Рынок хостинга в России слишком незрел и не может представлять серьезный интерес, сошлись во мнении участники дискуссии на портале GlobalCIO (www.globalcio.ru/workshops/42)

В отдельных случаях хостинг может быть полезен, но сопряжен с вполне естественными рисками, поэтому размещать по данной схеме можно только те ИТ-компоненты, которые не являются критичными для бизнеса. Действительно, как можно вынести в коммерческий ЦОД важное приложение, если «маски-шоу» у соседа по хостингу может легко блокировать бизнес-процессы на неопределенный срок?

В целом же хостинг в России пока слишком дорог и к тому же недостаточно качественен вследствие низкой конкуренции поставщиков услуг. Например, хостинг решения «1С:Управление производственным предприятием» в московском ЦОД на три года обходится примерно на 2 млн руб. дороже, чем его содержание собственными силами. «С учетом критичности подобных систем для бизнеса, а также физической недоступности серверов и связанных с этим сложностей администрирования, передача «1С» в хостинг несет в себе недопустимые риски», — уверен Александр Тарасов, ИТ-директор компании «Автокомпонент».

Иная ситуация складывается с хостингом почты и портальных решений — например, Microsoft Exchange 2010 и SharePoint Portal Server, особенно если речь идет о привлечении зарубежных провайдеров. Стоимость обслуживания этого тандема решений для нескольких сотен пользователей в международных компаниях составляет 9 тыс. руб. на пользователя в год. Собственные затраты компаний на организацию аналогичных сервисов можно оценить в 13 тыс. руб. При наличии таких факторов, как доступность сервисов на уровне «пять девяток» и высокая сложность проектирования и развертывания решения собственными компетенциями, затраты на хостинг почты и портала обоснованны, особенно если требуются их максимальная доступность и независимость от собственных системных администраторов.

Помимо более низких и прогнозируемых прямых затрат, Тарасов выделяет еще несколько явных преимуществ хостинга почтовых сервисов и портала.

• Снижение косвенных затрат. Необходимо учитывать затраты на ИТ-персонал; поиск и удержание квалифицированных ИТ-кадров — непростая задача. При этом собственные ИТ-специалисты должны использоваться с максимальной отдачей. Вместо мониторинга серверов они, например, могут внедрять CRM-решения для привлечения партнеров.

• Доступ к экспертизе. Exchange и SharePoint — довольно сложные системы для внедрения, требуется экспертиза для разных ролей серверной платформы. Цена выращивания таких специалистов и риски их ухода высоки. Использование хостинга обеспечивает круглосуточный доступ к сертифицированным специалистам провайдера.

• Непрерывность бизнеса и резервирование данных. Различные форс-мажорные события могут привести к остановке сервисов в своем помещении. Лидирующие хостеры резервируют данные клиента в ЦОД и принимают всю почту, пока клиент не станет доступен. Более того, с почтой можно работать с мобильных устройств или из дома.

• Быстрое внедрение и масштабирование. В целом быстрое развертывание — одно из очевидных и широко рекламируемых преимуществ хостинга.

• Безболезненная миграция на новые версии. Переход с одной версии системы на другую — это в большинстве случаев именно миграция, а не простой апгрейд, и ее цена может быть высока. Миграция в хостинге проводится хостером для своих клиентов бесплатно. Это минимизирует проблемы у ИТ-штата и простои во время самой миграции.

• Минимизация влияния на внутреннюю сеть. Еще одно преимущество хостинга — перенос большей части внутреннего трафика на провайдера. Провайдер фильтра «антиспам/антивирус» снизит на 75% объем ненужной почты, которая обычно проникает в сеть. Это заметно сократит входной трафик и место хранения.

• Надежная физическая защита. Все лидеры в области хостинга работают в хорошо защищенных помещениях. Применяемые ими средства включают видеонаблюдение, мультифакторную аутентификацию сотрудников, инструменты мониторинга. Безопасность, обеспечиваемая хостером, выше той, которую может позволить себе большинство компаний. Такие меры, как аудиты SAS 70 и сертификация WebTrust, могут являться дополнительным уровнем страховки для клиента.

• Возможность сфокусироваться на бизнесе. Использование некритичных для бизнеса систем в хостинге позволяет организации сфокусироваться на основных бизнес-процессах, вместо того чтобы выделять ресурсы на управление ИТ-инфраструктурой.

«Сейчас в России наиболее перспективны решения комплексного хостинга приложений для малого и среднего бизнеса», — считает Тарасов. Их преимущества очевидны: из ИТ-средств в офисе нужны только Интернет и браузер. Пользователь входит на сервере провайдера в свою рабочую область с набором приложений, папок и файлов и платит ровно за свой набор программных средств. Однако сейчас таких предложений на отечественном рынке нет, и они вряд ли появятся в ближайшем будущем.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF