Что такое большой проект?
Анализ и синтез информационно-технологических систем
Ситуация сегодня
Главная цель реинжинирингового подхода
Признаки большой системы

Работу над большими проектами всегда окружает ореол мистицизма и таинственности. В нашем отечестве, пожалуй, существовал дефицит на малые проекты, а уж больших и сверхбольших всегда было хоть отбавляй. Имелись и механизмы получения государственных денег и целая индустрия выполнения таких проектов, а также ГОСТы, которые позволяли работать и решать весьма сложные проблемы. Еще были специалисты, которых готовила высшая школа и которые не занимались шаманством, а просто работали и делали свое дело.

Сегодня ГОСТы забыты, специалисты стали "челноками", зато появились "имаджинисты" - "крупные спецы" по большим проектам в области около-информационных технологий.

Надо отдать должное лучшим из них: за три года экспериментов на деньги государственных, банковских, коммерческих и промышленных структур они многому научились, некоторые даже перестали себя именовать "системными интеграторами".

Что такое большой проект?

"Большой проект" - профессиональное выражение, обозначающее управление проектами по созданию и реализации больших систем. Рассмотрим детальнее, что такое большие системы, способы и особенности их создания и реализации. Постараемся понять, что такое управление большими проектами.

Понятие "больше системы" на сегодняшний день серьезно эволюционировало в сторону неоправданного упрощения, и, по сути дела, от "больших" осталась лишь технологическая часть, именуемая информационными технологиями. Из данного понятия практически исключены такие компоненты, как целеопределение, системотехника, технологии, ресурсы и окружающая инфрастуктура.

Анализ и синтез информационно-технологических систем

Под термином "информационно-технологические системы" понимается совокупность систем в различных прикладных областях: управление, финансы, торговля, производство продукции, услуги и т.д. Это позволяет использовать стандартизированный подход, объединяющий такие методологии, как "общее управление качеством" (ОУК), "бенчмаркинг" или оценка накладных и непроизводительных расходов (ОНР), "усовершенствование бизнес-процессов" или изменение качества процессов (ИКП), "выработка и совершенствование стратегии или иерархии целей" или определение миссии процесса (ОМП), промышленный и процессный инжиниринг (ПИ), стратегия коллективной или командной работы (СКР), экспертиза и разрешение проблем (ЭП), наконец, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В процессе создания большой системы одним из наиболее критических факторов выступает человеческий ресурс, как наименее формализуемый, поэтому необходимо иметь стройную систему управления проектом. Если построить карту метаболизмов информационного обеспечения государства и измерить, хотя бы энтропийно, меру влияния каждого большого проекта на результативность действия всей системы в целом, то можно оценить меру ответственности и, следовательно, степень риска.

Роль технологий, методологий и систем управления проектами возросла. Планирование и исполнение большого проекта переросло в методологию и технологию планового управления проектом, и успеха достигает тот, кто, имея квалифицированную платформу, использующую ГОСТы, владеет современными методами и технологиями управления проектами. Для эффективной реализации проектов необходимо:

  • построение иерархии целей как самого проекта, так и будущей системы, которые только в общем случае совпадают и имеют свои бюджеты, графики реализации и т.д.;
  • владельцы будущей системы, руководители или управляющие проектом и исполнители должны находиться в состоянии полного взаимопонимания и скоординированности;
  • простая, ясная и насыщенная система информационного и коммуникационного обмена между участниками проекта;
  • финансовые, материальные, интеллектуальные, физические и временные ресурсы;
  • эффективные системы планирования, мониторинга и управления.
  • Что же является критерием качества и можно ли измерить успех? Можно, если оценивать качество проекта как отношение предложенных после реализации системы возможностей к тем, которые изначально предполагались в момент постановки задачи и планирования проекта. Если это отношение не меньше единицы, то созданную систему можно считать качественной по отношению к постановке, и наоборот. Это же отношение может использоваться как общий индикатор качества любой стадии проекта или любой цели системы.

    Проекты больших систем обладают еще одним важным свойством - диалектичностью. Они цикличны в силу своей сложности, и потому могут быть представлены классической схемой, состоящей из элементов управления - системами типа "планирование - действие - проверка - коррекция".

    Сложность больших проектов кроется в синхронизации, разделении и управлении как ресурсами, так и процессами, образующими проект. Это возможно на основе детально проработанной модели проекта, которая, в свою очередь, серьезно зависит от проектируемой системы и глубины проведенного анализа существующей системы ИТ. Без знания действующих технологий информационного обеспечения имеющейся системы бессмысленно строить что-либо новое. Создаваемая новая большая система должна стать плодом эволюционной трансформации, любые революции ведут прежде всего к хаосу управления и увеличению энтропии всей системы в целом.

    Процесс анализа системы сводится к ее документированию или скрупулезному описанию так называемого состояния "как есть" и последующему выявлению непроизводительных расходов элементов системы - подсистем, а также неэффективности ее структуры. На этом этапе удается:

  • определить миссию системы;
  • определить структурную композицию существующей системы;
  • определить все главные, второстепенные, фоновые и паразитные связи между элементами системы;
  • определить/измерить накладные расходы функциональных элементов системы и их затратные центры, а также узкие места в процессах достижения иерархии целей;
  • определить функцию риска системы и элементы системы, влияющие на функцию риска.
  • Следующий этап - оптимизация иерархии целей, включающая анализ основных входящих и выходящих информационных, финансовых и материальных потоков. Подобный анализ не может быть проведен при рассмотрении системы как таковой, без понимания процессов в окружающей ее среде, эволюции этих процессов и текущего состояния среды.

    Определение и оптимизация иерархии целей позволяет моделировать всю систему с позиции "как должно быть". Этот процесс, с одной стороны, является обобщением всей полученной информации о системе на предыдущих этапах, а с другой - всего опыта и знаний о функционировании системы, с точки зрения ее идеальной конструкции.

    Ситуация сегодня

    Рассмотрим сегодняшнюю ситуацию на рынке ИТ. В распространенной практике компаний, объявляющих себя "системными интеграторами", в лучшем случае превалирует решение задачи обеспечения заказчика технологическими средствами информационной поддержки. В худшем - заказчику предлагается внедрить заморскую систему и под нее подстроить свою структуру. Внедряемая система является, по сути дела, придатком в комплексе задач и проблем, стоящих перед организацией, питающей иллюзии по поводу возможности решения этих проблем с помощью одной только установки информационно-коммуникационной системы.

    Иллюзорность подобного подхода основывается на распространенных мифах, на непонимании глубинных процессов, управляющих функционированием большой системы. Увы, почти все без исключения организации производственного и административного типа построены сегодня по моделям предшествующей экономической формации. Однако окружающий мир изменился радикально: законов, которые им управляют, вчера просто не существовало, а сегодняшние методы и способы решения задач вообще отвергались как таковые.

    Итак, с одной стороны, реальный мир, живущий и действующий по конкретным законам, а с другой - инфрастуктура этого мира, не понимающая и не знающая этих законов, но тем не менее пытающаяся к ним адаптироваться. Может ли такая глобальная система существовать? Есть ли выход из подобной ситуации?

    Выход есть, он заключается в глубинном системном анализе при решении задач как создания больших систем (в случае развития нового направления деятельности) так и реорганизации существующих систем с целью их адаптации к современным условиям хозяйствования и управления. Этот подход можно назвать реструктуризацией или реинжинирингом процессов. При этом задача информационно-технологического обеспечения решается в этом ряду последней и является следствием, а не причиной.

    Главная цель реинжинирингового подхода

    Во-первых, это создание оптимальной структуры, нацеленной на достижение определенной иерархии целей. Во-вторых, получение нового или добавленного качества в каждом элементарном процессе в отдельности и, в конечном итоге, на выходе всей системы в целом. В-третьих, это оптимизация предшествующих двух шагов с целью достижения максимальной гибкости и настраиваемости системы в непрерывно меняющейся окружающей среде. Определив цели реинжиниринга, можно с уверенностью утверждать, что макросистема, образованная из подвергнутых реинжинирингу систем, должна в целом обладать добавленным качеством, а также продуктивностью наряду с соответствующими свойствами гибкости и самоадаптации.

    Подобная практика распространена и существует уже не одно десятилетие, в том числе и в нашей стране. Но сегодня в России мы только начинаем говорить об этих проблемах - это как раз тот самый случай, когда имеется возможность наиболее легкой адаптации и принятия существующего опыта синтеза подобных систем. Ни одна западная технология не может быть применена у нас "в лоб". На рынке должны формироваться и существовать собственные консалтинговые компании, ориентированные на решение задач управления большими проектами. Однако на пути становления таких фирм существуют определенные барьеры, преодолеть которые не всегда просто. В частности, это проблема инвестиций, так как адаптация к западному опыту требует существенных капиталовложений и времени. С другой стороны, эксперты подобных консалтинговых фирм должны обладать многогранным жизненным опытом. И, наконец, подобные компании должны быть чрезвычайно уверенны в себе и не зависеть от влияния третьих организаций.

    Подобная консалтинговая деятельность и коммерческая деятельность учредителей, имеющая отношение к сфере информационных технологий не могут быть совмещены или даже просто протекать под одной крышей. Любая зависимость, моральная или материальная, приведет или может привести к принятию решения, "ориентированного" на конкретный заказ. Лечащий врач не может заниматься коммерческой реализацией лекарств.

    Будущим заказчикам подобных систем не следует обольщаться возможностью быстрых перемен после реализации проекта. Любые перемены возможны только тогда, когда их действительно кто-то ждет. Не только само руководство предприятий должно желать перемен, но и всей организации в целом нужно также подойти к пониманию их необходимости. Перед консалтинговой фирмой встает непростая задача создания у коллективов мотивации для свершаемых перемен. Даже если этот вопрос непринципиален, то процесс анализа, моделирования, реинжиниринга, проектирования, реализации, управления, апробации и, наконец, мониторинга готовой системы занимает минимум один-два года.

    Рынок проектно-консалтинговых услуг переживает в России фазу становления. От того, насколько грамотны и честны будут специалисты, пришедшие в эту отрасль, во многом зависит будущее больших проектов и экономических перемен в нашей стране. Остается надеяться, что процесс будет протекать с быстротой, характерной для событий последних лет.


    Александр Громов работает в фирме Upstream Consulting Plc. Мария Каменнова - глава фирмы "Метатехнология"; с ней можно свзязаться по телефону 253-3822.

    Признаки большой системы

    1. Возможность однозначного выделения из системы законченных подсистем, каждая из которых может рассматриваться как отдельная система.

    2. Возможность определения на каждом уровне системы или для каждой подсистемы, входящей в систему, иерархии целей и выполняемых функций.

    3. Возможность выделения процессов, действующих в подсистемах и связывающих подсистемы в систему, с их последующей декомпозицией на более простые процессы, каждый из которых, в свою очередь, может рассматриваться в качестве составного процесса.

    4. Гетерогенность как одно из свойств системы: многофункциональные элементы, внешние входные воздействия различной природы, многообразные физические связи и типы ресурсов, разноформатные информационные потоки и результирующие выходные потоки.

    В понятие большой системы следует ввести термин открытости, не забывая при этом, что могут существовать также закрытые большие системы и открытые малые.

    Каким требованиям должна удовлетворять открытая информационная система? Необходимо обеспечить:

  • отсутствие ограничений по стандартам входящих и выходящих потоков;
  • инвариантность относительно технологий описания системы;
  • отсутствие ограничений с точки зрения эволюции системы;
  • гибкость и самоадаптацию при взаимодействии с другими большими системами и информацией различной природы.
  • Уместно еще раз обратиться к широко распространенному и популярному термину "системная интеграция". Подобная лингвистическая конструкция абсурдна и звучит как "масло масляное". Истоками она восходит к неправильному переводу английского термина "system integration": по-русски дословно "интеграция систем", а в реальности - "синтез систем".

    Поделитесь материалом с коллегами и друзьями