Не существует универсальной тактики на период кризиса. Количество скептиков, голосующих за минимизацию издержек, меняется в зависимости от прогнозов развития экономики. Главным остается (и, видимо, останется в будущем) вопрос, что более разумно - эскалиро

«Экономия увеличивает риски ведения хозяйственной деятельности», — отметила Евгения Капустина, директор по развитию продукта компании «БОСС-Референт», на круглом столе, организованном CNews и посвященном возможностям оптимизации СЭД. При решении вопроса о снижении издержек необходимо действовать осторожно, осмотрительно. В частности это касается ИТ-поддержки бизнеса, которая во многих случаях стала его органической частью, «ушла в базис». И, как нельзя долго ходить в плохой обуви, поскольку это скажется на здоровье всего организма, так нельзя бесконечно экономить на ИТ-поддержке, поскольку это скажется на здоровье бизнеса.

Интерес к сегменту СЭД не случаен. Согласно прогнозам CNews Analytics, он окажется наиболее устойчивым к влиянию сложной обстановки в экономике. При этом ситуация на российском рынке существенно отличается от ситуации в развитых странах. Если на мировом рынке электронный документооборот давно трансформировался в управление контентом предприятия (ECM) и охватывает все виды неструктурированных данных, относящихся к бизнес-процессам организации, то в нашем отечестве пока отсутствует повсеместное четкое понимание необходимости подобных решений.

Происходит это прежде всего потому, что скорость принятия решения у отечественных предпринимателей и менеджеров не входит в число ключевых приоритетов. Российская часть этого сегмента пока находится в стадии формирования. Об этом говорят в кулуарах практически каждой конференции Docflow. Тем не менее решения именно этого типа в ближайшее время будут являться одним из критических факторов успеха. Чего стоит, например, один только закон о техническом регулировании, внедрение которого в практику с первого января повлечет за собой крайне серьезное изменение внешнего документооборота.

Какие варианты ECM-решений (хотя бы для поддержки распорядительного документооборота) доступны российскому бизнесу? Поскольку, на долю зарубежных разработчиков приходится более 50% российского рынка, то они определяются мировыми трендами. Прежде всего российским покупателям доступны решения крупных вендоров, таких как Microsoft, которые рассматривают ECM как часть ИТ-инфраструктуры. Примером является платформа Microsoft SharePoint — одна из наиболее популярных в классе рассматриваемых решений.

Другим вариантом являются свободно распространяемые приложения. Однако здесь существенное влияние на спрос оказывает консерватизм клиентов, которые считают, что цена продукта будет определять качество и количество послепродажной поддержки. Кроме того, как показывает практика, плата за услуги сопровождения здесь нередко превышает выигрыш на стоимости лицензий.

Возможна организация электронного документооборота на платформе SaaS. Здесь уже есть интересные, но пока еще скромные предложения. Например, распространение получили решения компании SpringCM. В нашем отечестве этот вариант мало распространен в силу ограниченной доступности широкополосного доступа и неразвитости рынка аутсорсинга.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов решения класса Enterprise 2.0. Представители старшего поколения относятся к этим решениям с известной долей скепсиса. В основном среди поклонников этого подхода — молодые ИТ-специалисты и управленцы.

Отказываться от внедрения ECM-решений — значит рубить сук, на котором сидишь. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов сложное экономическое положение многих потенциальных пользователей. Можно ли здесь разумно сэкономить? Многие участники круглого стола отвечают на этот вопрос положительно. Основным источником экономии практически все считают процесс внедрения — здесь выигрыш, по словам Капустиной, может составить порядка 30—50%.