и единиц завораживает и подчиняет себе, подобно мигающему красному фонарю перед глазами эпилептика, неумолимо наваливаясь тяжелым приступом. Цифровая музыка, цифровое телевидение, цифровое видео, цифровая печать - все средства представления информации подчиняются мистическому ритму нулей и единиц, как красному фонарю...

Прошло 25 лет с момента создания первого микропроцессора. Именно это событие изменило облик существующего мира. Микропроцессоры (компьютеры, цифровые контроллеры) встроены сегодня везде. Они управляют подачей топлива в двигатель автомобиля и приготовлением рыбы, мытьем посуды и пошивом нижнего белья. Привлечение к процессу управления цифровых технологий позволило решить массу проблем, которые недоступны традиционным, аналоговым методам. Если система достаточно простая, она легка и предсказуема. 0 - 1. Лишнего выбора не остается. Либо всплыл, либо утонул. Неустойчивого промежуточного состояния нет. Нет влияния случайных факторов на поведение объекта, его состояние определяется только двумя возможностями. Нет неустойчивости, связанной с температурой, давлением, скоростью ветра и коэффициентом диссипации. По крайней мере в той части, которая не связана с преобразованием аналоговой природы вещей в цифровое отображение (суррогат, если хотите). Переход на цифровую систему записи звука вызвал бурю споров об адекватности такого преобразования. Компакт-диски ругали, их отрицали, на них не хотели записываться. Может быть, это было естественное отторжение новой технологии, прошло время, и все, казалось бы, встало на свои места. Виниловые пластинки стали раритетом, а без проигрывателя компакт-дисков скоро перестанут выпускать даже переносные аппараты. Казалось бы... Но откуда тогда утверждение об улучшенном качестве записи звука при переходе к DVD? Может быть, не все так благополучно в цифровом королевстве? Все правильно, но чего-то не хватает. Что такое душа, нематериальная субстанция... или что-то большее?

Глупо было бы отрицать преимущества, предоставляемые сегодня цифровыми способами обмена, хранения и использования информации. Уже двадцать лет назад ни у кого не вызывала сомнений эффективность применения цифровых систем (компьютеров) для хранения и обработки информации. Многие отрасли пережили настоящий бум при переходе к цифровым технологиям. Кроме того, появились новые возможности.

Не последнюю роль в распространении информации (если не первую) играют различные системы представления. Информация на бумаге, размноженная миллионными тиражами и существующая в единственном (перед прочтением сжечь) экземпляре, долгое время составляла основу информационного общества. А ее производство и тиражирование было чуть не главной задачей общества. Недаром в разнообразных списках "самых-самых-самых" компании, занимающиеся средствами массовой информации, занимают весьма почетные позиции.

Несмотря на заметную роль в развитии общества, полиграфия остается одной из самых консервативных областей человеческой деятельности, а печать на бумаге не претерпела сколько-нибудь принципиальных изменений с начала века.

За последнее десятилетие ситуация изменилась драматически. Полиграфия, хотя и остается ведущим производителем информации, выбрасывая ежедневно сотни миллионов копий, становится объектом пристального внимания. Некоторые предрекают гибель под пятой электронных систем распространения информации. Другие предполагают, что традиционные технологии массового тиражирования уступят место домашним принтерам, которые будут производить только ту продукцию, которая нужна конкретному читателю. Третьи полагают, что изменится технологическая база, и традиционные методы полностью уступят место цифровым. Четвертые полагаются на Бога.

Уже довольно часто слово "печать" заменяется словом "издание". Уже прочно заняло свое место электронное издание, основанное на технологиях Web. Уже электронные носители (CD и VDV) обсуждаются, как альтернатива бумажным изданиям. Что же ожидает нас за порогом третьего тысячелетия?

Сегодня традиционным методам издания (слово-макет-фотоформа-печатная форма- офсетная машина) предлагается несколько альтернатив, основанных на цифровых методах. Коренной пересмотр парадигмы предлагают технологии Web. Они предлагают исключить всю цепочку, следующие за стадией макет. Дальше - дело техники и Сети. Можно кое-что и напечатать. По запросу. Только то, что нужно. Системы цифрового офсета идут с другого конца - здесь предлагается сократить цепочку, перейдя от макета непосредственно к офсетной машине. Есть уж и совсем простое решение, объединить процесс изготовления фотоформы и печатной формы, оно-то, скорее всего, и будет доминирующим.

Что же ожидает индустрию в ближайшем будущем? Погибнет ли традиционная полиграфия завтра или можно строить полиграфические гиганты типа комбината "Правда"?

Попробуем оценить те шансы, которые имеют сегодня различные "альтернативные" технологии издания.

Еще раз. Альтернативы предлагаются на разных уровнях, упомянем их еще раз.

Электронное издание. Что-то в стиле сегодняшней Паутины. Традиционные носители отвергаются категорически. Тиражирования, как такового, нет, каждый абонент (в идеале просто каждый) имеет доступ к любой информации, которая ему нужна. Издательство на CD - частный случай.

Печать по запросу. Паллиатив. То же, что электронное издание, но страсть к печатному слову удовлетворяется по потребности каждого индивидуума на его домашнем принтере.

Цифровая офсетная печать. Носитель (бумага) остается незыблемым. Меняется только технология переноса краски на бумагу. Исключаются трудоемкие и ответственные стадии вывода пленок, монтажа и изготовления печатных форм.

Непосредственный вывод на печатную форму. Традиционная технология, из которой исключена промежуточная фотоформа. На основы не посягает.

Теперь в порядке поступления. Вероятно, за электронным изданием (издательством) - будущее. Отдаленное. Еще туманное. Сегодня это не более, чем массовая истерия и мода. Сегодня это пока неплохой инструмент, но не более. Получить информацию, которую ищешь, не сложно. Даже проще, много проще, чем при традиционном способе издания. Проблема в том, что доступ к ней ограничен чисто механическими особенностями. Привязкой к конкретному линку или месту. Необходимость иметь телефонную линию или сотовый модем. Кроме того, необходим компьютер (сетевой компьютер, Internet-терминалы т.д.). Не слишком удобно. Взять в ванну, в гамак, метро или на дачу - может не каждый. Часто не потому, что не имеет физической возможности, просто неудобно. Да и читать неудобно. Хотел бы я поглядеть на кого-нибудь с ноутбуком в ванне. Кроме того, нет еще достаточно хороших устройств отображения информации (дисплеев, мониторов), которые могли бы считаться достаточно хорошими для этой цели. У цветных - плохая четкость (из-за тонкой цветообразующей структуры), черно-белые, хотя и лучше, но не показывают цветных изображений. Кроме того, существующие стандарты (и еще не существующие, но ожидаемые) не могут предложить разрешение, адекватное разрешению на бумаге. 600 точек на дюйм - нижний предел современной печатной продукции -примерно эквивалентны разрешению 5700х6600 для обычного 15-дюймового монитора. С цветными изображениями дело обстоит лучше, но ограниченный размер экрана, который нельзя развернуть (в отличие от бумажного листа), привносит свои ограничения на передачу зрительных образов.

Естественно нельзя отказать, что электронное издание обогащено различными мультимедиа-возможностями и интерактивными средствами, которые не доступны обычным. Но эти преимущества в значительной мере теряются при недоступности массового мобильного доступа к таким изданиям. Скорее, электронные издания будут двигаться в сторону некоего интерактивного телевизора, в котором текста немного, зато много информации, представленной в другом виде. Не исключено, что внедрение высокопроизводительных систем мобильной связи и какие-то новые системы отображения информации сделают недостатки незначимыми, а достоинства полными, но в ближайшее время этого, вероятно, не произойдет.

Кроме того, существует немалая проблема для издателя - как заставить читателя прочитать или увидеть то, чего он читать или видеть не хочет, рекламу, например. Пролистывая журнал, волей-неволей, натыкаешься на картинки, привлекающие внимание. Начинаешь читать... В стиле Web - гораздо сложнее. Если читатель не хочет нажимать на кнопку с рекламой, он никогда не увидит ее содержимого. Кроме того, читатель легко может найти то, что ему нужно, а если он не знает, что ему нужно? Уйдя по ссылкам, можно никогда не попасть в область, представляющую для вас интерес. Недаром большой популярностью пользуются справочники сайтов, НАПЕЧАТАННЫЕ НА БУМАГЕ. Это в среде-то, претендующей на самый удобный способ организации материала! Абсолютно аналогично обстоит дело с изданиями на CD - их слава в опрекрасном далекеп.

Печать по запросу решает некоторые проблемы, связанные с чисто электронными изданиями, но далеко не все. Действительно, можно напечатать несколько буклетов, чтобы раздать их на семинаре или презентации, может, кто и полистает, чтобы руки занять. Но напечатать журнал или книгу таким образом трудно, долго и неудобно. Если читателей у книги много, может быть, не стоит на ста тысячах принтеров, может по запросу (например посредством Web), но централизованно, на большой машине, с затратой несоизмеримо меньшего количества ресурсов, солнце-то всем светит и, пока, никто не жаловался. Кроме того, встает такой второстепенный вопрос, как брошюровка. Попробуйте-ка почитать книжку в 1000 страниц (а хотя бы и 100). Ни за что не собрать целиком. Можно, конечно, печатать по частям... Вопрос брошюровки вообще не обсуждается, а зря. Даже десяток листиков, нескрепленные между собой.... В общем, по мелочи можно, а так...

Полиграфисты могут спать спокойно еще лет десять-двадцать. Не являются, пока, электронные средства издания достойными конкурентами полиграфии, а мода пройдет, так глядишь, и просто на время станут удобным справочником, да письмоносцем.

Цифровая офсетная печать, при этом, выглядит как хорошая перспектива традиционному офсету. Она, прежде всего, исключает воздействие очеловеческого факторап на качество продукции, что, конечно же, весьма привлекательно. Правда, пока подход к построению цифровых офсетных машин, как к большому принтеру, не дает им перспектив на рынке крупнотиражной полиграфии. Тиражи в 100-500 экземпляров, конечно, имеют право на существование, но не они определяют "большую" полиграфию. Просто еще одна промежуточная технология между принтером и полиграфической машиной - ризограф, но намного дороже. Цифровая машина INDIGO имеет, конечно, офсетный барабан и работает на жидкой краске, но на этом ее сходство с "нормально" офсетной машиной и заканчивается. В остальном, это просто большой принтер. Бумажный лист, например, проходит четыре раза через одну секцию. Вероятно, цена системы лазер/фоточувствительный барабан на столько высока, что конструкторы сочли за благо сделать специальную систему очистки этого барабана перед использованием второй краски, вместо традиционного подхода, когда на каждую краску отводится специальная секция. Итак, на фотобарабан наносится одна краска, она переносится на офсетный барабан, откуда попадает непосредственно на бумагу, затем остатки этой краски удаляются, а барабан мажется следующей краской. Способ формирования формы - как в лазерном принтере, где на барабан посветили, там краска прилипает, где не посветили, там, соответственно, нет.

Так как при каждом проходе необходимо "перерисовывать" изображение на барабане заново (что преподносится как достоинство - все копии в одном тираже могут отличаться друг от друга), это требует времени, а, следовательно, не позволяет обеспечить большую скорость печати. Кроме того, качество печати сильно зависит от разрешения системы лазер-барабан, которое сегодня явно недостаточно для высококачественной цветной продукции. Максимальный размер печати на таких машинах определяется технологическими возможностями произвести (опять-таки) систему лазер-барабан и сегодня ограничивается размером, чуть большим А3, что тоже не выглядит очень-то привлекательно. Может быть, в будущем...

Из всех современных цифровых методов печати наиболее удачным кажется прямая печать на фотоформу. Мы, с одной стороны, исключаем очеловеческий факторп на стадии монтажа (наиболее ответственная стадия, когда отдельные пленки монтируются специальным образом, для того чтобы затем перенести изображение на печатную форму), с другой стороны, имеем проверенную временем и доведенную до совершенства технологию офсетной печати. Скорее всего, именно эта технология будет доминировать несколько следующих лет.

Так, что слухи о смерти полиграфии сильно преувеличены, и пациент, скорее, жив, чем мертв. Вероятно, следующие несколько лет все технологии издательства будут развиваться параллельно, пока не изобретут какую-нибудь штуку, которая сделает все существующее сегодня ненужным...


Михаил Борисов - издатель Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте по адресу: mike@osp.ru