Чем примечательно современное отношение общества к информационным технологиям, чтобы вести речь об этом в компьютерной прессе?

Прежде всего, очевидно взаимовлияние компьютерной и общественно-политической прессы. До некоторых пор обе они существовали независимо: замкнутая на своих проблемах компьютерная и универсальная общественно-политическая, с точки зрения профессионала квалифицированно рассуждающая о чем угодно, но не о компьютерах. Однако сегодня последняя стала воспринимать компьютерную тематику, правда, больше в экономическом и социальном аспектах (текущая ситуация на Hью-Йоркской фондовой бирже, влияние последствий взлома информационной системы банка на регулярность выплаты пособий или победа суперкомпьютера в шахматном матче с чемпионом мира). Но, тем не менее, на поле, где играла только компьютерная пресса, вышли общественно-политические издания. Это инициировало процесс поиска своей экологической ниши - началась специализация компьютерной прессы, которая стала пробовать свои силы уже не только в обсуждении вопросов, связанных с особенностями программирования микропроцессоров, освоения систем автоматизации проектирования, но и говорить об общих закономерностях компьютерного рынка.

Общество становится сегодня все более технократичным, и все большее число людей интересуется вопросами применения компьютеров. Связь российской журналистики с компьютерным рынком с каждым днем становится все более тесной.

Среди причин проникновения общественно-политической прессы в сферу информационных технологий можно назвать и чисто коммерческие аспекты: самые крупные рекламодатели - это компьютерные компании. Мало того, для солидного политического журнала престижно размещать рекламу ведущих компаний, в числе которых сегодня опять же очень много фирм, непосредственно связанных с ИТ.

Следствием интеграционных процессов стало привлечение неспециалистов из общеполитической прессы к освещению компьютерных событий, и наоборот - профессионалы из компьютерных изданий начинают публиковаться в общей прессе по проблемам ИТ-рынка. Однако традиционная общественно-политическая пресса не всегда оказывается готовой к оперативному восприятию событий из области

информационных технологий.

Одновременно происходит процесс взаимного влияния - достаточно обособленная до сегодняшнего дня компьютерная пресса сталкивается с нормами, бытующими в прессе общественно-политической. Некая размытость границ приводит, в частности, к возникновению вопросов типа "что важнее - уметь писать или быть спецом по компьютерам", или высказываний типа "компания IBM и ее дочерняя фирма HP", или "компания HP приобрела фирму DEC", как пару лет назад сообщило одно уважаемое издание.

Помимо опусов, выходящих из-под пера дилетантов, встречаются, естественно, и откровенно ангажированные статьи, и в этом смысле может оказаться полезным опыт пока еще, к сожалению, немногочисленных в России компьютерных компаний, четко разделяющих два вида деятельности: связь с общественностью и реклама. Это введено в ранг официальной политики компаний. У агентства, покупающего рекламные площади, имеется одно задание - эффективно разместить прямую рекламу, у PR-службы - свои задачи. Совсем иначе воспринимаются платные услуги некоторых рекламных агентств по оказанию помощи в размещении статей по решениям (продуктам, услугам...), предлагаемым той или иной компанией. Объективность таких статей более чем сомнительна, и, в конечном итоге, они должны отрицательно влиять на репутацию самой компании. Однако пока это часто сходит с рук, "общественность" реагирует на такие опусы очень слабо, нет мер обратного воздействия. Отсюда и недоверие к прессе вообще. Многие сокрушаются, что в Pоссии перестали уважать журналистов - немудрено, ведь престиж специалиста зависит от престижа профессии.

Что под журналистской этикой (речь идет о солидной, а не о бульварной прессе) понимают на Западе, где уже переболели нашими болезнями? Здесь перепроверяют публикуемую информацию. У нас с этим обстоит по-другому, хотя, в принципе, уже сегодня за обнародование ложной информации можно "схлопотать" - правда, нет прецедентов. Отрадно, что в компьютерной прессе трудно вообразить (пока?) ситуации, имеющие место в прессе общей. Взять хотя бы проект "Сирена-3", когда откровенный компромат о нем в один день опубликовали сразу три центральные ежедневные газеты, не удосужившись грамотно и профессионально разобраться в его сути.

С другой стороны, более широкому проникновению компьютерной прессы в жизнь общества мешает замкнутость ("ты меня понимаешь и я тебя - мы одна тусовка") и отсутствие должной журналистской подготовки авторов, а как быть читателю? К этому еще добавляются амбиции бывших компьютерных специалистов, а ныне еще не профессиональных, но уже достигших определенных высот в прессе журналистов. Читателя не трогают их амбиции или личные впечатления автора о ходе той или иной презентации - ему нужна объективная информация, местный опыт, факты, аналитика. Тем не менее, в силу расширения рынка информационных технологий компьютерная пресса из любительской постепенно становится профессиональной - а настоящий профессионализм, как оказывается, неразрывно связан с этикой - профессиональной, да и общечеловеческой.


Дмитрий Волков - главный редактор журнала "Открытые системы". С ним можно связаться по электронной почте по адресу vlk@osp.ru