намного дальше намерения к 2000 году сделать сетевые компьютеры принадлежностью 90% американских домов.

Oracle недостаточно славы "глашатая сетевого ПК", специализирующегося на базах данных. Она надеется захватить столь различные области рынка, как базы данных, промежуточное ПО, Web-серверы, инструментарий, корпоративные приложения, электронная коммерция, а также ПО и сервисы по внутрикорпоративным сетям. Вдобавок компания пытается добиться, чтобы ее повсеместно признали.

Она хочет, обойдя IBM и Microsoft, стать лидером компьютерной индустрии следующего тысячелетия. "Oracle стремится к славе особой компании-альтернативного поставщика, предлагающего все, кроме операционной системы", - это фраза из отчета компании Ovum, специализирующейся на исследованиях рынка. Мировая экспансия - составная часть этого плана: 13 из 25 тыс. служащих Oracle работают за пределами США, причем, начиная с сентября, штат работников за рубежом пополнился более чем тысячей "новеньких".

Кроме того, хотя Oracle, по всей видимости, признана во всем мире как первый производитель баз данных, по мнению Дэна Кузнецки, возглавляющего исследования по программе сред клиент/сервер в компании IDC, "первому производителю", чтобы утвердиться в качестве поставщика комплексных решений, придется проявить больше изобретательности, чем ему по силам,.

Сбыт продуктов Oracle за рубежом быстро растет. Оборот в 1996 финансовом году (за период до 30 августа) в Азиатско-тихоокеанском регионе, кроме Японии, был на 50% выше, чем в аналогичный период прошлого года. В Европе за это же время оборот увеличился на 33%. И это значение было наименьшим по всем регионам! В странах американского континента, включая Канаду, США и латиноамериканские страны, оборот возрос на 46%, а в Японии наблюдается стабильный рост этого показателя на 50%.

В Латинской Америке оборот в 1996 финансовом году вырос на 52%, в то время как в США - на 44%. Тем не менее на США приходится почти 50% мировых поступлений компании.

Несмотря на высокие темпы роста мировых продаж, Oracle подвергалась критике за организацию операций за рубежом, особенно в Европе - очевидно, что характер ведения глобального бизнеса стал причиной более низкого, чем ожидалось, уровня поступлений. В Европе, которая по объему продаж уступает только США, поступления за 1996 финансовый год составили 1,5 млрд. долл. против 2,1 млрд. долл. в США.

Тем не менее, по словам Лона Поулса, аналитика из IDC Denmark, на долю Oracle приходится 38% рынка серверов баз данных в Европе, где она считается лидером.

Не сумев организовать каналы розничной торговли и заслужив репутацию компании, не учитывающей европейских традиций ведения бизнеса, Oracle, по словам Пьера Карло Фалотти, старшего вице-президента компании, упустила возможные высокоприбыльные сделки в Европе.

"В большинстве наших проблем в Европе виноваты мы сами, - заявил Фалотти, - и нам прежде всего необходимо поднять свой престиж в европейских странах". Он добавил, что Oracle сконцентрирует свои усилия на формировании в Европе устойчивых каналов распределения, как прямых, так и опосредованных, и на предоставлении заказчикам комплексных решений.

"Нам необходимо изменить психологию наших европейских отделений, которые все еще живут представлениями, типичными для небольшой компании", - заметил Фалотти.

Положение несколько лучше в других частях света, где Oracle сопутствовал огромный успех: расширение доли рынка баз данных и признание компании как ведущего поставщика. Объемы продаж компании в Азиатско-тихоокеанском регионе быстро растут, однако в 1996 финансовом году по-прежнему на него приходилось 14% общих поступлений, или 605 млн.долл.

Оборот Oracle, например на Филиппинах, увеличится в 1997 финансовом году на 87% и достигнет 1,48 млн.долл. В число других областей с быстрыми темпами роста входят Корея, Тайвань, Индия, Китай и Вьетнам. Во всех этих странах, как сообщил Дерек Уильямс, старший вице-президент Азиатско-Тихоокеанского отделения компании, объемы продаж выросли примерно на 100%.

Oracle считает, что Азия представляет собой рынок с огромным потенциалом сбыта сетевых компьютеров и продуктов для Internet в целом. По словам Уильямса, к марту 1997 года Oracle выпустит в продажу сетевые компьютеры в Корее, на Тайване и в Японии, а в скором времени также и в других странах. Поскольку в развивающихся странах, таких как Китай, доля используемых домашних компьютеров невелика, Oracle считает сетевые компьютеры жизнеспособной альтернативой дорогим ПК. Вместе с тем Уильямс признал, что инфраструктура подобных стран может оказаться недостаточной для поддержки широкомасштабного использования этих устройств.

Доля Oracle на рынке реляционных баз данных в Японии, согласно данным Синтаро Вакахара, аналитика из Dataquest Japan K.K., постоянно растет: два года назад она составляла 30%, а к сегодняшнему дню выросла до 50%. По его мнению, Oracle благоприятствовало то, что японские компании, как правило, предпочитают продукты, которые считаются наилучшими в отрасли. Многие японские компании выбирают Oracle просто потому, что она является мировым лидером. Дело не в технических преимуществах, а исключительно в престижности торговой марки.

К сожалению, поддерживать такие темпы роста было нелегко, и Oracle не сумела укомплектовать опытным персоналом сервисные службы на местах, что вызвало недовольство пользователей. Многие японские компании, по словам Вакахары, вынуждены были обращаться за технической поддержкой прямо в штаб-квартиру компании в Калифорнии.

В Латинской Америке, на которую приходится 7% общего оборота Oracle, темпы роста, по словам Карлоса Торребланка, директора компании по международному маркетингу в Латинской Америке, были "феноменальными". В 1996 финансовом году оборот в этом регионе вырос на 52% - это на 10% выше среднего мирового уровня, и на 8% превышает показатели в США.

Компания имеет офисы в 10 латиноамериканских странах, включая Мексику, Коста-Рику, Бразилию, Чили и Колумбию, и сотрудничает с посредниками, распространяющими ее продукты еще в 11 странах региона.

В настоящее время Oracle планирует изменить стиль управления глобальным бизнесом, в том числе предоставить полномочия более высокого уровня международным менеджерам и нанять дополнительных служащих на местах, чтобы помочь компании приспособиться к специфике иностранных рынков. "Oracle в прошлом пренебрегала этой моделью организации бизнеса, предпочитая управлять всем из штаб-квартиры в Кремниевой долине", - сказал Рей Лэйн, президент и главный операционный директор компании. По его словам, переход на новую модель ведения бизнеса закончится к июлю 1997 года.