли специального обучения и не сдавали квалификационного экзамена. Однако все идет к тому, что наличие сертификата скоро станет обязательным при приеме на работу, так как это намного упрощает жизнь и кандидату на ту или иную должность, и работодателю. При высокой насыщенности рынка труда люди, обладающие соответствующими документами, будут гораздо удачливее своих несертифицированных коллег.

- Нина Игнатенко,

психолог-консультант

компьютерного кадрового агентства Enter

Сертификаты производителей: эффективный, но дорогой способ повышения квалификации

Специалистам по информационным технологиям важно поддерживать свою квалификацию на современном уровне. С этой целью многие из них получают сертификаты производителей, например сдав экзамены на получение сертификата, поддерживаемые поставщиками сетевых операционных систем. Хотя сертификация пользуется популярностью, не все работодатели выделяют на это деньги. Если говорить о способах продолжения образования, то здесь можно найти пути и получше.

Microsoft и Novell, основные компании, поддерживающие сертификацию в области сетевых ОС, предлагают несколько серий экзаменов на получение сертификата. Плата за экзамены Microsoft составляет 100 дол. каждый, а за экзамены Novell - 85 дол., однако обучение на подготовительных курсах обойдется вам намного выше.

Несмотря на то что обучение на традиционных курсах является наиболее распространенным путем получения сертификата, существуют менее дорогостоящие способы, в том числе онлайновое обучение, самоучители на CD-ROM и телевизионные уроки.

Novell и Microsoft, подобно другим компаниям, разрабатывающим и продающим сертификационные учебные курсы, надеются, что подготовка квалифицированных специалистов поможет увеличить объемы продаж программных продуктов.

Между тем сертификация сама по себе является мини-отраслью компьютерной индустрии. По данным Novell, предложившей в 1987 году учебную программу Certified NetWare Instructor, которая ознаменовала рождение этой отрасли, начиная с 1989 года диплом сертифицированного инженера Novell получили 120 тыс. человек. Microsoft не называет точное число аттестованных ею сертифицированных системных инженеров, но отдает отчет в большом потенциале этого рынка. Согласно недавнему исследованию американской ассоциации информационных технологий, в информационной индустрии США имеется примерно 190 тыс. вакантных рабочих мест. Поскольку получение сертификата Microsoft или Novell может обойтись примерно в 10 тыс. дол., эти незанятые места составляют потенциальный рынок учебных услуг объемом до 1,9 млрд. долл.

Для тех, кто не продает, а получает сертификаты, их ценность заключается в том, что они имеют спрос на рынке труда. Сертификаты привлекают руководителей служб найма, поскольку их владельцы подготовлены к тому, чтобы сразу выполнять свою работу. Однако сейчас, в условиях обостренной конкуренции на рынке труда, не всем работодателям выгодно, чтобы их работники получали сертификаты. Некоторые предпочитают, чтобы их подготовка оставалась на уровне их служебных обязанностей.

Как пояснил Дэйв Хаятт, вице-президент по продажам и маркетингу учебного центра DRA Software Training Center, выдающего сертификаты Microsoft и Novell, работодатели не хотят давать дипломы, поскольку после этого работники получают значительно больше шансов уйти в другое место. "В центре DRA, - добавил он, - около 50% слушателей проходят подготовку к сертификации".

Независимо от того, кто платит за сертификацию, она повышает ценность специалиста на рынке труда. По сообщению одной из компаний, осуществляющих обучение продуктам Microsoft, после вручения сертификата 59% ее слушателей получили повышение; у 29% прибавка к зарплате составила 10% или более. Тем не менее сертификация, по-видимому, не позволяет столь же эффективно повысить свою квалификацию, как другие формы образования, в частности университетское.

Ни Microsoft, ни Novell не рассматривают свои сертификационные учебные программы как попытку заменить колледжи.

Но для некоторых специалистов сертификат, в отличие от диплома колледжа, открывает возможность более быстрого продвижения по службе. Кое-кто из служащих компаний еще до окончания колледжа стремится получить сертификат Novell или Microsoft. Имея сертификат, можно продолжать работать и возобновить учебу в колледже, когда это удобно.

- Стив Александер,

InfoWorld, США