После длительного упадка, в 2011 году отрасль машиностроения достигла стабилизации, и рынок развивается, хотя, по мнению экспертов, и чутко реагирует на ситуацию в экономике в целом. «Машиностроение зависит от ситуации в экономике больше, чем от других факторов. «Гидромашсервис» пережил кризис вполне достойно, и заводы работают ритмично. В прошлом году компания вышла на IPO, став единственной российской машиностроительной компанией, которой это удалось в 2011 году», — рассказывает Михаил Василевский, директор дирекции ИТ управляющей компании «Гидравлические машины и системы» (УК ГМС). Индекс производства машин и оборудования в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 109,5%, но в декабре 2011 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года — всего 84,8%. Во многих секторах машиностроения во второй половине 2011 года высокие восстановительные темпы роста спадали. В 2011 году производство транспортных средств и оборудования выросло на 24,6% (по данным Минпромторга, россияне потратили на эти цели средств на 70% больше, чем в 2010 году), производство машин и оборудования — на 9,5%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 5,1%. В январе 2012 года рост продолжился: производство транспортных средств и оборудования выросло на 39,5%, производство машин и оборудования — на 12,2%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 10,6% по сравнению с январем 2011 года. Основными драйверами, по мнению экспертов, выступали государственные программы, в частности программа утилизации.

Высокие темпы роста привели к росту числа сделок слияний-поглощений. В лидеры вышло транспортное машиностроение (17 сделок). «Уралвагонзавод» стал акционером Мотовилихинских заводов с целью добиться синергии в гражданском и военном производстве. Компания «Силовые машины», производящая турбины и генераторы, приобрела «ЭМАльянс», занимающийся производством котельного энергетического оборудования, и стала крупнейшим в России производителем энергетического оборудования. По мнению аналитиков АК&М, в 2012 году число сделок в энергетическом машиностроении может вырасти. Российские инвесторы совершили в 2011 году в машиностроении девять зарубежных сделок, чтобы получить доступ к новым технологиям и рынкам стран Евросоюза.

Ожидания

Однако системные проблемы по-прежнему существуют, и велика вероятность, что ситуация в отрасли станет менее благоприятной. Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте важнейших товаров продолжает сокращаться. В 2011 году она составила всего 4,5% против 5,4% в 2010-м и 11,4% в 1998 году. Доля же сектора в общем объеме импорта выросла с 44,4% в 2010 году до 48% в 2011 году. Это объясняется все возрастающим использованием импортных комплектующих при сборке российской техники, что стало уже нормальной практикой — собственных технологий, отвечающих современным требованиям, практически нет. И интерес потребителей к зарубежной технике растет. «Трансмашхолдинг» намерен производить в Пензе дизельные двигатели по финским технологиям. Кемеровский холдинг «Сибирский Деловой Союз» планирует организовать сборку карьерных экскаваторов американской фирмы P&H в цехах Кузбасской вагоностроительной компании (бывший завод «Химмаш»). Siemens занимает активную позицию в сфере локализации производства в России — в частности, вагонов RIC совместной сборки с ТВЗ, вагонов Desiro для нового поколения пригородных поездов Desiro RUS. Завод «Урал» объявил о создании совместного производства с китайской автомобилестроительной корпорацией FAW, китайская FotonMotors ищет площадку для организации производства, Нефтекамский автозавод решил собирать автобусы бразильского концерна MarcoPolo, руководство АМУРа ведет переговоры со словенским концерном Troliga Bus и китайским Lifan и т. д.

«Возрастает риск потери конкурентоспособности отрасли и отдельных предприятий по причине прогрессирующего технологического отставания, высокой энергоемкости и материалоемкости производств, низкого уровня автоматизации в производстве и управлении. Темп модернизации и автоматизации в машиностроении сегодня предельно низок», — считает Ирина Гусева, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и внедрению корпоративной системы управления концерна «Калужский двигатель» (КАДВИ). Евгений Гаврилов, руководитель департамента ИТ корпоративного управления концерна «Тракторные заводы», также полагает, что в ближайшем будущем ситуация станет менее благоприятной, хотя 2011 год компания окончила с результатами лучшими, чем ожидалось.

При этом эксперты отмечают, что конкуренция усиливается и еще более обострится при вступлении России в ВТО. Однако мнения представителей бизнеса о том, как это отразится на отечественном машиностроении, разделились. Одни полагают, что предприятиям не обойтись без государственной поддержки: от открытия границ больше всего пострадают автопром и сельскохозяйственное машиностроение. Но

государство за последние два года профинансировало машиностроение более чем на 400 млрд руб., а главных проблем отрасли эти финансовые вливания не решили. Другие же считают, что снижение локальных таможенных барьеров особого влияния не окажет, а снижение пошлин на импортные комплектующие, доля которых, например, в судостроении доходит до 60%, не только возместит потери от конкуренции, но и пойдет на пользу отечественным производителям. Кроме того, большинство ведущих иностранных компаний уже давно вышли в той или иной форме на российский рынок. Вновь приходящим придется приложить усилия, чтобы закрепиться на рынке.

Препятствия и стимулы

«Для обеспечения конкурентоспособности важны готовность самих машиностроительных предприятий к ново-

введениям и преодоление боязни изменения методов производства и методов управления. В рыночных условиях недопустимо стоять на месте, так как это означает постепенное движение назад», — считает Гусева. Основными факторами, сдерживающими автоматизацию, эксперты называют обоснованные опасения за судьбу проектов, консервативность и нежелание менять устоявшиеся, хотя и неоптимальные бизнес-процессы, а также непростое положение предприятий отрасли, усугубившееся в результате кризиса.

Нельзя сказать, что автоматизация на машиностроительных предприятиях находится на низком уровне. Они сегодня используют практически весь спектр ИТ — от систем трехмерного проектирования и управления производством, жизненным циклом изделия (PLM/PDM) до систем бизнес-аналитики. Но предприятие предприятию рознь. Легче двигаются вперед компании, активно работающие с международными партнерами, — им еще в начале 90-х годов пришлось задуматься о дальнейшем развитии, модернизации и автоматизации производства. Сегодня же внедрение систем подстегивает необходимость снижения себестоимости продукции и оптимизации бизнес-процессов. Кроме того, работа с международными и российскими партнерами требует «совместимости» систем, внедрения лучших практик. Одно из наиболее востребованных направлений развития — автоматизация процессов проектирования, которая дает сокращение сроков и затрат (3D САПР, параллельный инжиниринг — одновременная разработка конструкции детали и методов ее изготовления, замена натурных экспериментов инженерными расчетами, автоматизация сбора и анализа данных при экспериментах). В «МТЗ Трансмаш» перешли на систему 3D-проектирования Pro/ENGINEER.

Еще одно направление развития — внедрение систем и модулей PDM, которые крайне необходимы предприятиям, испытывающим серьезные проблемы из-за разрозненности информации, хранящейся в различных системах и справочниках НСИ. Эти проекты тесно связаны с внедрением ERP-систем, и хотя считалось, что на большинстве предприятий отрасли они уже внедрены, практика показывает, что ERP-проекты по-прежнему актуальны. При этом предприятия, на которых ERP-системы уже существуют, сегодня активно расширяют их функционал. «У некоторых предприятий, с которыми мы работаем, ERP-системы функционируют достаточно давно. Но есть немало компаний, которые так же как и мы реализуют проекты внедрения ERP-решений. Например, на «Уралвагонзаводе» идет очередная волна внедрения системы SAP ERP», — рассказывает Дмитрий Волков, начальник управления информационных технологий «МТЗ Трансмаш». Концерн «Тракторные заводы» внедряет и развивает системы компаний «1С» и «Парус».

В 2011 году группа «Гидромашсервис» завершила переход всех российских предприятий на корпоративную конфигурацию «1С». Стартовал крайне важный для компании проект внедрения ERP-системы на базе Infor LN. Пилотный проект охватывает торговую компанию (проект уже завершен) и крупнейший завод группы — «Насосэнергомаш» (Сумы, Украина), где проект завершится весной будущего года и в дальнейшем будет тиражирован на все предприятия группы. «Данный проект неразрывно связан с созданием PDM-системы по выпускаемой продукции на базе продуктов компании «Интермех». В 2011 году проект стартовал на «Насосэнергомаше,» в этом году к проекту присоединятся сразу несколько заводов. Предполагается тесная интеграция ERP-системы с бухгалтерской и PDM-системами. Кроме того, в прошлом году мы запустили проект по автоматизации сбора информации, консолидации и трансформации по МСФО на базе Oracle Hyperion Planning», — рассказывает Василевский.

Задача автоматизировать сбор информации и консолидировать ее стоит перед всеми крупными компаниями. Особую важность приобретают вопросы оптимизации системы управления группой компаний и эффективности системы бюджетного управления. «Вертолеты России» (Ростехнологии), ведущий производитель вертолетной техники, объединяющий все вертолетостроительные предприятия России, завершил основной этап проекта по автоматизации и совершенствованию системы бюджетного управления на уровне холдинга на основе Oracle Hyperion Planning. Система обеспечивает сбор планов и формирование консолидированного бюджета.

Обеспечить поддержку жизненного цикла продукции, контролировать процесс разработки продукта, снижая его временные и стоимостные показатели, помогают компаниям PLM-решения. «МТЗ Трансмаш» и КАДВИ внедряют решение Windchill для построения PLM-системы. Интеграция технологии PLM с ERP-системой позволит обеспечить и поддержку процессов принятия управленческих решений.

Большая часть успешных компаний реализуют комплексные программы развития. Частью стратегии КАДВИ являются автоматизация, оптимизация и повышение эффективности работы основных бизнес-процессов. После автоматизации системы управления на базе Microsoft Dynamics AX и автоматизации производства, в 2011 году была начата работа по оптимизации вспомогательных производств. Проводится оптимизация ресурсов и процессов, проведена автоматизация в инструментальном хозяйстве, в технической службе начато внедрение автоматизированной системы управления технологической подготовкой производства и документацией. В планах — внедрение модуля «Управление ремонтами и сервисной деятельностью, ТОиР». Реализует стратегические планы развития и «МТЗ Трансмаш».

Консолидация ресурсов и систем после реорганизации иногда приводит к передаче их на аутсорсинг. Например, автомобильный завод «Урал» (группа «ГАЗ»), занимающий около 45% рынка полноприводных большегрузных автомобилей, перевел технические работы по поддержке СУБД Oracle на аутсорсинг в компанию «ЛАНИТ-Урал», существенно повысив надежность систем и сократив время восстановления в несколько раз.

Необходимость защиты систем и информации сегодня осознается всеми компаниями. Завершен проект по созданию системы управления информационной безопасностью в корпорации «Иркут» — одной из ключевых компаний российского авиастроения. Внедрена инфраструктура открытых ключей OpenTrust PKI в ИТ-систему компании «КАМАЗ», установлен и настроен корневой удостоверяющий центр и два подчиненных для подписи сертификатов аутентификации, ЭЦП и шифрования.

Модернизация систем и внедрение новых требовали обновления и аппаратного обеспечения. Предприятия отрасли выделяли средства на это, а также на обеспечение мобильности своих сотрудников. Конструкторское бюро «Авиадвигатель» обеспечило безопасный и контролируемый доступ сотрудникам в Интернет и взаимодействие с внешними организациями.

О полноценном использовании мобильных и портальных технологий на предприятиях машиностроения пока говорить рано. Автоматизация взаимодействия с клиентами и партнерами, включая социальные сети, может обеспечить, по мнению некоторых экспертов, наибольшие конкурентные преимущества.

Перспективы ИТ

По разным оценкам, ИТ-затраты машиностроительных предприятий сегодня находятся на уровне 0,5–1,5%, чего явно недостаточно. Пока только требования конкуренции сегодня стимулируют руководство предприятий к более серьезному инвестированию в ИТ-инструменты. В ближайшем будущем, по мнению экспертов, наиболее востребованы машиностроительными предприятиями будут PDM-системы и САПР, управление проектами и затратами. Все чаще будут решаться задачи управления производством, логистикой и персоналом, бизнес-анализа. В «Гидромашсервисе» в качестве системы бизнес-анализа начали использовать QlickView, запуск которой был осуществлен в прошлом году. Концерн «Тракторные заводы» реализует проект внедрения Cognos BI.

Объем будущих инвестиций в ИТ представители отрасли оценивают по-разному, отмечая, что ситуация будет определяться состоянием предприятий и отрасли в целом. Гаврилов полагает, что в ближайшие год-два в связи с неопределенностью финансово-экономической ситуации ИТ-бюджет будет минимален. Гусева, напротив, считает, что следует ожидать роста инвестиций в ИТ, поскольку это реальный инструмент развития, позволяющий обеспечивать гибкость в управлении, необходимую в неопределенной, постоянно меняющейся рыночной ситуации. В компаниях, реализующих стратегические программы развития, снижения объема инвестиций не планируется.