Рынок высоких технологий

Российский рынок коммерческих ЦОД вырос на 20%

Услуги, предлагаемые коммерческими ЦОД в России, составляют один из самых быстрорастущих сегментов отечественного ИТ-рынка. За прошлый год его объем вырос на 20%, и прогнозы развития остаются позитивными.

Согласно оценкам польской исследовательской компании PMR, российский рынок услуг ЦОД в 2014 году достиг 11,7 млрд руб., или 242 млн евро. Его естественный рост был связан с потребностью в услугах внешних вычислительных ресурсов, вызванной развитием цифровой экономики и растущим объемом корпоративных данных.

Как подсчитали аналитики, сейчас общее число коммерческих ЦОД в России достигло 175, из них 10 вышли на рынок за последний год. Из новых центров лишь два запущены телеком-операторами, хотя в 2013 году наблюдалась обратная картина, причем особой активностью отличались «Ростелеком» и «МегаФон».

Примерно половина заказов коммерческих ЦОД приходит из финансового сектора: с их помощью банки резервируют свои системы, в среднем арендуя от 5 до 15 стоек. Среди прочих значимых клиентов можно выделить интернет-магазины, медиакомпании и крупных ретейлеров.

Особенностью российского рынка является то, что практически все вычислительные мощности сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге — 70 и 18% площадей соответственно. Региональный рынок представлен гораздо меньшими площадками, однако и потребность в услугах ЦОД вне городов-миллионеров пока невелика.

Госсектор продолжает переход на электронный документооборот

Российский рынок СЭД и систем управления контентом по итогам 2013 года составил 30,72 млрд руб. Рост доходов поставщиков и интеграторов остается стабильно высоким, во многом благодаря большому количеству проектов в госсекторе.

Многие компании готовы раскрыть свои данные лишь спустя некоторое время, поэтому собираемая TAdviser аналитика отстает на год. По данным аналитиков, в 2013 году российский рынок средств управления электронными документами вырос на 20%. При этом 75% рынка по-прежнему приходилось на услуги и только 25% — на продажи лицензий.

В России СЭД и системы Enterprise Content Management (ECM) наиболее активно внедряются в государственном секторе. В первую очередь это относится к органам власти, а также компаниям с государственным участием. В общей массе проектов систем электронного документооборота на госсектор приходится почти четверть.

Среди проектов, реализованных в госсекторе за период с начала 2013 года по сентябрь 2014 года, по масштабу выделяются ввод системы документооборота в рамках ГАС «Правосудие» на платформе «Дело» (более 67 тыс. пользователей), а также внедрение EMC Documentum в «Росатоме» (30 тыс.) и «Этлас» в Департаменте здравсоцразвития Орловской области. В коммерческом секторе крупнейшим СЭД-проектом стало внедрение DocsVision в Сбербанке, причем тиражирование системы все еще продолжается. По оценкам самого банка, сейчас в СЭД на этой платформе работают уже 100 тыс. сотрудников.

Управление

Подбору сотрудников мешают ошибки в описании вакансий

95% работодателей не указывают в объявлении перспективы кадрового и профессионального роста. Как подчеркивают эксперты кадрового агентства «Юнити», забывая о мотивации кандидатов и допуская другие распространенные ошибки при составлении вакансии, работодатели увеличивают затраты на подбор персонала.

Многие высококвалифицированные специалисты, поиск которых станет для работодателей главной задачей 2015 года, выходят на рынок. Нестабильная ситуация заставляет их искать варианты на случай кризиса в их компании. Но отыскать качественного кандидата среди обилия резюме становится еще сложнее. При этом работодатели сами увеличивают время подбора, размещая непроработанные вакансии. Ценные специалисты, отслеживая рынок, ищут не только хорошо оплачиваемые, но и интересные предложения. И чтобы привлечь их, при составлении объявления нужно учитывать мотивацию кандидата.

Однако в большинстве размещенных вакансий работодатели упускают важные элементы. А потому поток кандидатов, не соответствующих ожиданиям работодателя, достаточно высок, и это осложняет работу HR-специалистов. Исследование объявлений о вакансиях для специалистов в ИT, банковской и производственной сферах позволило определить, что мешает компаниям привлекать ценных кандидатов. По его результатам был составлен рейтинг ошибок, которые снижают число откликов на вакансии, а также долю кандидатов, соответствующих запросам компаний.

95% компаний не пишут о перспективах развития и направлениях, где сможет проявить себя сотрудник в будущем. А ведь именно они являются главным мотивом для опытных специалистов.

В 70% объявлений не указан уровень зарплаты. В результате нельзя соизмерить задачи с уровнем дохода. 10% работодателей пытаются завлечь кандидата, завышая вознаграждение. Но такая вакансия может отпугнуть, если соискатель решит, что она подразумевает более высокий уровень ответственности или большой объем задач.

40% компаний перечисляют функции будущего сотрудника, но не называют знания, умения и навыки. Это мешает кандидату оценить достаточность своих компетенций и увеличивает поток «не тех» кандидатов.

У 35% работодателей список задач будущего специалиста крайне скуден, при описании они используют общие стандартные формулировки. Ценного кандидата, который стремится найти применение своим компетенциям, не может заинтересовать подобный перечень.

В 25% объявлений компании перечисляют длинный набор требований, рисуя портрет соискателя, которого просто нет на рынке. Часто откликаются на такие вакансии кандидаты, претендующие на более высокий заработок.

ИТого

Студенты ИТ-специальностей не хотят учиться в Интернете

Почти половина студентов ИТ-специальностей выступают категорически против перемещения образования в интернет-среду: они ничего не изучали онлайн и не собираются. Главной причиной этого является недостаточная информированность о возможностях и разнообразии курсов, неспособность сосредоточиться на выполнении онлайн-заданий и отсутствие времени.

В ходе исследования, проведенного Mail.Ru и Smart Start, выяснилось, как будущие ИТ-специалисты относятся к онлайн-образованию: чему они предпочитают учиться в формате e-learning, какие плюсы и минусы в нем видят и готовы ли к переносу обучения в Интернет. Одобряют идею онлайн-образования лишь 5% респондентов, правда выяснилось, что опыт дистанционного обучения имеют лишь 26% участников опроса. Чаще всего к e-learning обращаются, чтобы расширить профессиональный кругозор и укрепить имеющиеся знания.

Более половины респондентов хотят учиться только на бесплатных курсах и не собираются платить за онлайн-образование ни при каких условиях. Оставшиеся готовы к тратам на e-learning, но только если на курсах дадут уникальные знания или если их стоимость не будет превышать определенную сумму.

Среди главных плюсов онлайнобучения большинство опрошенных назвали свободу в выборе времени и места. 40% подчеркнули пользу записей лекций, которые можно послушать еще раз или поставить на паузу, а среди прочих преимуществ было отмечено общение с другими слушателями курса и более гибкие, чем в вузе, формы контроля. Среди главных недостатков этой формы отмечается более сложная коммуникация с преподавателем и отвлекающие факторы. 36% признались, что им тяжело заставить себя заниматься.

Техника безопасности

Компаниям необходимо полностью изменить подход к безопасности

В ходе исследования, проведенного подразделением Cisco по анализу угроз (Cisco Custom Threat Intelligence group), следы компрометации данных были обнаружены в 63 из 64 обследованных организаций. Из этого следует, что компаниям необходимо полностью изменить подход к безопасности, поскольку существующий практически не работает.

Как подчеркивают аналитики, злоумышленники действуют все разнообразнее и изощреннее, а пользователи зачастую невольно им помогают. Специалистам по информационной безопасности пора искать новые методы, которые позволили бы не только переиграть киберпреступников, но и превратить безопасность в конкурентное преимущество.

Положив в основу информационной безопасности риск-ориентированный подход и защиту операционной деятельности, организация сможет сделать систему ИБ проще и органичнее, улучшить мониторинг и повысить контроль. При этом важно, чтобы все развернутые решения взаимодействовали между собой. Обособленные же решения всегда будут иметь бреши, так как не в состоянии полноценно обмениваться данными между собой.

Репутация как актив: компании выбирают банк по надежности его киберзащиты

Как выяснилось, репутация банка в области защиты от киберугроз является определяющим фактором для компаний при выборе его в качестве партнера. При этом сами банки недооценивают важность такого критерия — более трети финансовых организаций не относят потерю доверия со стороны клиентов к числу серьезных последствий инцидента ИТ-безопасности.

Результаты опроса, проведенного B2B International, показывают, что многие компании не удовлетворены качеством защиты, которую обеспечивают их финансовые партнеры. 41% респондентов считают, что их информация недостаточно защищена. Этот факт подтверждает существенное количество банков (45%), столкнувшихся в 2014 году с инцидентами, связанными с утерей финансовой информации.

Подобные инциденты не только ведут к прямым убыткам, но и могут негативно отразиться на отношениях финансовых организаций с их крупными клиентами. Так, 84% компаний отметили, что выбирают банк с учетом его репутации в области информационной защиты, а еще больше компаний готовы расстаться с финансовым партнером в случае, если станет известно о случившейся утечке данных.

Надежная защита платежей позволяет финансовым организациям не только удержать постоянных клиентов, но и увеличить собственный доход. В частности, 45% компаний подтвердили, что готовы платить больше за защиту своих финансовых транзакций. Причем если среди представителей малого бизнеса эта цифра составляет 27%, то среди крупных компаний на дополнительные расходы ради своей финансовой безопасности готовы пойти уже 50% организаций.

Бизнес и технологии

Бизнес не полностью использует возможности видео

Более 90% организаций, регулярно использующих видеосвязь для организации корпоративного взаимодействия, отметили повышение продуктивности на фоне более слаженной работы коллектива, экономию и сокращение расходов на командировки. Более 80% связывают это с ускорением принятия решений и улучшением баланса работы и личной жизни сотрудников.

Хотя в ходе исследования, проведенного Quocirca, было выявлено множество преимуществ видеосвязи, по-прежнему существуют препятствия для ее широкого распространения. Очень немногие организации используют видеосвязь на настольных и мобильных устройствах, поэтому, как правило, она доступна пользователям только в больших конференц-залах. Каждый второй из опрошенных полагает, что упрощение доступа к видеосвязи будет способствовать более интенсивному ее использованию. При этом тот факт, что более 50% людей, регулярно пользующихся видеосвязью, редко или вообще не прибегают к помощи ИТ-специалистов при совершении звонков, в очередной раз доказал простоту работы с современными решениями.

45% пользователей для присоединения к видеоконференциям часто применяют свои мобильные устройства: планшеты, ноутбуки и мобильные телефоны. 35% сотрудников, относящихся к «цифровому поколению», пользуются видеосвязью часто и откуда угодно. Ожидается, что пользователей видеосвязи будет становиться все больше по мере увеличения количества мобильных устройств и роста числа организаций, предлагающих сотрудникам гибкий график.

Маркетинг в соцсетях: от «лайков» к реальным целям

Реальная бизнес-ценность таких показателей активности компаний в социальных сетях, как «лайки», ретвиты и подписки, весьма спорна.

Как утверждают в Forrester, фокус на метриках социальной вовлеченности отдаляет компании от использования полного потенциала социальных сетей. Наоборот, ориентироваться на них вредно. Одной из причин, почему специалисты по маркетингу делают такой упор на социальные метрики, является изобилие средств измерения. Однако выводы на основе полученных данных зачастую не имеют особого смысла. Они не могут быть напрямую связаны с реальными продажами или бизнес-целями. Именно поэтому аналитики рекомендуют уходить от показателей социальной вовлеченности и ориентироваться на более осязаемые цели.

Возможности Всеобъемлющего Интернета помогут ретейлерам увеличить прибыль

Покупатели становятся все более требовательными. В ходе исследования, проведенного консалтинговым подразделением Cisco, выяснилось, что их пожелания не ограничиваются персонализацией. Им нужна «сверхрелевантность» — продавцам следует определить, какие действия наиболее приемлемы для данного покупателя в данный момент с учетом того, где он находится и что ищет.

Аналитика помогает отслеживать поведение покупателей в магазине, выдавая ту информацию, которая может быть оперативно использована для улучшения качества обслуживания покупателей и повышения показателей торгующей организации.

При ответе на вопрос, что прежде всего требует улучшения в розничных магазинах, 39% потребителей назвали процесс выбора и приобретения товаров и ускорение кассовых операций. С другой стороны, лишь 13% упомянули заинтересованность в более персонализированном магазинном обслуживании. Это, конечно, не значит, что персонализация не нужна вовсе, но покупатели четко дали понять: предназначенные им предложения обязаны учитывать контекст и быть простыми. Цифровые потребители демонстрируют сильную заинтересованность в возможностях, обеспечивающих эффективность процесса покупок.

Полученные в ходе исследования данные помогли составить представление о восприятии потребителями инноваций в розничной торговле. Сформированные сценарии образуют основную ценность Всеобъемлющего Интернета, которой могут воспользоваться все ретейлеры для повышения своих доходов и продуктивности персонала. По оценкам Cisco, гипотетическому ретейлеру с оборотом 20 млрд долл. такие сценарии сулят дополнительную ежегодную выручку в размере 312 млн долл. и повышение рентабельности на 15,6%.

Найти информацию во внутренних системах сложнее, чем в Интернете

Проникновение технологий управления электронными документами в средние и крупные организации стало массовым. К началу 2015 года лишь 2% компаний не используют и не планируют использовать ИТ-решения в области электронного документооборота и управления корпоративным контентом (Enterprise Content Management, ECM). В 2012 году этот показатель составлял 23%. К середине 2014 года уже 56% компаний полностью завершили внедрение систем СЭД/ECM. Таким образом, на сегодня достигнуто достаточно заметное насыщение рынка.

СЭД и ECM-системы продолжают рассматриваться в первую очередь как средство автоматизации бизнес-процессов. Неопределенность организационных процессов входит в тройку главных проблем в управлении данными, а возможность их оптимизации и повышения эффективности бизнеса — на первом месте среди стимулов к внедрению СЭД или ECM-решения.

Следующим этапом развития компаний станут инициативы по повышению эффективности работы уже внедренных систем. Это будет осуществляться как посредством интеграции приложений и технологий, так и за счет оптимизации бизнес-процессов. Даже в компаниях, в которых СЭД внедрена на уровне организации, по-прежнему 38% важных для бизнеса документов не попадает в СЭД сразу после появления документов в организации. Независимо от стадии, на которой находится проект, автоматический ввод данных в СЭД налажен лишь в 10% компаний.

Еще одним важным этапом развития корпоративных систем управления контентом станет улучшение поиска информации в системах и за пределами организации. Наиболее распространенными проблемами в управлении данными уже несколько лет являются поиск нужных документов и дублирование информации. Эти сложности актуальны для 65% респондентов. В 38% компаний вовсе нет корпоративных систем поиска. 60% опрошенных утверждают, что найти информацию во внутренних системах компании сложнее, чем в Интернете.

В целом исследование опыта компаний показывает повышение их уровня зрелости. Они все больше осознают возможности систем для вовлечения сотрудников, клиентов и партнеров, коллективной работы с данными. Большую роль в проектах вскоре станет играть спрос на развитие возможностей поиска и анализа данных в рамках ECM-приложений. Можно предположить, что залогом успеха поставщиков на рынке станет предложение точечных индивидуальных решений в соответствии со спецификой бизнеса на примерах уже реализованных проектов.

ИТого

Безопасность городов: от видеонаблюдения к аналитике

Подходы к обеспечению безопасности городов за последние 20 лет были значительно усовершенствованы благодаря развитию ИТ, предоставляющих инструменты сбора, хранения и обработки данных. Как утверждают в Frost & Sullivan, сегодня мы находимся в преддверии нового витка эволюции концепции «Безопасного города».

Сети 4G повышают скорость и эффективность передачи данных, а портативные и носимые устройства могут предоставлять удаленный доступ к информации. Аналитика данных и безопасные облачные сервисы позволяют организациям обрабатывать большие объемы информации со значительно меньшими затратами.

Согласно выводам аналитиков, США продолжат задавать темп в отрасли безопасности городов. Эта страна останется в авангарде революции Интернета вещей и развития служб спасения населения. Тем не менее очевидно, что богатые нефтяные города Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Россия (в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году) будут модернизировать инфраструктуру безопасности.

Скорость, с которой новые технологии и системы безопасности внедряются городом, определяется несколькими ключевыми факторами. Тип и серьезность угрозы имеют значение, так как они будут определять используемую технологию и ее охват, необходимый для того, чтобы сделать город безопасным. Проблемы городов с высоким уровнем преступности отличаются от проблем городов, имеющих дело с террористической угрозой или экологическими опасностями, такими как наводнения или землетрясения. Также важны политика и инвестиции правительства и организаций в информационно-коммуникационную инфраструктуру, которая обеспечивает основу для создания системы камер наблюдения и координирования сбора и анализа информации.

Исследование показало, что даже при аналогичных уровнях угрозы и одинаковых уровнях финансирования существует заметное отличие реализуемых программ в США и Европе по сравнению с остальной частью мира. Отчасти это связано с устаревшей инфраструктурой и недостатком опыта.

За исключением нескольких городов Ближнего Востока, Сингапура и Австралии, остальная часть мира была сосредоточена на реализации крупных систем видеонаблюдения и управления. В США и Европе уже имеются масштабные системы видеонаблюдения, поэтому акцент делается на получении более качественной информации из существующей инфраструктуры. Акцент сместился с мониторинга городов на предоставление информации чиновникам и лицам, принимающим решения, практически в режиме реального времени.

Данные должны стать активом

Как утверждают в Gartner, из-за низкого качества данных средняя компания теряет примерно 13,5 млн долл. в год. Если к данным не относятся как к единому для всех подразделений активу, то данными, пригодными для одного подразделения, не смогут воспользоваться другие. Как подчеркивают аналитики, управление данными должно находиться на одном уровне с управлением финансами и технологиями.

Директорам информационных служб приходится брать на себя все больше обязанностей, и для повышения эффективности управления данными многие организации вводят должность директора по данным (Chief Data Officer). К 2017 году такая должность появится в каждой четвертой организации, а в отраслях с высокой степенью контроля (например, в банковской или страховой) — и в каждой второй. При этом директор по данным должен не только управлять информацией, но и активно рекомендовать способы ее использования, а также обеспечивать защиту коммерческих секретов, репутации компании и выполнение законодательных требований.

Цифровым предприятиям нужны «нестабильные» бизнес-процессы

Только 30% из осуществляемых сейчас инициатив по преобразованию бизнеса в цифровой добьются успеха. Как считают в Gartner, чтобы попасть в эти 30%, нужно часть бизнес-процессов сделать нестабильными — быстро адаптируемыми и «суперманевренными», допускающими непредсказуемые взаимодействия с заказчиком, полагающимися на ситуативные решения и обеспечивающими протекание более крупных и стабильных, стандартизованных процессов.

Потребность в этих переменах усиливается в связи с введением в бизнес-среду различных видов соединенных с Интернетом устройств — умных машин, генерирующих в реальном времени информацию для других устройств. Новые изменчивые бизнес-процессы должны будут давать организациям возможность применять эту информацию с пользой.

Чтобы добиться успеха, предприятиям придется пойти на решительные меры, в том числе на изобретение новых бизнес-моделей. Аналитики Gartner предсказывают, что к 2017 году 80% успешных цифровых бизнес-моделей будут полагаться на «нестабильные» процессы, динамически меняющиеся вместе с потребностями заказчиков.

Однако в ближайшие три года недостаточная зрелость управления бизнес-процессами будет мешать многим организациям достичь желательной результативности стратегии в области цифрового бизнеса. Как отмечают аналитики, для высоких результатов понадобятся серьезные изменения в принципах создания продуктов и сервисов, назначения расценок и дистрибуции.

При этом однократной переработки процессов будет недостаточно — понадобится такой уровень адаптивности, который позволит подстраиваться под внезапные резкие перемены, длительные переходные периоды и более частые, чем раньше, качественные преобразования.

Моноблоки и ноутбуки-трасформеры имеют перспективы в бизнес-сегменте

По итогам 2014 года российский рынок персональных компьютеров сократился на 32% — до 3,89 млн долларов. По мнению IDC, сложная экономическая ситуация в стране, валютные колебания и значительное сокращение проектов в коммерческом сегменте привели к существенному падению объема поставок ПК в Россию, причем спад продолжается уже десять кварталов подряд. Первую строчку в списке лидеров рынка занимает Lenovo (22% от всех поставленных за год ПК). Далее следуют Asus, HP, Acer и DNS.

Если говорить об отдельных сегментах, то поставки настольных ПК сократились на 15%, а ноутбуков — на 27% по сравнению с показателями 2013 года. Как подчеркивают аналитики, моноблоки, ультратонкие устройства и ноутбуки-трасформеры имеют хорошие перспективы дальнейшего роста: ведь планшеты и смартфоны не обладают достаточным функционалом, если речь заходит об использовании этих устройств для бизнеса.

Компании стремятся к персонализированному маркетингу

90% директоров по маркетингу, опрошенных Teradata, признают, что для их компании важен «индивидуальный маркетинг». Они хотят уйти от традиционной сегментации клиентов к персонализированному взаимодействию с учетом контекста, в котором находится конкретный человек.

Очевидно, что будущее маркетинга заключается в соответствии ожиданиям каждого конкретного пользователя. Для этого компаниям нужен доступ к достоверной и актуальной информации о них. В этом случае ожидания можно будет идентифицировать, оценивать и выполнять на уровне каждого из клиентов. Развитие современных платформ маркетинга делает такой подход вполне возможным. Тем не менее компании по-прежнему испытывают проблемы с персонализацией своих предложений и взаимодействия с клиентами, особенно это касается мультиканального маркетинга.

78% компаний заявляют, что интегрировали в свою работу маркетинг, основанный на непрерывном анализе данных о клиентах (data-driven marketing). По сравнению с прошлым годом их число удвоилось.

При этом две трети респондентов главным преимуществом использования аналитики в маркетинге видят более быстрые и точные решения. 38% признаются, что главной проблемой для них является улучшение показателей привлечения и удержания клиентов. Далее следует выполнение корпоративных целей и обеспечение требований регуляторов.

92% директоров по маркетингу уверены, что интеграция данных, которыми обладает каждое из подразделений, поможет улучшить качество предлагаемых клиентам сервисов. Однако пока лишь 43% обладают всеми необходимыми данными о клиентах и могут управлять ими.

Лучшие ИТ-проекты

Около трех десятков организаций стали победителями в различных номинациях конкурса «Проект года – 2014», организованного интернет-порталом российских ИТ-директоров Global CIO. Среди них — Сбербанк, ВТБ24, «АльфаБанк», «Лето Банк», МТС, «Газпром нефть», «Трансмашхолдинг», Башкирская электросетевая компания, «М.Видео», «Детский мир», а также несколько университетов и государственных структур.

Номинации присуждались за лучшие ИТ-проекты в отдельных предметных областях (ERP, CRM, BI, портальные решения, ECM, ЦОД, информационная безопасность), лучшие отраслевые решения и лучшие региональные проекты. Также были присвоены и специальные премии.

По словам организаторов, на этот раз были поданы заявки на две сотни проектов (причем почти 80% — в последние два дня до завершения срока подачи заявок), из них 134 были допущены к голосованию. Всего за номинантов было подано более 1,1 тыс. голосов.