Большинству ИТ-руководителей хотя бы один раз в своей карьере приходится решать задачу по географической экспансии ИТ: расширять географию существующих ИТ-услуг или создавать в новых регионах новые услуги. Такая необходимость возникает при выходе компании

На практике экспансию правильнее всего рассматривать как проект: имеются цели, задачи и приоритеты, определяемые бизнесом, а исполнитель (ИТ-служба) находится в классическом треугольнике «сроки-затраты-качество». Если это проект, то безусловно существуют объективные факторы, влияющие на его реализацию, которые надо учитывать, и риски, которыми надо управлять.

Как снизить риски?

Планы по развитию ИТ-услуг и обеспечивающей их архитектуры и инфраструктуры необходимо согласовать с планами географического расширения. Это позволит снизить число конфликтов между краткосрочными и среднесрочными задачами и планами и существенно сократить время на их решение. Например, если ваша компания приняла решение о переходе на новую почтовую систему, то сразу необходимо решить, какая платформа должна использоваться на новых территориально-организационных объектах до завершения перехода.

Крайне важным является вопрос стандартизации и унификации. В идеале все объекты в новом регионе должны быть обеспечены стандартным набором (каталогом) ИТ-услуг, принятых в вашей компании и предоставляемых с заданным уровнем качества. Для этого каталога должен существовать набор стандартизованных технических решений с отработанными вопросами приобретения, внедрения, сопровождения и эксплуатации. В этом случае при реализации планов по географическому расширению вы будете строить ИТ-решения из готовых «кирпичей», и только некоторые из них потребуется адаптировать или переделывать с учетом ситуации в регионе. В противном случае вам придется все конструировать «на ходу», что безусловно потребует дополнительного времени и неизбежно скажется на качестве.

Еще один важный фактор — это правильный выбор ландшафта системной архитектуры, обеспечивающий оптимальную централизацию приложений и их масштабирование. С одной стороны, заманчиво выглядит идея полной централизации всех корпоративных приложений. Но у такого решения есть «ахиллесова пята» — телекоммуникации. Смогут ли имеющиеся в вашем распоряжении телекоммуникационные ресурсы обеспечить комфортную работу во всех региональных подразделениях? Кроме того, придется решать вопрос повышения надежности и катастрофоустойчивости. Насколько при этом «потяжелеет» платформа ваших основных приложений? Объем данных возрастет, а время для резервного копирования уменьшится. Во что выльется переделка системы резервного копирования? В итоге может потребоваться очень существенная трансформация централизованной платформы и всех систем, обеспечивающих ее работу. Прямо противоположный вариант — приложение, максимально распределенное по региональным (или даже более мелкого масштаба) центрам, — имеет свои недостатки. Например, при централизации вам надо отслеживать и прогнозировать потребность в мощностях одного комплекса, а при распределенной архитектуре — нескольких (или даже нескольких десятков), что существенно затрудняет задачу масштабирования. Естественно, не существует универсального подхода. Важно своевременно оценить, возможно ли при существующем ландшафте решать возникающие при географической экспансии задачи и какие изменения в него надо внести.

Вся ИТ-инфраструктура вашей компании включает оборудование и программное обеспечение, требующее инсталляции, расходных материалов, гарантийных и платных ремонтов, комплекса работ по поддержке и т. п. Все это обеспечивают ваши поставщики и подрядчики, а телекоммуникационные услуги предоставляются вашими провайдерами. Но смогут ли они в новом регионе обеспечить необходимые вам объемы с заданным качеством и в запланированные сроки? Насколько важно, чтобы провайдер Х обеспечивал вам услугу Y во всех регионах вашего бизнеса? Или же в каких-то регионах услуга Y может быть получена от провайдера Z и это совершенно не критично? В некоторых случаях, возможно, понадобится сменить не только подрядчика, но и вендора (например, при отсутствии в регионе соответствующего сервисного центра). Географическая экспансия приведет вас к необходимости подвергнуть ревизии стандарты, действующие в области управления поставщиками.

Когда вы только начинаете экспансию бизнеса, необходимо снизить риск провала, для чего на первых порах минимизировать капитальные затраты (например, путем лизинга). Кроме того, следует очень внимательно отнестись к тем разделам заключаемых при подготовке экспансии контрактов, в которых определяются условия досрочного расторжения.

Отдельно остановимся на вопросах «последних миль» для телекоммуникационных систем. В регионах эта проблема может оказаться сложной и дорогой, а иногда вообще не решаемой. Совершенно типичная ситуация: в выбранном для размещения вашего регионального подразделения здании отсутствуют нормальные вводы, имеются только медные кабели 30-летней давности. Сколько времени уйдет на прокладку оптики и в какую сумму это обойдется? А если это ситуация, когда необходимо вынести производственный объект в область? Или же — ваш объект располагается на выделенной территории (порт, железнодорожный узел, аэропорт, завод, бизнес-центр и т. п.), а ее владелец проводит политику жесткого ограничения деятельности телекоммуникационных провайдеров. В итоге, начав с проблем организации «последних миль», мы приходим к другому важному моменту — при планировании географической экспансии бизнеса вопросы ИТ должны учитываться при выборе места размещения новых объектов.

В области информационной безопасности необходимо изначально определиться, какие требования и стандарты информационной безопасности всегда и безусловно будут действовать во всех филиалах компании. Например, сегодня заражение даже одного компьютера, подключенного к корпоративной сети, может привести к блокировке большого числа учетных записей в Microsoft Active Directory. Надо учитывать и специфику бизнеса: в некоторых случаях специфические требования ИБ, действующие в головной организации, могут быть излишними в филиале. Например, для компании, которая занимается проектированием сложных инженерных объектов, утечка или потеря данных на этапе разработки проекта — это потеря конечного продукта компании и прямые убытки. Но после утверждения проекта заказчиком и подрядными организациями не имеет смысла так же серьезно защищать эти данные в локальных филиалах, осуществляющих надзор за строительством.

Какой бы ландшафт системной архитектуры вы ни выбрали, при региональной экспансии вам придется решать вопросы эксплуатации и поддержки. В любом случае необходимо будет решать вопросы эксплуатации ИТ-инфраструктуры рабочих мест, сетей и телекоммуникаций. Поэтому нужно очень внимательно проанализировать схему аутсорсинга. Что же касается поддержки пользователей, то здесь вам необходимо заранее решить — будете вы использовать централизованный или распределенный Service Desk. Универсального решения не существует, выбирать надо, исходя из анализа конкретных условий.

Не стоит забывать и о человеческом факторе. В результате географической экспансии вы получите новых пользователей, которые скорее всего не имеют знаний и навыков в работе с вашими информационными системами. Более того, возможно, что у них отсутствует даже опыт работы с платформами, которые вы используете. Так что вопрос обучения пользователей и подготовки документации для них может оказаться очень непростым.

Структурирование

Следует упомянуть один очень важный аспект, хотя и не входящий в сферу ИТ. Речь идет о юридической и организационной структуре вашей компании. Дело в том, что если в вашу компанию входит несколько юридических лиц, то в деятельности ИТ-подразделения необходимо учитывать требования законодательства и налогообложения. Это касается оформления сделок между входящими в холдинг юридическими лицами (у юристов это называется «сделками, в совершении которых имеется заинтересованность», и они совершаются только при условии их одобрения советом директоров или общим собранием участников либо акционеров), законодательства о связи, требований по лицензированию различных видов деятельности, положений Гражданского кодекса РФ в части защиты интеллектуальной собственности и авторских прав, статей Налогового кодекса. Вам потребуется разработать комплекс стандартов, связанных с приобретением, управлением жизненным циклом и сдачей в аренду активов, юридически корректную и не приводящую к налоговым рискам схему приобретения неисключительных прав на использование (лицензирование) ПО, не нарушающую законодательство о связи корпоративную телефонную сеть, обеспеченную необходимыми лицензиями и исключающую налоговые риски схему приобретения услуг связи и телекоммуникаций.

Александр Налетов — независимый эксперт; naletovaa@gmail.com