Отрасль ЖКХ по-прежнему остается одной из самых сложных для информатизации не из-за трудностей с созданием соответствующих решений или описанием процессов, а из-за затянувшейся реформы и недостаточно развитой нормативно-правовой базы

Последние коррективы в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты были внесены 29 июля Федеральным законом, согласно которому расценки на услуги ЖКХ теперь будут формироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органами самоуправления, как это было прежде. Будет также создана государственная информационная система, обеспечивающая оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах и надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг. Причиной появления данного закона был необоснованный рост тарифов в начале года в ряде регионов. В целом же, по данным Росстата, за первое полугодие 2010 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России выросли на 11,9%, эта цифра в 2,7 раза превысила показатели инфляции, которая за полгода составила 4,4%.

Реформа ЖКХ начата еще в конце 90-х, но до сих пор требует существенных корректив. В 2007 году государством был создан фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на который возложено распределение денег и решение ряда задач, связанных с возвращением государством долгов своим гражданам. Государство было не в силах передать жилье в приемлемом состоянии, а основная цель реформы — переложить все расходы на обслуживание на плечи собственников. К настоящему моменту по программе капремонта и расселения аварийного жилья с участием средств фонда ЖКХ отремонтировано (либо ведется ремонт) более чем 90 тыс.

многоквартирных домов. В целях стимулирования процесса реструктуризации отрасли 1 января 2010 года вступил в силу закон, предусматривающий освобождение от налога на добавленную стоимость коммунальных услуг, оказываемых управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.

Несмотря на все усилия, сектор ЖКХ по-прежнему характеризуется предельным износом основных фондов, отсталыми технологиями, многомиллиардными долгами, банкротством многих предприятий, возрастающей аварийностью. По оценке Министерства регионального развития, сейчас физический износ фондов ЖКХ составляет 60%, а в отдельных муниципалитетах — 90%. Объем выслуживших сроки службы тепловых и водопроводных сетей в 2009 году увеличился на 32 и 44% соответственно. По данным Росстата, фактическая потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 45,1 тыс. км (21% от общей протяженности), водопроводных сетей — 176,5 тыс. км (33% от общей протяженности), канализационных сетей — 52,5 тыс. км (30,4% от всей их протяженности). Кроме того, требуется построить и модернизировать котельные, насосные станции, центральные тепловые пункты, гидротехнические сооружения. За прошедший осенне-зимний период более 4 тыс. аварий произошло в системах жизнеобеспечения населения со сроком ликвидации последствий 6–8 часов. Всего же, по оценкам Минрегионразвития, в ходе прошедшего осенне-зимнего периода число мелких аварий и сбоев в системе ЖКХ России достигло 18 тыс., что на 27% выше по сравнению с предыдущим отопительным сезоном, и в большинстве случаев причины аварий были техногенные.

На реализацию реформ на период 2008–2011 годов было выделено из федерального бюджета 250 млрд руб. Но специалисты отрасли полагают, что для перехода на рыночные рельсы необходима сумма, в десятки раз превышающая указанную — до 10–13 трлн руб., в то время как «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы», концепция которой была утверждена еще в феврале нынешнего года, предусматривает выделение из всех источников чуть более 4 трлн руб. При этом подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане.

Содержание программы наглядно показывает, что цели, которые декларировались начиная с выхода закона о приватизации в 1991 году, так и не были достигнуты. По-прежнему нерешенными законодательно остаются вопросы приватизации объектов ЖКХ. Возникают проблемы при организации управляющих компаний (на базе бывших РЭУ и ДЭЗ), при передаче в собственность ТСЖ прилегающих дворовых территорий и т. п. Рынок по-прежнему финансово непривлекателен для заказчиков и инвесторов из-за высоких рисков. Особого внимания заслуживает ресурсоэффективность ЖКХ, которая требует не только установки приборов учета произведенных и потребляемых услуг (что удается сделать с большим трудом). Необходима эффективная работа предприятий, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, электро-, тепло- и газоснабжение, городского транспорта, предприятий, занимающихся внешним благоустройством, включая дорожное хозяйство, дорожно-транспортное строительство, уличное освещение и озеленение, а также предприятий, обслуживающих информационное хозяйство — кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения. В целях реализации стратегии на экономию энергоресурсов, в Челябинске, например, начата установка светодиодных фонарей уличного освещения.

Для того чтобы активизировать реформы, привлечь молодежь в сектор ЖКХ, а также привнести в каждый дом новые технологии, в 22 регионах России реализуется федеральный молодежный проект «Все дома», нацеленный на подготовку кадров, в первую очередь управленческих, которые смогли бы обеспечить эффективное управление «интеллектуальной» собственностью.

Любая «интеллектуализация» ЖКХ связана с внедрением новейших информационных технологий. Концепция развития на 2010–2020 годы предусматривает создание федеральной интегрированной информационной системы ЖКХ. Интересен в этом отношении опыт Татарстана, где создана информационно-аналитическая система «Мониторинг объектов ЖКХ», с помощью которой автоматизированы процессы формирования и исполнения программы капитального ремонта, осуществляется управление финансовыми потоками по всем источникам финансирования — от средств собственников жилья до федеральных средств, осуществляется мониторинг состояния объектов жилищного фонда, исполнения любого проекта.

Однако при создании федеральной интегрированной информационной системы, по мнению специалистов, скорее всего, потребуется замена большинства ранее наработанных информационных систем, на которые уже израсходованы значительные финансовые средства.

ИТ в ЖКХ

Чтобы повысить эффективность управления, в сфере ЖКХ необходим полноценный учет. Потребителю должна быть обеспечена полная прозрачность того, как управляющая компания распоряжается его деньгами и финансами других собственников. Еще года три назад специалисты, работающие в отрасли, были далеки от компьютеров. Сегодня уже имеются централизованные системы, единые базы данных. Однако эксперты полагают, что масштабных сдвигов не наблюдается.

При этом потребность в общегородских информационных ресурсах даже увеличилась, поскольку старение жилого фонда ведет к росту аварийности жилищной инфраструктуры. Муниципалитет Екатеринбурга запустил на своем официальном сайте сервис «On-line служба ЖКХ», с помощью которого горожане могут узнать все о состоянии водо-, электро- и газоснабжения, водоотведения и отопления в своем доме, получить информацию об управляющей компании.

Сегодня в отрасли превалирует лоскутная автоматизация — автоматизация отдельных направлений деятельности ЖКХ: начисления и учета сбора коммунальных платежей населения как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города; учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения; сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга функционирования городской инфраструктуры; бухгалтерского учета предприятий и др. Решений по автоматизации всего комплекса задач на основе системного подхода пока на рынке практически нет.

Управляющие компании

Рядовым потребителям необходимы качественные услуги за приемлемые деньги, оказываемые в предупредительном, не влияющем на ритм жизни режиме, а также возможность через Интернет отслеживать расчет тарифов коммунальных услуг, понимать, из чего складывается ежемесячная квартплата и почему, видеть, как расходуются средства на капитальный ремонт, на облагораживание придомовой территории или на уборку помещений общего пользования. Если решения первой группы проблем большинству россиян придется еще долго ожидать, то сделать процесс управления ЖКХ более прозрачным и эффективным за счет модернизации и автоматизации реально уже сегодня. Например, с помощью «1С:ВДГБ: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» собственники жилья смогут сами, используя сайт своей управляющей компании, отслеживать информацию о показаниях приборов коммерческого учета, делать заявки аварийно-диспетчерской службе и видеть, как расходуются средства, ежемесячно выделяемые на капитальный ремонт. Некоммерческое партнерство «Приозерье», занимающееся эксплуатацией одноименного поселка Истринского района Московской области, автоматизировало бухгалтерский и налоговый учет на базе этого продукта. Предприятие выполняет функции управляющей компании: содержит существующее внешнее ограждение территории коттеджного поселка; обеспечивает работу контрольно-пропускного пункта и круглосуточное патрулирование территории; производит ремонт внутрипоселковых сетей электро-, газо- и водоснабжения, а также канализации объектов жилого комплекса, Интернета; осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт внешних инженерных сетей и коммуникаций, уборку дорог общего пользования, вывоз бытового мусора и уход за зелеными насаждениями на землях общего пользования. Внедрение системы позволило автоматизировать учет материалов, складской учет, учет торговых операций, операций с денежными средствами; учет основных средств и нематериальных активов; учет производства; начисление заработной платы.

Однако специалисты полагают, что автоматизацию могут себе позволить пока только очень крупные предприятия.

Расчетный центр

Всей информацией о состоянии сферы ЖКХ владеет единый информационно-расчетный центр (в тех городах, где он есть). Граждане скрупулезно следят за правильностью начисления оплаты, расходом ресурсов, случаями аварий и перебоев в работе коммунальных служб. Все претензии по начислению стекаются в расчетный центр, тем самым формируя актуальные данные в сфере ЖКХ. Сегодня расчетные центры существуют и как коммерческие организации, и в форме муниципальных унитарных предприятий. Это узловая точка в отношениях предприятий сферы ЖКХ и потребителей.

Основные процессы большинства ЕРЦ автоматизированы на базе как продуктов собственной разработки, так и промышленных систем. С момента ввода в действие Жилищного кодекса, законами федерального уровня постепенно устанавливаются стандарты предоставления коммунальных услуг, стандарты управления жилым фондом, алгоритмы учета аварий и недопоставок. После полной монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (с 2010 года) выплаты по ним также должны быть рассчитаны по утвержденному алгоритму, исключающему региональные особенности. На рынке присутствует около десятка российских продуктов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям и стандартам. Однако только необходимость повысить качество оказываемых услуг стимулирует переход на промышленные платформы.

Недавно объявил о внедрении комплексной автоматизированной системы «Эллис-ЖКХ» Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр (МУП «МРИВЦ»), основным видом деятельности которого является оказание биллинговых услуг по расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, а также оказание гражданам консультационных услуг по вопросам задолженности. Внедрение нового программного комплекса по расчету квартплаты взамен совокупности разнородных информационных подсистем позволило МУП «МРИВЦ» избавиться от неоднородности систем, приобрести гибкость настройки, улучшить программную защиту баз данных, детально регламентировать права доступа пользователей. Была автоматизирована цепочка процессов (от приема платежей до выдачи выходных форм клиентам расчетного центра), которая обеспечивает переход на единый платежный документ для абонентов. Дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов планируется за счет развития интернет-услуг: формирование платежных документов через личный кабинет абонента, возможность просмотра финансового состояния лицевого счета (история платежей, перерасчетов и т. д.), организация платежного шлюза приема платежей через кредитные организации на сайте центра.

Поставщики

В конце прошлого года вступил в силу закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», согласно которому обязательному учету с помощью приборов учета подлежат производимые, передаваемые и потребляемые энергоресурсы. При этом юридические лица обязаны оборудовать занимаемые помещения узлами учета до 1 января 2011 года, собственники жилья — до 1 января 2012 года, и даже уже объявлено о «карательных мерах» за его невыполнение. Специалисты признают, что приборы учета ничего не экономят, но являются инструментом поощрения тех, кто хочет сэкономить. Поэтому закон не рекомендует, а обязывает каждого конкретного потребителя установить приборы учета всех потребляемых ресурсов. Появляются и компании, в чьи задачи входят установка и обслуживание приборов, и эффективность их работы напрямую зависит от качества оказываемых услуг. Автоматизированная система управления взаимоотношениями с абонентами создана в компании «Мультисистема» (Москва), основным направлением деятельности которой является установка и техническое обслуживание приборов учета потребления воды в жилых и нежилых помещениях Москвы и Московской области. В состав предприятия, помимо управляющего офиса и call-центра, входят отдел технического обслуживания, отдел по установке приборов учета на коммерческой основе, склад и несколько удаленных небольших филиалов. В результате внедрения «1С:Управление торговлей 8» в рамках единой системы работает диспетчерская служба, ведется работа с абонентской базой, контролируется выполнение заявок.

В процессе обслуживания абонентов компании «Краснодар Водоканал» было задействовано более 50 программных продуктов собственной разработки, развитие которых велось несогласованно, а взаимодействие не было регламентировано. После вхождения компании в «Росводоканал» ее работа была перестроена, в том числе и в области ИТ-поддержки бизнеса — была создана единая кросс-региональная система биллинга и учета для физических и юридических лиц на базе DigitCITY. Помимо организации учета и биллинга система позволила расширить зону доступности для населения через кредитные организации и почту.

Перспективы

При обсуждении информатизации ЖКХ специалисты уже не первый год говорят больше о проблемах отрасли, нежели о проблемах ИКТ. Участники рынка имеют готовые решения, умеют и хотят их внедрять, но количество нерешенных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства велико. По общему мнению, пока государство не предпримет решительных шагов к окончанию вялотекущего реформирования отрасли, автоматизация российского ЖКХ так и останется лоскутной и не решающей основных проблем.