Рынок коммерческих ЦОД в России существует уже достаточно давно. В последнее время спрос на подобные услуги повысился, что повлекло за собой рост предложения. Как следствие, на рынке появилось много новых игроков. К сожалению, в данном случае количество не перешло в качество. Безусловно, те организации, которые успели построить информационные комплексы, назвать их аббревиатурой «ЦОД» и теперь на их базе предоставляют услуги, останутся на рынке. Однако заказчики уже стали понимать, что многие предложения не обладают необходимым качеством.

Если зрелость рынка определять осмысленностью потребительского спроса, то российский рынок коммерческих ЦОД входит в пору, когда он уже заметен, но еще не слишком серьезен. На нем крайне мало качественных предложений, на которые крупные компании могли бы обратить свое внимание. Наличие именитых заказчиков у ряда провайдеров зачастую определяется отсутствием устоявшихся критериев оценки качества услуг и не очень опытным взглядом потребителей на этот рынок.

«Рынок пока сложно назвать зрелым. Достаточно сказать, что многие потенциальные заказчики зачастую даже не догадываются о том, что представляет собой этот сегмент ИТ-индустрии, при этом провайдеры не слишком активно продвигают свои услуги», — отмечает Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы» компании IDC. Это не в последнюю очередь связано с тем, что в нашей стране очень немногие компании хотят и умеют работать с низкой нормой прибыли в отрасли, отличающейся чрезвычайно высокими требованиями как к организации бизнеса, так и технологическому проектированию.

«Отечественные ЦОД всегда были клиентоориентированными, но только для крупных клиентов — небольшим и средним клиентам приходится сложнее», Владимир Карпенко, старший аналитик J’son & Partners

«В первую очередь рынок растет за счет новых потребителей, с этой точки зрения перспективы огромны», — согласен Леонид Филатов, генеральный директор компании «Мастерхост». В настоящий момент рост наблюдается практически у всех игроков, причем почти без «откусывания» чужих клиентских баз. Какое-то время такая ситуация сохранится, однако рано или поздно конкуренция начнет расти.

В настоящее время все коммерческие ЦОД предоставляют три базовые услуги: аренда мест для серверов, аренда выделенных серверов, аренда мест для размещения телекоммуникационного оборудования. Тенденцией последнего времени становится предоставление компаниями, работающими в сегменте коммерческих ЦОД, различных облачных сервисов.

«Сейчас в России потребителями услуг класса IaaS являются лишь чуть более 10 тыс. юридических лиц», — отмечает Владимир Карпенко, старший аналитик J'son & Partners.

На сегодняшний день подавляющее большинство российских предприятий не используют облака. В случае же выбора этой категории услуг главными факторами становятся скорость развертывания, расширение возможностей, снижение операционных издержек и отказ от капитальных затрат. Стоимость услуг, вопреки распространенному мнению, не является доминирующей причиной ухода компаний в облака.

Как правило, услуги Infrastructure as a Service (IaaS) используются для Web-проектов и почтовых серверов, чуть реже — для процедур резервного копирования и восстановления данных. При этом сумма каждого из заключенных контрактов крайне мала, что объясняет мизерный объем рынка. К таким услугам чаще всего прибегают частные лица и мелкий бизнес и крайне редко — средние и крупные организации.

«Хотя размещение оборудования по-прежнему остается основной услугой, приобретаемой в коммерческих ЦОД, более комплексные, в том числе облачные, предложения становятся все популярнее», — говорит Загнетко.

«Если рассматривать солидных игроков, даже тех, которые еще не сертифицированы, то все услуги, предоставляемые ими, востребованы на рынке», — уверен Руслан Заединов, руководитель направления центров обработки данных компании «Крок». И новые потребности заказчиков отнюдь не ограничиваются облачными вычислениями. Отвечая на них, компании добавляют в свои портфели комплексные услуги, когда в ЦОД человек получает все: и связь, и «кусочек облака», и сервисное обслуживание своих систем. В целом этот рынок постепенно притягивает к себе все услуги, ранее имевшие место на рынках системной интеграции и телекома.

Взаимный интерес

Зарубежные игроки все чаще рассматривают Россию как перспективное направление развития бизнеса. Любопытно, что такой интерес к отечественным потребителям является взаимным. «Процесс проникновения зарубежных компаний на российский рынок не ограничивается открытием центров иностранных провайдеров в нашей стране», — подчеркивает Загнетко. Наоборот, все больше российских заказчиков обращаются непосредственно к провайдерам ЦОД, расположенных за рубежом.

«С точки зрения надежности преимущество западных ЦОД перед отечественными существует, хотя и не является критическим», — подтверждает Карпенко. Кроме того, зарубежные поставщики зачастую предлагают вполне конкурентоспособные цены. Однако крупным компаниям пользоваться их услугами проблематично в силу законодательных причин. Поэтому большинство заказчиков вынуждено пользоваться услугами отечественных провайдеров. К тому же отечественные ЦОД обладают значительным преимуществом с точки зрения доступности и финансовой отчетности.

«Международные ЦОД используются либо очень небольшими российскими клиентами, либо клиентами, желающими скрыть различные данные от наших компетентных органов», — делится наблюдениями Карпенко. Как правило, оплата услуг таких провайдеров проходит по «серым» схемам. Пожалуй, единственным исключением является прибалтийская компания Deac. Но в России риски проблем с правооохранительными органами не исключены даже для законопослушных компаний.

«Хотя размещение оборудования по-прежнему остается основной услугой, приобретаемой в коммерческих ЦОД, более комплексные, в том числе облачные, предложения становятся все популярнее», Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы» компании IDC

К отечественным поставщикам традиционно были вопросы, касающиеся их клиентоориентированности. Несколько лет назад многие заказчики жаловались на недостаточную гибкость провайдеров, их отказы в предоставлении дополнительных сервисов. Например, для многих заказчиков важны дополнительные меры безопасности: огороженная территория, видеонаблюдение, замки на стойках и т. п. Как отмечают многие эксперты, ситуация постепенно меняется к лучшему, в значительной степени из-за обострения конкуренции с международными поставщиками.

Основная задача российских поставщиков заключается в оптимальном соотношении цены и качества услуг, а также их спектра. Иными словами, для создания привлекательных предложений отечественным провайдерам надо работать лучше иностранных конкурентов.

«Отечественные ЦОД всегда были клиентоориентированными, но только для крупных клиентов — небольшим и средним клиентам приходится сложнее. Однако западные ЦОД тоже, как правило, не горят энтузиазмом в оказании дополнительных услуг таким клиентам», — объясняет Карпенко.

«ЦОД, которые ориентированы на корпоративного заказчика, являются весьма гибкими», — согласен Заединов. Для них важен симбиоз традиционных услуг ЦОД, интеграторских услуг и телекома. Интеграторские услуги по определению нацелены на гибкость, на подстройку решений под заказчика. Как правило, владельцем крупных информационных центров является системный интегратор — такие площадки могут больше, чем просто предоставлять электричество и охлаждение.

Критерии выбора

Можно ли с учетом российских реалий размещать в хостинге ИТ-компоненты, критичные для бизнеса?

Несоблюдение элементарных норм защиты частной собственности, в том числе информации, коррупция на всех эшелонах, снижение уровня квалификации сотрудников — все это давно превратилось в неотъемлемые атрибуты российской действительности. В этих условиях бессмысленно обсуждать, например, что безопаснее — строить собственный ЦОД или выводить ИТ-процессы в аутсорсинг. В каждом сценарии есть серьезные риски, никак не связанные с технологическими или экономическими параметрами.

«Отказоустойчивость коммерческих ЦОД, даже российских, как правило, выше, чем отказоустойчивость корпоративных ЦОД. С точки зрения простой математики размещать критическое оборудование в коммерческих ЦОД выгоднее», — подчеркивает Карпенко. Другое дело, что для компаний важны и иные составляющие — например, свободный доступ к оборудованию. В любом случае большинство проблем может быть решено в индивидуальном порядке.

«Если ЦОД ориентирован на корпоративного заказчика, то, скорее всего, он просто более профессионально эксплуатируется, чем собственный ЦОД компании», — говорит Заединов. Можно сказать, что размещать на внешних площадках критичные для бизнеса сервисы необходимо просто потому, что им там будет комфортнее в техническом плане.

Не только размещение

По данным IDC, в 2010 году объем расходов российских компаний на услуги коммерческих ЦОД превысил 160 млн долл. Аналитики прогнозируют, что этот рынок продолжит развиваться достаточно быстрыми темпами, причем наиболее динамичными сегментами станут услуги сопровождения ИТ-инфраструктуры и аренда оборудования.

Отрасль ИТ-аутсорсинга в России переживает сейчас чрезвычайно интересный момент в своем развитии: в посткризисный период наблюдается быстрое совершенствование комплексных услуг. Простое размещение оборудования уже не является единственным приоритетом для клиентов, обращающихся в коммерческие ЦОД. Этот сегмент ИТ-рынка, по существу, не имеет государственных границ, и конкуренция здесь обостряется. Все это не только ставит перед поставщиками новые серьезные задачи, но и предоставляет уникальные возможности.

Однако традиционной проблемой является завышение российскими поставщиками уровня надежности ЦОД. Как правило, провайдер — владелец ЦОД, рекламируя свои услуги, обещает бесперебойную работу своей площадки и даже готов подтвердить это контрактом. «Заказчик, посетив площадку провайдера, почти всегда недостаточно профессионален для того, чтобы сделать правильный выбор», — уверен Заединов. В этом случае важным фактором является наличие сторонней аудиторской компании.

Для описания степени надежности ЦОД существуют два стандарта: TIA-492 и стандарт Uptime Institute. При этом TIA-492 — это просто перечень требований, используя который, сами поставщики могут присвоить себе ту или иную категорию надежности.

Аудиторская компания, которая сертифицирует ЦОД, всего одна — это Uptime Institute. «В настоящее время в России присутствуют только три коммерческих ЦОД, которые можно условно считать сертифицированными ею. Условно — потому что еще ни один из этих ЦОД не прошел сертификацию как объект, все они сертифицированы как проекты», — отмечает Карпенко. Речь идет об информационном центре «Мегафон» в Самаре, DataSpace в Москве и новом ЦОД компании «Крок», который будет запущен осенью.

На какие же «мелочи» следует обращать внимание при выборе поставщика услуг хостинга?

«Сначала необходимо оценить свои реальные потребности и возможности и аккуратно рассчитать все затраты на аутсорсинг, включая скрытые. Может статься, вам будет выгоднее построить собственный «машзал»», — рекомендует Загнетко. Уровень ЦОД, нагрузка на фальшпол, мощность, подведенная к стойке, число провайдеров каналов связи — все это очень важные характеристики коммерческого (как, впрочем, и собственного) ЦОД. И все же лучший способ расставить точки над i — разместить у потенциального партнера на небольшой срок один-два сервера и подписать договор на сопровождение оборудования. По тому, как он будет реагировать на запросы (например, просьбы о внесении каких-то изменений в настройки оборудования), почти всегда можно понять, стоит ли работать с этим оператором. «SLA с соответствующими штрафными санкциями позволяет оценить, с кем вы имеете дело», — резюмирует Загнетко.

Кроме того, крупным потребителям услуг имеет смысл обратить внимание на свободные площади, а также на запас мощностей электропитания и каналов связи. Это даст гарантию, что технические ограничения не затормозят рост компании.

«Необходимо оценивать не только широту спектра предлагаемых услуг (это может быть обманчиво) и внешний аудит (это дополнительные затраты). Многое может прояснить список заказчиков, которые выбрали данного поставщика», — говорит Заединов. Желательно, чтобы это были заказчики того же ранга. Например, в ЦОД корпоративного уровня, подразумевающем высокое качество услуг, никогда не будут размещены интернет-проекты по поиску друзей или другие подобные ресурсы.

Если же заказчик немного понимает в технической подноготной вопроса, то, конечно, он должен сам пройти по всем инженерным системам ЦОД. Более того, провайдер не должен скрывать своей инфраструктуры — все двери потенциальному заказчику должны быть открыты, включая журналы дежурных смен, график тестовых включений резервных генераторных установок и журналы безопасности.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF