Сегодня, когда архитектура клиент/сервер уже доказала свои преимущества в системах среднего размера, возникает более перспективная задача - обеспечение их согласованной работы в масштабе всей компании.

Как и в уже ставшем историей опыте с внедрением сетей ПК, первой решила испытать технологию клиент/сервер корпоративная Америка. Но организации столкнулись с новой проблемой: несмотря на обширные инвестиции в данную архитектуру нельзя получить от нее всей выгоды до тех пор, пока все информационные среды не смогут взаимодействовать друг с другом, разделяя данные. Иными словами, развитие архитектуры клиент/сервер вступает в стадию разработки систем масштаба предприятия в целом.

При расширении границ применения клиент-серверных приложений, как правило, возникают новые вопросы. Смогут ли уже используемые вычислительная платформа и ОС справиться с нагрузкой? Как предприятиям справиться с постоянными изменениями в развивающейся технологии, не говоря уже об средствах интеграции и управления данными?

Администраторы информационных систем, уже начавшие создание единой клиент-серверной среды масштаба предприятия, говорят, что ключ к решению большинства проблем - кропотливый труд. По их словам, основа объединения "островков" автоматизации - план, дающий глобальное представление о том, что есть в наличии, каково направление движения, и что делать, когда цель будет достигнута. Три базовых элемента плана: совместимость аппаратных средств, совместимость сетевых и "настольных" ОС, объединения данных в рамках корпорации. Следование такому плану может быть трудной, а иногда даже противоречивой задачей. Это может привести к "деперсонализации" персональных компьютеров, децентрализации ресурсов и другим шагам, напоминающим о днях, когда в стеклянных залах царили драгоценные мэйнфреймы.

Но этот путь развития - основной. Без организованного рассмотрения клиент-серверных приложений, компании рискуют остаться в роли Робинзонов на изолированных "островках" компьютерных систем.

"Островки" автоматизации

Корпорации пытаются превратить системы масштаба отдела или офиса в нечто, представляющее ценность для всей компании. Реальностью является тенденция к использованию в масштабе корпорации всех преимуществ архитектуры клиент/сервер.

Рассмотрим опыт банка Chase Manhattan, в котором должность руководителя отдела информационных стратегий занимает Питер Лаковара, полученный при объединении 13 различных внутренних информационных систем. Ключевой технологией для банка явилось использование связующего ПО. Сегодня эти 13 систем представляют единую информационную среду. Вначале они опирались на мэйнфрейм, а сейчас являются частью трехзвенной клиент-серверной системы.

"За последние три года, с тех пор как понятие "клиент/сервер" стало популярным, появились "островки" автоматизации, - поясняет Лаковара. - Мы просто использовали промежуточное ПО для интеграции и обеспечения доступа всех клиентов ко всем серверам. Где бы вы не были, вы можете получить доступ к информации по телефону. Мы же можем формировать запросы и выполнять оперативные проводки платежей".

"Мы поняли, что у информации есть атрибуты, изменяющиеся в зависимости от ее конкретного применения. Затем представили в виде уровней обширный континуум применений. В общем случае это: стратегическое, тактическое и сервис или операционное применение", - говорит Лаковара.

Были выделены атрибуты для каждого из применений. Например, стратегическое использование информации не требует моментального доступа к данным; для стратегического анализа не нужна точность до пенни. И наоборот, приложение, взаимодействующее с конкретным пользователем, должно быстро предоставлять абсолютно точные данные. Таким образом, различные применения информации определяют, должна ли она архивироваться или быть непосредственно доступна.

Зыбучие пески

"Большой проблемой при переходе к корпоративной архитектуре клиент/сервер является развитие сетевых и "настольных" ОС", - считает профессор Ховард Рабин. - Системы клиент/сервер строятся на основе развивающихся и угасающих платформ. Аппаратура и программы создаются для того, чтобы тут же устареть. Иными словами, вы возводите здание на ползучем фундаменте".

Например, компания Ryder развивает корпоративную систему, поддерживающую ее основной бизнес - коммерческий лизинг. Хотя многое в NetWare 4.1 и привлекает своей корпоративной "окраской", особенно улучшенной структурой каталогов, система компании Ryder основывается на версии 3.12. "На момент начала проекта была доступна только эта версия", - поясняет Филлис Коч, менеджер отдела информационных систем компании.

В состав системы, управляющей фондами, входят ПК-серверы, мэйнфрейм и несколько AS/400. Около 80 локальных сетей работающих под управлением NetWare, средством работы с базами данных служит Gupta SQL for Windows, а инструментом разработки клиентских приложений - PowerBuilder.

Коч указывает на сложность широкомасштабного преобразования локальных сетей в глобальную: "построение нескольких локальных сетей с небольшим числом персоналок не составляет труда, однако если вы пытаетесь делать это в масштабе корпорации, и более того, добиться, чтобы сети взаимодействовали друг с другом, испытание становится серьезным".

"Система будет использоваться персоналом по всей компании, - поясняет Роберт Табб, вице-президент по вопросам информационных систем. - Информация будет поступать из различных отделов и центрального офиса и заноситься в глобальную базу данных, построенную средствами DB2. По существу, мы накапливаем информацию в одном месте, а затем перераспределяем ее на локальные уровни". Табб уточняет, что перераспределяется "не вся информация, а только ее часть, представляющая интерес для пользователя".

Вопрос эволюции ОС был в центре внимания и агентства по кредитованию Fannie Mae. По словам сотрудника агентства Билла Келви, "ожидание Windows 95 стало преградой на пути корпоративной системы клиент/сервер". "Причиной задержки оказалась Windows 3.1. Поскольку Windows-среда не была достаточно устойчива, как того хотелось бы, и более того, требовала определенного умения, разработку проекта пришлось перенести в ОС Unix. Мы предполагаем, что в будущем Windows 95 и NT освободятся от части этих недостатков". В частности, Келви надеется на появление более простых средств управления распределенными сетями.

Сетевые ОС только начинают приобретать фундаментальные свойства мэйнфреймов: это и высокий уровень защищенности, и возможность работы большого числа пользователей, и возможность эффективного доступа к большим массивам данных. Но все это еще не скоро сбудется. "Потребуется значительное продвижение вперед для того, чтобы сделать прозрачным объединение нескольких локальных сетей, - говорит Билл Келви. - Как только возникает необходимость объединения нескольких сетей с разным составом ПК или аппаратуры, например сетевых плат, все усложняется. И надо быть достаточно отважным, чтобы до конца пройти этот путь".

Лаковара рекомендует использовать только одну сетевую операционную систему. Тем не менее, Лаковара не следует своему совету - в банке Chase Manhattan их используются несколько. Это объясняется тем, что пользователи на местах имеют различные виды сетей. В единую систему объединены NetWare, OS/2 и IBM SNA. "Три сетевые ОС утраивают объем работы", - предупреждает Лаковара.

Базовые структуры данных

Выбор сетевой ОС - не единственный ключ к построению корпоративной системы вычислений, а лишь необходимое условие. Аналогом может служить следующий пример. По телефону говорят два человека из разных стран: с одной стороны связь установлена, однако до тех пор, пока они не будут говорить на одном языке, проку от этого разговора немного.

Келви говорит, что корпоративная модель данных помогла избежать разобщенности отдельных объектов. Fannie Mae определила некоторые стандартные типы данных, используемые для построения приложений масштаба предприятия. "Мы выделили около 60 основных сущностей, - говорит Келви. - Например, такой сущностью может быть партнер, страховка или ссуда".

Он добавляет, что большим плюсом является так же то, что до сих пор Fannie Mae работала только с одним поставщиком баз данных.

Однако Лаковара придерживается иной точки зрения. "Разработка совершенной интегрированной базы данных не является ключевым моментом, - говорит он. - При интеграции, которую я рассматриваю как процесс определения, разработки и реализации совершенной базы данных, вам всегда будет необходимо настраивать свою систему из-за изменения производительности или появления новых требований к ней. Так что лучше, что бы система была гибкой".

Лаковара рассказывает: "Мы приняли структуры, определенные в приложении, а затем использовали либо связующее ПО, либо инструменты собственного изготовления". Связующее ПО использовалось, например, для преобразования между ипотечным балансом и балансом пользовательских займов, чтобы не формировать еще одно аналогичное представление.

"Попытка создать всеобъемлющий информационный склад на основе централизованного определения данных, как правило, проваливается, - говорит Лаковара. - Если бы Chase пытался определить единые структуры данных, он ждал бы вечно".

Ужесточая стандарты

Филлис Коч обращает внимание на то, что при всей сложности технологической стороны процесса интеграции, одна из наиболее серьезных проблем - организационная.

"Кажется невыполнимой задачей заставить работать все это высокотехнологичное оборудование, серверы, концентраторы и маршрутизаторы, - говорит она. - Но наш опыт показывает, что добавление в систему обыкновенных персоналок доставляет пользователям еще больше неудобств". Компания была вынуждена определить стандарты на аппаратуру и ПО. Все ПК тщательно тестируются перед подключением к сети.

"Если вы хотите попробовать обеспечить централизованное сопровождение или использовать приложения корпоративного масштаба, очень важно иметь согласованную, стандартизованную вычислительную среду, - говорит Табб. - Без жестких стандартов не удастся обеспечить централизованного сопровождения и простого распределения ПО".

Он утверждает: "Мы были вынуждены объяснить пользователям, что они не могут подключать к сети все, что им захочется".

"В некоторых областях стандарты все еще находятся в стадии становления. Поэтому объединение отдельных компонентов может стать серьезным испытанием, - говорит Табб. - Определенно, не следует работать с неопробованной технологией. Необходимо быть уверенным в работоспособности технологии".

В области создания корпоративных систем клиент/сервер пока нет ясности, где белое, а где черное - все смешалось в оттенки серого. "Островки" автоматизации объединяются посредством информационных складов и систем обработки транзакций. Компании то децентрализуют, то вновь централизуют данные. Они стандартизируют структуры данных и позволяют им оставаться локальными. Они просто делают то, что они должны делать, ориентируясь на свои собственные цели в бизнесе.


УРОКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ СИСТЕМ КЛИЕНТ/СЕРВЕР - НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

  • Устанавливайте стандартные, проверенные конфигурации, о которых заранее известно, что они работают в системах клиент/сервер.
  • Перед началом какой-либо деятельности уясните запросы пользователя.
  • Если у вас нет должного опыта в разработке систем клиент/сервер, наймите квалифицированного консультанта.
  • Осторожно выбирайте продукты и поставщиков. Не полагайтесь на непроверенные технологии.