Анатолий Шкред

Мы преувеличиваем роль сети Internet. И уже почти молимся на нее. Мы не удивимся, когда сумасшедший покончит с жизнью ради процветания Internet. Вера в его возможности и в его доступность превращает миллионы в фанатиков, стремящихся к еще нераспятому телу. Толпы атеистов пропагандируют образовательный аспект новой технологии. Ученые, военные и бизнесмены строят вокруг Сети науку и практику. На кону немалые деньги, высокие идеи и большие надежды. Каждый мечтает отхватить свой кусок. Поговоривают о новом обществе, новом государстве, новых законах, новой культуре и новой морали.

Вот бы спросить у очевидцев появления радио, происходило ли тогда то же самое? А разве первая железная дорога или первый печатный станок подавали меньше надежд? Попривыкнув, со всем, что упрощает передачу информации, человек стал обращаться цинично - пользуясь ими регулярно, он перестал их замечать. Сети уготована та же судьба. Уж лучше сразу отнестись к Сети как к гигантской библиотеке и удобному средству связи, забыть о Великой Миссии, а не впадать в безумие, не кричать о революции в сознании, не менять убеждений подобно Биллу Гейтсу, который еще год назад утверждал, что Internet не входит в стратегические планы его компании. Воспринимать Internet спокойно, как телефон на столе или почтовый ящик в подъезде.

Оказаться заложником нового изобретения просто. Сделать это тем проще, чем оно удобнее и доступнее. Простота, помноженная на энтузиазм миллионов, вынуждает любого прагматика совершать действия, стоимость которых и время, отпущенное на принятие решения, несоизмеримы: цена - велика, времени - нет. Мы боимся опоздать и рискуем, надеясь на благоприятный исход. В Сети неопытному пользователю все кажется доступным и удобным: хочешь в Америку - вперед, хочешь в музей - жми на кнопку, хочешь свою страницу - что может быть проще HTML, возьми Netscape Gold или какой-нибудь FrontPage и води "мышкой" по экрану.

Когда мне впервые предложили сделать свой сервер за определенную, причем немалую, сумму, я решил узнать - за что, собственно, нужно платить. Оказалось, не за что, сделать страничку может любой. Все эти связи, структура и оформление - дело вкуса. И чем больше настаивали различные разработчики, тем сильнее было желание взяться за дело самому, сэкономить деньги и время, которое уходило бы на объяснение задач сервера, целей компании и ее внутренней архитектуры. Но, приняв такое решение, становишься его заложником и вынужден его отстаивать, сам не до конца веря в своевременность и практичность. Вот так и появились издания "Открытых Систем" на сервере "России-Он- Лайн".

Следующий, уже совсем близкий шаг - собственный сервер. У зарубежных изданий такая практика уже сложилась; появился сервер "Ритм-Пресс" (www.ritmpress.ru) и в России. И если каких-нибудь полгода назад издатели использовали Internet как возможность рекламировать самый факт существования издания, демонстрируя старые выпуски, то сейчас уже трудно найти издание, не имеющее online-версии. Более того, эта версия порой намного интереснее бумажного варианта - примером тому Wired (www.hotwired.com). Большинство online-версий бесплатны, хотя казалось бы это удар по подписке на бумажную версию изданияст. Но этого не происходит, поскольку ценность составляет не носитель, а сама информация. Сервер же только помогает укрепить ассоциацию между источником информации и определенным именем. Возможности Сети позволяют предоставить больший объем информации и более удобный доступ к ней, чем бумажные технологии.

Может быть, на самом деле Сеть - это библиотека и связь? Что еще получает ее пользователь? Что нового можно получить, кроме более удобного доступа к несколько большему объему информации? Может быть игры с VRML позволят сформировать более устойчивый эффект присутствия в местах отдаленных? Или это просто стереоочки в кинотеатре? Где же теперь эти кинотеатры и эти фильмы с потрясающими эффектами? Вера в стремительное развитие новой технологии не очевидна, по крайней мере в России, потому что в эту гонку еще не включилось государство, и потому, что доступ в Internet у нас в большинстве случаев бесплатен.

Станет заметным трафик - вырастут (непременно!) цены на пользование каналами связи. По всей видимости, только из-за необразованности чиновников не введены специальные ставки на использование телефонной линии в качестве канала в Internet подобно ставкам на использование факс-аппаратов, которые необходимо регистрировать. Не удивлюсь, если потребуют регистровать модемы (кстати говоря, регистрация устройства - еще не цензура). "Блицкрига" в России не произойдет и по причине недостаточного качества линий связи, и еще потому, что нет хороших провайдеров. Нет, те что есть - неплохие (каждый по своему), но ведь нужны хорошие!

Государство еще не подключилось и рассмотрению к социальных проблем Сети. Впрочем, Россия всегда найдет другой путь, но и за ее пределами не все благополучно с социальным аспектом Internet. Правительства развитых государств пытаются сдержать развитие негативных тенденций в Сети, затрагивающих моральные устои общества. Свидетельством тому "Акт о благопристойности" Клинтона, попытки других государств ввести цензуру и т.д. Таким образом общество реагирует на Сеть.

Не важно, что подобная реакция в определенной степени неэтична и незаконна. Дело в том, что технология наполнилась идеологией. За идеологией идут политика, война за право существования, декларация независимости нового государства, утверждение новых принципов и появление новой исторической общности "Сетевых Людей". Почему нет исторической общности "Телефонных Людей"? Неужели телефон не оказал столь же революционное воздействие на сближение людей. Даже сотовые телефоны в руках "новых русских" не есть повод говорить о новой культуре, вот "пальцы веером" - это определенная "культура", а телефон стандарта GSM навсегда останется всего лишь полезным устройством. И автомобиль - средство передвижения, а водители - хоть и особый народ, но отнюдь не историческая общность.

К чему может привести преувеличение роли Всемирной Сети в новом объединении людей? Исход, по-видимому один - новая вавилонская башня, которая строится разными людьми, с разным образованием, культурой, говорящими на разных языках и часто не имеющих определенной цели, - эта башня рухнет, оставив на обломках великого "Сетевого Государства" множество мелких, воюющих друг с другом. Одной из предпосылок тому - intranet, которая демонстрирует скорее не возможности унификации посредством единой технологии Internet, а наоборот, показывает тенденцию к обособлению, поставив мощные запоры для посторонних.

Поиски духовного начала в механическом устройстве - это попытка перенести на него ответственность за те задачи, которые должен решать человек. Борьба за особые права в Сети отражает проблемы реального мира, а вовсе не особое предназначение "Сетевого Государства". Поэтому разрешение конфликтов между реальной жизнью и "жизнью" в нем невозможно без определения сути Сети и соответственного отношения к ней. Я, повторяю, больше склоняюсь к чисто техническому ответу: Сеть - это библиотека с удобным доступом. Хорошим ее пополнением являются наши издания. В этом вы сами можете убедиться. Читайте: http://www.online.ru/osp.

Анатолий Шкред - директор Издательского дома "Открытые системы". С ним можно связаться по электронной почте: anatoli@osp.ru