Но, к сожалению, мы вряд ли увидим их работающими в отделе информационных технологий какой-нибудь компании.

К счастью, на свете существуют Netscape, Yahoo и прочие компании, где работают молодые светлые головы - благодаря им денежные воротилы с Уолл-Стрит (равно как и все прочие) могут узнать, что технические запросы нового поколения не ограничиваются Sony Playstation, интеллектуальным пультом управления для телевизора и компьютеризованными кассовыми аппаратами, на которых так удобно отстукивать чеки юным сотрудникам сети ресторанов МакДоналдс. Новое поколение выбирает не только Пепси!

Всего несколько минут, проведенных в обществе Тэйта Стивенса, Бобби Лэнда, Дикки Сеттла, Брюса Падмора и Стива Крачфилда, - и вы сразу вспомните, что и Биллу Гейтсу, Стиву Джобсу и Скотту МакНили не всегда было по сорок лет, было им и по двадцать.

Computerworld предпринял поиск юных дарований, которые уже внесли свой вклад в выработку нового подхода к компьютерной технике. Не знаю, пойдут ли они по стопам своих именитых предшественников, но свой след в технике им уже удалось оставить. Представители нового поколения обладают недюжинным интеллектом, прекрасно формулируют свои мысли, они не чужды философских размышлений, а идеализм сочетается в них с прагматизмом. Их беспокоят судьбы обездоленных, больных, малообразованных людей, но они верят в силу свободного рынка. Ни одному из них еще нет и двадцати пяти лет. Вот наиболее, на наш взгляд, интересные моменты видеоконференции, во время которой мы попросили молодых людей высказать свои взгляды на свою будущую работу и на технику в целом.

Как вы думаете, будут ли стремиться на работу в отделы информационных технологий частных компаний молодые люди вроде вас?

Дикки. Основная идея любого информационного отдела - консерватизм. Людям хорошо, когда ситуация остается стабильной на 99,99%; они считают, что пользоваться надо тем, что заведомо работает. Мой подход - стремление к новизне. С меня хватит и 80% стабильности, я люблю, чтобы все время возникали новые проблемы. Я видел, что бывает с людьми вроде меня, когда они попадают в среду консерваторов, видел и консерваторов, попавших в общество любителей новизны, - и то и другое ни к чему хорошему не приводит. Я бы всячески стремился избежать ситуации, при которой моя работа стала бы приносить больше вреда, чем пользы, что для меня абсолютно невыносимо.

Бобби. Смотря какая компания. Мне нравится быть на переднем крае Internet, осваивать новое оборудование. Мне бы очень не хотелось сидеть всю жизнь за столом и только и делать, что нажимать пару-тройку кнопок.

Тэйт. Если главной моей задачей будет разработка новых программ или реализация новых технологий, то я скажу "да". Если мне придется только поддерживать покупные изделия - это будет работа исключительно ради заработка.

Стив. Мне больше нравится быть конструктором автомобилей, чем автомехаником.

Брюс. Я лучше повешусь, чем соглашусь на такое.

Мы всю жизнь работали, а они...

Отличается ли ваше отношение к работе от отношения, например, ваших родителей?

Бобби. Мои родители просто отсиживали рабочее время от звонка до звонка. Мне кажется, работа должна занимать все время - ее записывают на дискету, уносят домой, а потом доделывают - вместо того чтобы сидеть у телевизора. Мне нравится, что моих родителей пугают технические достижения.

Тэйт. Они вроде бы даже и любят свою работу, но стараются не перерабатывать и все время заботятся о том, чтобы начальство было довольно. Нельзя сказать, что работа для них является продолжением хобби. Я бы хотел работать в таком месте, где срок выпуска продукции определялся бы производственной необходимостью, а нежеланием начальства проверить, чем занимаются подчиненные. Мне нужен руководитель, который смог бы примириться с мыслью о том, что я работаю с максимальной отдачей не с девяти до пяти, а в другое время.

Брюс. В прошлом работа состояла в основном в том, чтобы день за днем выполнять одни и те же действия. В будущем для работы потребуется больше умения решать новые задачи и адаптироваться к меняющимся внешним условиям.

Дикки. Если работа заставляет человека четко делить все вещи на относящиеся и не относящиеся к работе - значит, он занимается не тем.

Хранители технологий

Какие технологии кажутся вам перспективными с точки зрения вашей будущей работы?

Тэйт. Интеллектуальные агенты. Интеллектуальные агенты. Интеллектуальные агенты. Сильно разовьются сети intranet. Мне кажется, неплохое будущее и у сетевых компьютеров. Однако их будут использовать не только для выхода в Internet. Что, если пользователи получат возможность самостоятельно настраивать компьютер в соответствии со своими запросами и возможностями? Просто будут использоваться разные модули - одни для начинающих, другие для специалистов.

Брюс. Средства персональной работы с пользователем, которые смогут собирать информацию о пользователе и фильтровать (или редактировать) посылаемые пользователю данные. И еще - технологии автоматического ответа, предназначенные для анализа и классификации информации, поступающей в произвольной форме и имеющие возможность определить, какие действия следует предпринять в соответствии с этой информацией.

Бобби. Распознавание голоса.

Дикки. Наши дети будут работать с новыми методами исследования биологических систем и управления ими. Эти биотехнологические методы станут совершенно новым средством обеспечения взаимодействия между миром техники и живыми существами, и с ними будут связаны новые возможности и новые проблемы. Вам никогда не случалось "отлаживать" корову? Инструментальные средства, работающие на атомном и субатомном уровне, позволят создать принципиально новые компьютеры и устройства и обеспечат вмешательство в строение материи на субмикроскопическом уровне.

Стив. Мне кажется, что в будущем компьютеры будут применяться так же, как сейчас электромоторчики - в вентиляторах, фенах и проигрывателях компакт-дисков. Нас не интересует, что у них внутри, - для нас это просто устройство, выполняющее определенную задачу. Именно этого люди и ждут от компьютеров - это такая маленькая штучка, с которой я могу непосредственно общаться и которая помогает мне договориться о встрече или разобраться, куда уходят семейные деньги; в идеале она должен быть подключена к какой-нибудь сети. Нужны специализированные решения, а не универсальные чудища стоимостью в 5 тыс. долл.

Что нас ждет?

Какие технологии безнадежно устареют в ближайшие пять-десять лет?

Дикки. Gopher. NetWare и Lotus Notes. По-моему, обречены на вымирание лазерные диски и кремниевые микросхемы.

Бобби. Все, что существует сейчас, может быть интегрировано и в новые системы.

В нашей встрече принимают участие пятеро парней, причем четверо из них - белые. Мы искали потенциальных собеседников везде, где только могли. Где же яркие индивидуальности среди женщин и представителей разных этнических групп?

Стив. Одна моя очень хорошая знакомая, избравшая своей специальностью информатику, не раз слышала фразы типа "не бабское это дело" от своих соучеников и даже преподавателей. Москва не сразу строилась; я думаю, что основы нашего отношения к жизни закладываются в начальной школе.

Бобби. Среди женщин нет ни одного Билла Гейтса. Должна появиться женщина, которая сможет сказать: "Берите пример с меня - у меня же все получилось".

Брюс. Представители меньшинств не видят примеров для подражания, а без этого им кажется, что все их усилия пропадают впустую. Мое детство прошло в Новом Орлеане, и я видел, что большинство людей вокруг меня просто не понимали, как соотносится техника с жизнью. Они страшно удивились, когда мне удалось им это показать. Моя мама отказывала себе во всем и без всяких вопросов покупала мне все, что я хотел, - книги, программы, электронные устройства. Я обнаружил, что могу решать задачи ничуть не хуже, а то и лучше, чем мои соученики. И я сказал себе: "Из этой игры я могу выйти победителем". Но для своей среды я абсолютно чужеродное тело.

Тэйт. Все еще впереди.

Правда ли, что в будущем общество будет делиться не на бедных и богатых, а на людей, имеющих доступ к современной технике, и людей, лишенных такого доступа?

Брюс. Когда я был маленький, мама часто говорила: "Делать деньги может только тот, у кого они есть". В то время я не мог понять горький смысл этого присловья. Он доходил до меня по мере взросления. Мне не на кого было опереться. Мне приходилось до всего доходить самому. Information Cybernetics, наша родительская компания, пытается получить государственное финансирование проектов по обеспечению широкого доступа к Internet. Мы считаем, что на этом пути можно достичь многого.

Тэйт. Чтобы технологические бедняки стали технологическими богачами, надо в первую очередь усовершенствовать нашу образовательную систему. Рассуждения вроде "поставить в каждую школу по компьютеру - и все дела" никуда не годятся.

Бобби. Цены будут продолжать снижаться, и все больше и больше людей смогут купить компьютер и подключиться к Internet. Главное - свободная конкуренция.

Стив. Нечто подобное уже происходило лет 50 назад, когда появились первые телевизоры. Посмотреть телевизор приходили люди со всего дома. Сейчас телевизоры есть в любом ресторане или заправочной станции; во многих домах их по нескольку штук. Так что по мере становления технологии она дешевеет, ее доступность растет, и, что важнее, растет степень осведомленности об этой технологии. Двадцать лет назад для работы на компьютере требовалось умение программировать. Сейчас пользователь может даже не владеть клавиатурой - есть графические средства интерфейса.

Дикки. В ближайшие два десятилетия я предвижу определенное вырождение так называемого среднего класса. Что тут можно поделать? Пока не знаю.

...Я пытаюсь думать о создании "информационных посредников" для местных сообществ, благодаря которым организации людей из сельской местности или людей с низким уровнем доходов (а не отдельные личности) получат больше возможностей. Мне кажется, это вполне может стать первым шагом.

Не раз мне приходила мысль, что все это - не более чем проявление тупости, невежества и эгоцентризма белого либерала, возможно, люди вовсе и не жаждут подобных благодеяний. Но потом я забываю о своей рефлексии и вновь начинаю прошибать лбом стенку.

Снимите шоры...

Закончите предложение: технологию будущего можно усовершенствовать, обратившись к...

Дикки. Альтернативным культурно-религиозным построениям. Дзен-буддистской медитации. Философии движения айкидо. Пренатальному ментальному развитию. Нейролингвистическому программированию индейцев племени Навахо. Наша западноевропейская протестантская технократическая философия чересчур эгоцентрична. Небольшая доза парадигм альтернативных культур значительно улучшит мировое сообщество и условия жизни людей.

Стив. К людям, отчужденным от индустриально-технологической культуры. Специалисты, работающие в промышленности, весьма самодовольны и самодостаточны. Огромное количество компаний свято верит, что изготовленные ими продукты совершат переворот; когда же эти продукты появляются на рынке, то оказывается, что они просто никому не нужны.

Нам - и ученым, и производственникам - надо задуматься о том, какого рода техника нужна людям, которые вообще ничего не знают о компьютерах: философам, художникам, поэтам. Они-то и составляют подавляющее большинство, и именно с ними связано наиболее перспективное направление развития промышленности. Именно там - наше будущее.


Джозеф Маглита - старший редактор Computerworld. Наша особая благодарность - компании PictureTel, выполнившей всю техническую работу и предоставившей оборудование и средства связи для организации четырехсторонней видеоконференции.

Дикки Сеттл, 24 года, вице-президент компании Ventana Technology. Первый выпускник университета шт. Северная Каролина по специальности "Разработка виртуальной реальности". Играл основную роль в разработке первого сервера World Wide Web с общим доступом и стандарта HTML. В 1994 году, вместе со своей женой Каролиной, основал компанию DreamTech Enterprises, выпустившую первую коммерческую публикацию на Web - книгу Стивена Кинга "Последнее дело Умни". Рабочие группы под руководством Дикки Сеттла занимались разработкой новых технологий для Internet и мультимедиа.

Тэйт Стивенс, 22 года. Этой осенью начал работу над кандидатской диссертацией в области медицины и информационно-медицинских технологий в университете Лома Линда. Разрабатывал программное обеспечение по заказу центральной больницы Риверсайда, Калифорнийского университета Риверсайда, а также компаний March of Dimes и Medical Office Services. Выполнял иллюстрации к научным статьям в журнале International Journal of Bifurcation and Chaos. В настоящее время создает технологию передачи информации о пациенте в реальном времени по сетям TCP/IP. Кроме того, занимается организацией некоммерческой коммуникационной компании для Internet.

Стив Крачфилд, 19 лет. Студент предпоследнего курса Университета Джона Гопкинса. Специализация - электронное и компьютерное машиностроение и информатика. Разработал ряд оригинальных программ, в том числе программу Zoom Lens для слабовидящих и условно-бесплатную игровую программу Beam Wars. Ведет курсы по программированию для аспирантов. Этим летом окончил интернатуру при Apple Computer.

Бобби Лэнд, 19 лет. Студент Марист-Колледжа. Специализации - биология и информатика. Web-мастер сервера своего учебного заведения; разработал Web-серверы на французском и русском языках. Создает программное обеспечение для электронной записи в колледж. Спонсором разрабатываемого им программного обеспечения электронного Зала славы атлетов, по-видимому, вскоре станет одна из крупных компаний.

Брюс Падмор, 24 года. Директор по информационным технологиям компании Millennium Productions, занимающейся налаживанием связей между искусством и техникой. Получил степень бакалавра по машинам и механизмам в Массачусетском технологическом институте. Работал в исследовательском центре IBM имени Томаса Ватсона (Нью-Йорк). Уволился оттуда, поняв, что "образ его мыслей определяется техническим задачами", а не наоборот. Изобрел мышку для слепых.