Для прибытия в конечный пункт, имя которому производственное сотрудничество, компании понадобится преодолеть привычку деления всех на победителей и проигравших, а также решить ряд технических и культурных вопросов.

Для прибытия в конечный пункт, имя которому производственное сотрудничество, компании понадобится преодолеть привычку деления всех на победителей и проигравших, а также решить ряд технических и культурных вопросов. А теперь давайте проведем более подробную экскурсию.

О ценности совместной работы или сотрудничества нам твердят с детского сада. В нынешнюю эпоху глобализации, аутсорсинга и тесно связанных друг с другом цепочек поставок в мире найдется очень немного организаций, сотрудникам которых позволят хотя бы гипотетически рассмотреть возможность движения вперед в одиночку. Но компания — не ребенок, посещающий детский сад. Когда ИТ-директор одного из самых крупных в мире игроков на рынке страховых услуг (попросивший не называть его имени) попытался обсудить с представителями других страховых компаний концепцию взаимодействия при создании отраслевой биллинговой системы, эта идея сразу получила резкий отпор. ИТ-руководители других страховых предприятий считали свои индивидуальные биллинговые системы конкурентным преимуществом, что нашему директору показалось абсурдным. В конце концов, биллинг — одна из главных внутренних задач, которую приходится решать организации.

Подобное консервативное — и даже, пожалуй, несколько устаревшее — представление о конкурентоспособности, наряду с отсутствием доверия и факторами безопасности, стоимости и сложности, в течение определенного времени препятствовало налаживанию сотрудничества между различными предприятиями и дальнейшему развитию бизнеса. Однако здесь ситуация начинает меняться.

«По мере падения расценок на телекоммуникационные услуги у многих людей и организаций возникает желание поддерживать взаимодействие друг с другом способами, которые были недоступны ранее», — заметил Том Мелоун, профессор высшей школы управления Слоана при Массачусетском технологическом институте, основатель и директор центра MIT Center for Coordination Science.

С ним согласен и аналитик Нэйт Рут, специализирующийся в компании Forrester на вопросах взаимодействия: «Несомненно, электронная связь и сотрудничество между организациями развиваются. Думаю, что это не будет большой натяжкой, если я назову одной из форм взаимодействия автоматизацию цепочек поставок — электронную интеграцию поставщиков со своими партнерами. Забрасывая сети так широко, мы добились того, что развития технологий взаимодействия уже нельзя не заметить, причем такая ситуация наблюдается еще со времен триумфального шествия Internet-компаний».

И все же насколько широко следует расставлять сети? Имеет ли смысл на любое взаимодействие между организациями наклеивать ярлык сотрудничества? Ведь само определение сотрудничества противоречиво. Кроме того, многие компании, поддерживающие серьезные партнерские отношения, вносят коррективы в порядок организации взаимодействия. Но, несмотря на существующую неопределенность, ИТ-руководителям необходимо оценить перспективы сотрудничества, поскольку технология сейчас играет ключевую роль в его успешном осуществлении. «Организации сотрудничества отводится все более важная роль как в моем персональном расписании, так и в повестке дня ИТ в целом, — подчеркнул менеджер Procter & Gamble по глобальным бизнес-услугам Филиппо Пассерини. — Мы должны расширять сеть взаимодействия с другими организациями, компаниями и партнерами на основе взаимовыгодного сотрудничества».

Перед ИТ-руководителями авиационно-космической отрасли, в которой реактивные летательные аппараты нового поколения создаются совместными усилиями инженеров из самых разных стран, вопросы организации взаимодействия стоят как никогда остро. «Сотрудничество в нынешнем десятилетии играет столь же важную роль, как стандарт MRP II в середине 80-х или технологии управления цепочками поставок и CRM в 90-е годы прошлого столетия, — отметил ИТ-директор корпорации Boeing Скотт Гриффин. — Технологии подходят к рубежу, на котором совместная деятельность представителей разных организаций будет осуществляться точно так же, как и в рамках единой компании».

Для того чтобы потенциальные коллеги могли лучше разобраться в текущем положении дел, мы решили предложить вашему вниманию обзор различных форм сотрудничества с указанием их преимуществ, осветить потенциальные трудности, а также поделиться передовым опытом и технологиями организации взаимодействия, которые используют в своей деятельности такие игроки, как Procter & Gamble, Chicago Mercantile Exchange, BAE Systems и Visa.

Кто является участником взаимодействия?

Возможно, некоторые поставщики попытаются убедить вас в обратном, но сотрудничество и поддержка связи — не синонимы. (Электронная почта и даже телефон могут способствовать налаживанию взаимодействия, но сама по себе связь еще не превращает сотрудничество в реальность.) В идеальной форме сотрудничество предполагает объединение двух отдельно взятых лиц или компаний, которые путем совместных усилий стремятся к достижению общей цели или к созданию взаимных ценностей. За счет объединения ресурсов — совместного использования клиентских данных, информации о цепочках поставок, интеллектуальной собственности или научно-исследовательских наработок — партнеры общими усилиями формируют то, чего не в состоянии эффективно производить в одиночку. Классификация форм сотрудничества определяется взаимоотношениями между двумя сторонами, а они в свою очередь задают тон партнерскому взаимодействию.

Между конкурентами

Как выяснил упомянутый нами ИТ-директор, сотрудничество между конкурентами — наиболее сложная и деликатная форма партнерских взаимоотношений. Однако компаниям Procter & Gamble и Clorox, несмотря на давнее соперничество, удалось направить свои взаимоотношения в позитивное русло. Две организации, специализирующиеся на выпуске продуктов для упаковки, жестко конкурируют друг с другом на рынке моющих средств и очистки воды. Но обе они оказались в выигрыше, когда новая упаковочная пленка Press?n Seal, созданная на основе передовых технологий P&G, появилась на рынке под хорошо известной торговой маркой Clorox Glad. Специалисты P&G изобрели пленку, которая приклеивалась только там, где ее плотно прижимали (во всех остальных местах этого не происходило). Но поскольку в ассортименте компании никогда не было упаковочной пленки, ее менеджеры поняли, что создание совместного предприятия с Clorox принесет им гораздо более весомую прибыль, чем инвестиции, которые обеспечили бы P&G присутствие на рынке в новой для себя категории. Соглашение о передаче Clorox научных разработок, связанных с Press?n Seal, позволило Procter & Gamble получить 10-процентную долю в бизнесе Glad (с возможностью выкупа еще 10% акций) и с минимальными затратами выйти на рынок упаковочных материалов. Со своей стороны, Clorox смогла представить новый продукт в привычной для себя нише и получила долгосрочный доступ к научным разработкам P&G в области упаковочной пленки, мешков и контейнеров. На сегодняшний день подразделение Glad контролирует 49% рынка упаковочной пленки. После презентации Press?n Seal в 2003 году его доля увеличилась на 23%. Сотрудничество двух компаний еще более укрепилось после недавнего выпуска мешков для мусора Glad ForceFlex, изготовленных из прочной, но очень эластичной пленки, которая была разработана в лабораториях P&G.

Генеральный директор Procter & Gamble А.Г. Лафли настолько энергично продвигает концепцию взаимодействия, что возвел ее в ранг основных корпоративных приоритетов, поставив цель половину всех новых проектов реализовывать за счет технологий, полученных из внешних источников. Для компании, которая долгое время гордилась самостоятельной разработкой всех своих продуктов, взаимодействие с независимыми игроками при создании новых товаров стало серьезным культурным потрясением. «В наших научно-исследовательских лабораториях работают 7500 сотрудников, которые являются специалистами в 150 научных областях, — заметил вице-президент направления R&D Innovation and Knowledge Ларри Хастон. — Но за пределами P&G находятся целых 1,5 млн. высококвалифицированных исследователей. Подчинить себе весь научный мир и все выдающиеся умы невозможно. Если вы попытаетесь вкладывать деньги во все связанные со сферой вашей деятельности научные области, с тем чтобы держаться на мировом уровне, затраты окажутся просто непосильными».

Между друзьями

Внешний наблюдатель, должно быть, убежден, что две чикагские товарные биржи Chicago Mercantile Exchange (CME) и Chicago Board of Trade (CBOT) являются непримиримыми конкурентами, однако представители двух этих торговых организаций считают подобную постановку вопроса не совсем правильной. И в самом деле, у них очень много общего: они обслуживают достаточно широкий круг общих клиентов, обе отвечают за проведение тех торговых операций, которые были инициированы при их посредничестве. В прошлом CME самостоятельно осуществляла клиринговые функции, в то время как CBOT поручала их выполнение независимым организациям. Обе биржи требовали от клиентов — финансовых институтов, проводящих сделки, — размещать на их счетах средства, которые гарантировали бы выполнение торговых операций. Рынок развивался, и руководство обеих организаций решило рассмотреть возможность создания общей клиринговой системы, поддерживающей Web-технологии. Она должна была обеспечить дополнительную эффективность по сравнению с имеющимися у двух игроков системами, позволяя получать более подробную информацию. Теперь биржевым маклерам достаточно один раз вложить деньги, для того чтобы гарантировать себе участие в торгах на обеих биржах. Кроме того, система позволяет им экономить средства — деньги, которые можно повторно инвестировать, повышая тем самым объемы продаж на обеих торговых биржах. «Если кто-то совершает сделки с нашим индексом Dow против индекса S&P CME, экономия на зачете при хеджировании рисков может составлять до 90%», — сообщил исполнительный вице-президент и директор CBOT по операциям Брайан Даркин.

В кругу собственной семьи

Организации сотрудничества между компаниями, как правило, уделяется достаточно серьезное внимание, но вместе с тем и внутреннее взаимодействие двух различных бизнес-подразделений может оказаться весьма эффективным, способствуя повышению ценности выпускаемой продукции. Корпорация Procter & Gamble активно работала над передачей знаний между своими подразделениями задолго до того, как было принято решение о налаживании взаимодействия с внешними партнерами. К примеру, технологии, использовавшиеся при производстве бумажных полотенец, нашли применение при разработке домашнего робота-уборщика Swiffer. Различные соединения кальция, входившие в состав стиральных порошков и зубной пасты, стали основой для изготовления лекарства от остеопороза Actonal. Использование опыта, накопленного при совершенствовании технологий уборки, помогло исследователям создать салфетки Olay Age-Defying Cleansing Cloths.

Опасная зона

Вы ведь никогда не отправитесь на прогулку по незнакомому городу, не выяснив предварительно, какие опасности могут подстерегать вас на пути, не правда ли? Вряд ли кто-то отважится и на поездку в какое-нибудь экзотическое место, не имея никакого представления о его климате и рельефе. То же самое относится и к организации сотрудничества. Тому, кто хорошо осведомлен об опасностях, подстерегающих его на этом пути, гораздо проще занять правильную позицию или выбрать удачный маршрут, для того чтобы обойти их.

Деление всех на победителей и проигравших и синдром недоверчивости

Одну из главных угроз для успешной организации сотрудничества представляет заложенное в нашей культуре деление всех на победителей и проигравших. «Ранее многие полагали, что главная цель осуществления взаимодействия с другими компаниями заключается в том, чтобы оптимизировать свой выигрыш, минимизировав одновременно преимущества, получаемые другой стороной, — заметил Мелоун. — Подобное поведение характерно не только для выстраивания отношений с прямыми конкурентами, но и во многих случаях наблюдается при взаимодействии с клиентами и поставщиками. Если вам присущ такой менталитет, наладить эффективное сотрудничество будет очень сложно».

Однажды вице-президенту P&G по развитию внешнего бизнеса Джеффу Уидману довелось вести переговоры с компанией, которая могла принести немало пользы Procter & Gamble. В то время все сотрудники P&G приветствовали достигнутые договоренности, однако сегодня Уидман считает это одним из наихудших соглашений в своей карьере. Партнер Procter & Gamble получил по его условиям так мало, что предпочел отойти от невыгодного сотрудничества, как только ему представилась благоприятная возможность.

Компании, ориентированные на деление всех на победителей и проигравших, предпочитают закрыть свою внутреннюю информацию, хотя могли бы делиться ею с другими на основе продуктивного сотрудничества без каких-либо отрицательных последствий и даже с выгодой для себя. «Очень легко впасть в маразм и заявить, что никто ничем делиться не собирается, — отметил Эрик Джонсон, профессор, директор Центра разработки стратегий развития цифровых технологий при высшей школе бизнеса Така Дартмутского колледжа. — Все здесь начинается с головы. Если руководство обеих сторон не вполне доверяет друг другу, процесс постоянно будет тормозиться из-за проявляемой ими чрезмерной осторожности».

Споры о праве обладания интеллектуальной собственностью

Один из самых сложных вопросов при организации взаимодействия двух компаний заключается в том, как поделить права на полученную в результате интеллектуальную собственность. Несмотря на то что сотрудничество между компаниями Hewlett-Packard и Canon в области разработки лазерных принтеров развивалось весьма успешно, представители Canon внесли в отношения напряженность, начав кампанию по продвижению собственных принтеров под маркой LaserJet. «Если не разрешить вовремя все вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность, дальнейшее сотрудничество двух компаний окажется под угрозой, а свободный обмен идеями между ними будет ограничен», — подчеркнул Джонсон.

С другой стороны, слишком большое внимание, уделяемое правам на интеллектуальную собственность, также может привести к охлаждению отношений. «Поручить адвокатам налаживание взаимодействия — примерно то же самое, что позволить пьяным водителям выйти на старт традиционной предновогодней гонки, — заметил один из руководителей проекта eMarkets Initiative MIT Media Lab и автор книги No More Teams! (?Команд больше не будет!?) Майкл Шраге. — Это прямой путь к трагедии. Плоды интеллектуальной собственности имеют огромное значение. Однако нам нужно организовать взаимодействие в рамках операций B2B таким образом, чтобы проведение совместного лицензирования было взаимовыгодным. Если вы убеждены, что эксклюзивные права на интеллектуальную собственность имеют для вас определяющее значение, о сотрудничестве с другими компаниями думать, очевидно, не следует».

Небезопасность

Руководители компаний справедливо опасаются предоставлять конфиденциальную информацию потенциальным партнерам, которые не обеспечивают необходимого контроля над безопасностью. «Многие крупные фирмы, работающие на условиях OEM, тратят на безопасность немалые деньги, — сообщил Джонсон. — В своей епархии они ведут себя подобно парням, находящимся в пуленепробиваемом «кадиллаке». Но стоит им выйти за ее пределы и окунуться в мир поставок, как начинается совсем другая история».

И даже если у потенциального партнера с безопасностью все в порядке, многие компании с недоверием относятся к размещению любых принадлежащих им данных на чужих серверах, потому что они тут же теряют контроль над происходящим. «Никому не хочется оставлять свою информацию в чужой сети, потому что неизвестно, кто на самом деле получает к ней доступ», — пояснил Рене Ниббелке, выполняющий обязанности менеджера по электронному взаимодействию в компании BAE Systems, которая специализируется на производстве авиационно-космической и оборонной продукции.

Барьеры на пути интеграции

Впрочем, даже если компаниям удастся разрешить все вопросы, связанные с безопасностью, им все равно придется думать о том, как сконфигурировать систему для организации обмена данными и поддержания связи друг с другом. Большим потенциалом в этом отношении обладают Web-службы, но и их, судя по всему, нельзя рассматривать в качестве универсальной палочки. «Сегодня мы используем Web-службы для того, чтобы помочь людям решить проблемы интеграции, — сообщил Скотт Томпсон, исполнительный вице-президент компании Inovant — ИТ-подразделения корпорации Visa, отвечающего за обработку транзакций. — Однако от организаций по-прежнему требуется налаживание взаимодействия и согласованная настройка специалистами по безопасности имеющихся в их распоряжении инструментальных средств и сетевых экранов». В конечном итоге компании, желающие совместно использовать информацию, должны упорно пробираться через интеграционную трясину и преодолевать повседневные трудности, обеспечивая согласованность представления данных и решая вопросы безопасности.

Несовместимость данных может стать серьезным препятствием на пути интеграции и налаживания взаимодействия. В прошлом компании Visa пришлось отказаться от так называемых «идей создания по-настоящему замечательных продуктов», выдвигаемых потенциальными партнерами. Организациям так и не удалось преодолеть технические расхождения и найти компромисс в области обеспечения безопасности. Источником разногласий могла стать, к примеру, разная максимально допустимая длина поля информационного сообщения. «Когда мы видим, что что-то может и должно работать, но технические специалисты и специалисты по безопасности не в состоянии прийти к общему мнению, это просто позор! — восклицает Томпсон. — А происходит такое гораздо чаще, чем можно себе представить».

Как добиться результата?

После того как все трудности, мешающие осуществлению продуктивного сотрудничества, определены, для их преодоления можно использовать передовой опыт мирового сообщества.

Выделите общие ценности. Как хорошо усвоили в Procter & Gamble при попытках заключения одностороннего соглашения, которое в конечном итоге все же потерпело крах, сотрудничество не может продолжаться, если обе стороны не извлекают из него какой-то выгоды и не видят перед собой цели, оправдывающей риск. «Для того чтобы добиться успеха, каждый должен вносить в совместное предприятие свой вклад и получать соответствующую отдачу, — пояснил Джонсон. — Приступая к реализации проекта, вы должны тщательно продумать, кто будет создавать ценности и как впоследствии эти ценности делить. Если это понятно, отношения, как правило, становятся гораздо стабильнее». Один из партнеров может заслуженно получить большую часть прибыли от взаимодействия, но важно, чтобы обе стороны не чувствовали себя обделенными, а дивиденды от совместной деятельности окупали затраты и служили хорошим стимулом для ее продолжения. Для дальнейшего эффективного сотрудничества каждая из сторон должна видеть перед собой существенный потенциал.

В ходе встречи, проходившей в провинции Альберта, представители Министерства энергетики Канады, департамента энергетики и коммунальных услуг (EUB), а также предприятий нефтегазового сектора признали взаимную ценность создания общими усилиями Web-приложения, позволяющего осуществлять управление сбором, хранением и совместным использованием информации о нефтяной продукции, оборудовании и налоговых отчислениях. Министерству энергетики требовались данные об объемах нефти и газа, извлеченных из принадлежащих государству недр, для того чтобы рассчитать взимаемую с производителей ренту. Департаменту EUB эта информация была нужна для подтверждения выполнения представителями отрасли требований к безопасности и защите окружающей среды. А нефтяным и газовым компаниям необходимо было следить за объемами ежемесячной добычи. Хотя у представителей этих трех групп возникало немало опасений в целесообразности совместного использования информации, явные преимущества все же перевесили риск. А подготовительные мероприятия, которые позволили озвучить эти преимущества, стали залогом общего успеха проекта. Сегодня созданный на базе Web-технологий реестр Petroleum Registry of Alberta устранил потребность в отчетах, на печать которых ежегодно уходило 1,5 млн. листов бумаги. А данные об объемах и инфраструктуре, собираемые и представляемые тремя группами в стандартном формате, позволили каждой из них повысить эффективность доступа к информации и ее достоверность. В результате процедура отчисления налогов сегодня упорядочена, а размеры штрафов и переплат из-за неточных сведений заметно сократились.

Выстраивайте доверительные отношения

Доверительные отношения установить гораздо проще, если обеим сторонам понятна получаемая ими выгода. Важно заранее урегулировать сложные вопросы, которые возникают, например, в случае создания совместным предприятием новой интеллектуальной собственности. Кому она будет принадлежать? Кто получит к ней прямой доступ? И кто за нее будет платить? Если проведение серьезных переговоров отложить, доверительные отношения подвергнутся нелегкому испытанию, а команда не будет знать, что ей делать дальше. Важно также, чтобы отношения регламентировались четкими правилами, определяющими порядок разрешения споров, а также процедуру прекращения действия договора. Основным акционерам необходимо гарантировать участие в принятии ключевых решений. При подписании партнерских соглашений представители P&G всегда оговаривают порядок разрешения спорных вопросов. При этом люди, занимающиеся урегулированием сложных споров, как правило, не принимают участия в повседневной реализации проекта. Открытое и честное взаимодействие является краеугольным камнем формирования доверительных отношений. «Лучший способ заручиться доверием заключается в том, чтобы четко представлять себе свои потребности и стремиться удовлетворить потребности другой стороны, — отметил Уидман. — Добиться успеха можно лишь тогда, когда в выигрыше оказываются все».

Предоставление эффективных инструментальных средств

Истинное сотрудничество просто невозможно без создания и поддержки общего информационного пространства. «Общее пространство нужно сформировать для того, чтобы добиться общего понимания, — пояснил Шраге. — При отсутствии общего информационного пространства никакой речи о взаимодействии идти не может, и точка». Технологии, формирующие общее пространство, и инструментальные средства взаимодействия подразделяются на две категории: работающие в режиме реального времени и асинхронного или непрерывного действия.

Технологии реального времени (например, Web-конференции и системы мгновенной передачи сообщений) требуют от взаимодействующих сторон одновременной регистрации в системе при проведении, скажем, электронного совещания по рассмотрению конструкторских спецификаций или для оперативного решения текущих вопросов с помощью средств мгновенной передачи сообщений. Асинхронные инструментальные средства (специализированное рабочее пространство или электронная почта) позволяют представителям сторон действовать по собственному плану. Такая возможность особенно полезна при реализации проектов в разных часовых поясах. Рабочие пространства (Microsoft SharePoint, IBM/Lotus Workplace, а также разнообразные специализированные отраслевые инструменты: PTC Windchill ProjectLink для производственной сферы, Agile для отрасли высоких технологий и Freeboarder для швейной промышленности) формируют электронную среду взаимодействия, позволяя выполнять функции обмена сообщениями, календарного планирования, управления документооборотом и автоматизации потоков работ. Пользователи получают возможность следить за тем, что делают их коллеги, а любой участник проекта, обладающий соответствующими правами, может просматривать последнюю версию документа и добавлять к ней свои комментарии.

Асинхронные инструментальные средства выступают в качестве механизма непрерывного действия, обеспечивая доступ к архиву и различным версиям документов и позволяя следить за тем, кто, когда и что сделал. Эта возможность является особенно ценной для укрепления комплексного долгосрочного сотрудничества и построения доверительных отношений. «Укреплению доверия способствует ситуация, при которой в ходе разработки вы уверены в том, что весь ход обсуждения будет сохранен, — заметил Джонсон. — Любой участник процесса будет в курсе того, как разрабатывался продукт и какие изменения в него вносились. У вас не возникает ощущения, что кем-то производятся некие действия и коррективы, о которых вам ничего не известно».

Грань между инструментальными средствами, работающими в режиме реального времени, и асинхронными инструментами начала стираться после того, как некоторые средства взаимодействия стали поддерживать как функции реального времени, так и асинхронную (непрерывную) функциональность. Архивацию сегодня можно проводить, к примеру, с помощью некоторых продуктов мгновенной передачи сообщений, а компания Groove Networks в рамках своего асинхронного однорангового рабочего пространства обеспечивает поддержку взаимодействия в режиме реального времени. Корпорация IBM включила функциональность реального времени в продукты Workplace. Информация о присутствии, которая поддерживается средствами мгновенной передачи сообщений и позволяет определить, подключен ли пользователь к системе, уже появилась в некоторых рабочих пространствах для взаимодействия и в технологиях для проведения электронных совещаний. К примеру, в системе Convoq ASAP совещание начинается после того, как все его участники окажутся на связи.

При организации взаимодействия типа B2B формирование общего рабочего пространства на нейтральной территории и возложение обязанностей по его администрированию на независимую организацию может помочь участникам в поисках общей платформы и смягчении противоречий, связанных с управлением общими данными. Программное обеспечение Groove Networks, предназначенное для организации равноправного взаимодействия, а также предоставляемая в аренду версия службы EMC/Documentum eRoom позволяют избежать трудностей, с которыми приходится сталкиваться компании, имеющей общее пространство у себя в собственности. «Эти средства открывают гораздо больше возможностей для установления равноправных отношений, — подчеркнул вице-президент Patricia Seybold Group Дэвид Маршак. — Когда рабочее пространство находится в ведении какой-то одной компании, другая чувствует себя в подчиненном положении».

Мощным средством поддержания взаимодействия являются Web-порталы. Для обмена знаниями и организации взаимодействия между сотрудниками удаленных друг от друга подразделений компания P&G в 1997 году разработала внутренний Web-сайт InnovationNet. Но в 2002 году генеральный директор Procter&Gamble Лафли поставил задачу расширения внешнего сотрудничества, и заместитель директора корпоративной ИТ-службы Майкл Теллйоханн приступил к модернизации сайта, с тем чтобы предоставить исследователям P&G возможность доступа к информационным ресурсам потенциальных внешних партнеров. Сегодня исследователи, занимающиеся решением сложных научных проблем, могут отправить интересующий их запрос во внешнюю сеть, например в сеть Innocentive, созданную для представителей химической отрасли производителем фармацевтической продукции El Lilly, или в аналогичную сеть научной лаборатории Nine Sigma. Группа Теллйоханна разработала клиентские потоки работ, помогающие исследователям проходить процедуру фильтрации и отправки запросов. Ответы могут поступать в интерактивном режиме или по электронной почте. Появление портала InnovationNet упростило исследователям P&G общение с непостоянными партнерами: адвокатом, ведущим патентные дела в штате Северная Каролина, аспирантом из Испании или химиком из Бангалора.

Минимизируйте потребности в интеграции

Интеграция двух систем с использованием технологий EDI или Rosettanet, как правило, оказывается дорогостоящей и требует большого количества времени. «На бумаге все выглядит очень просто, — заметил Майк Маккенти, вице-президент компании Nypro по ИТ и обслуживанию цепочек поставок. — Но когда вы спускаетесь на уровень элементов данных и начинаете их сравнивать, все оказывается гораздо сложнее». Компания Nypro специализируется на точном литье и сотрудничает с крупнейшими производителями сотовых телефонов, автомобилей и ПК. Хотя интеграцию на базе технологии EDI Маккенти доводилось проводить несчетное число раз, достаточно эффективных способов упростить этот процесс так и не было найдено. «По большому счету, при реализации каждого очередного проекта вам придется хорошо потрудиться», — подчеркнул он.

Но иногда появляется возможность вместо полномасштабной интеграции использовать для совместного доступа к информации менее сложные методы. Для рассылки партнерам операционных данных Маккенти развернул несколько сайтов extranet. «Инвестиции в них не очень велики, все осуществляется в основном на процессном уровне, — пояснил он. — Но если вы работаете в одних и тех же форматах, с одной и той же информацией, отдача, скорее всего, окажется достаточно весомой».

Необходимости интегрировать системы можно избежать за счет использования общего рабочего пространства. Компании BAE Systems, Boeing, Lockheed Martin, Raytheon и Rolls-Royce объединились с целью создания общего рабочего пространства для поддержания взаимодействия с поставщиками и бизнес-партнерами. Использование общей рабочей среды ForumPass, оплачиваемое из текущих доходов, обеспечивает достаточно высокую степень безопасности и поддерживает такие функции взаимодействия, как проведение электронных совещаний и интеграцию потоков работ. Партнерам больше не нужно думать о преодолении барьеров, связанных с интеграцией систем, или о вложении денег в специализированные технологии для налаживания отношений с другими компаниями. Достаточно обладать доступом к Web и иметь относительно небольшую сумму денег для оплаты предоставляемых услуг. Если предложение о сотрудничестве или проект не получит продолжения, предприятиям не придется тратить средства на поддержку неиспользуемой инфраструктуры. А поскольку все услуги предоставляются независимой компанией Exostar, ни один из партнеров не является «владельцем» рабочего пространства или данных и вступает в игру на более высоком уровне.

Система ForumPass позволила компании BAE заметно сократить продолжительность производственного цикла. Ранее, если возникало желание поменять, скажем, схему расположения приборов на панели самолета или корабля, на расчет стоимости проекта и утверждение предлагаемого инженерного решения уходило до трех месяцев. Представители BAE вели консультации со своими поставщиками, которые в свою очередь обращались к поставщикам второго уровня, а те уже проводили предварительную оценку стоимости работ и пересылали обратно по цепочке соответствующие документы. Затем процедура повторялась вновь и вновь вплоть до получения окончательных цифр. Сегодня запрос на внесение изменений одновременно рассылается всем партнерам через систему ForumPass. Ознакомившись с комментариями, поставщики понимают текущую ситуацию. Комментарии согласовываются в ходе электронных совещаний, проводимых с помощью системы WebEx. Поскольку пользователи могут контролировать доступ к любой информации, размещенной ими в общем рабочем пространстве, поставщики получают возможность сэкономить время, достигнув внутреннего соглашения о ценах в среде ForumPass еще до передачи информации о стоимости своим партнерам. По словам Ниббелке, сегодня окончательная стоимость проекта определяется BAE в течение 10 дней. Таким образом, сроки по сравнению с тем, что было раньше, сократились на порядок.

Добивайтесь недвусмысленного решения вопросов безопасности.

Усиление роли безопасности усложняет и без того непростую задачу интеграции. Хотя проблемы обеспечения безопасности и похоронили целый ряд совместных проектов Visa, команде Томпсона в конце концов удалось наладить успешное сотрудничество с бизнес-партнерами при разработке интерактивной системы разрешения споров Visa Resolve Online. Система позволяет держателям карт, запросы которых отвергаются, позвонить в банк, выпустивший карту, и потребовать немедленных разъяснений. Вопросы безопасности имеют здесь огромное значение, потому что система, находящаяся за сетевым экраном финансового института, который распространяет карты Visa, должна получить доступ к данным о транзакциях, хранящимся внутри систем Visa. Хотя представителям руководства и ИТ-служб банков и Visa очень хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее, специалисты по безопасности обеих сторон предостерегли их от принятия поспешных решений. Для преодоления соответствующих проблем была сформирована рабочая группа из экспертов в области ИТ и безопасности, которые представляли компанию Visa и 15 финансовых институтов. «В ходе неоднократно проводившихся совещаний в конечном итоге был найден метод, который устроил обе стороны», — вспоминал Томпсон.

Впоследствии компанией Visa был опубликован документ, описывающий подходы к обеспечению безопасности. Другим банкам была предоставлена возможность оценить, устроит ли их предлагаемое решение. Твердость позиций, занимаемых сегодня системой Visa Resolve Online на рынке, стала еще одним подтверждением того, что даже самые сложные проблемы безопасности можно решить при наличии необходимого терпения, желания найти взаимоприемлемый выход из сложившейся ситуации и уверенности в том, что все усилия окупятся сторицей.

Если компания испытывает нехватку ресурсов для самостоятельного решения вопросов безопасности, возможным вариантом становится привлечение независимой организации. Корпорация BAE и другие пользователи системы ForumPass сделали ставку на услуги, предоставляемые компанией Exostar. Средства управления доступом и встроенная система шифрования призваны обеспечить распространение необходимой информации между участниками цепочек поставок на различных уровнях. Пользователям гарантировано, что неавторизованные лица не смогут получить доступ к информации, распространяемой через ForumPass, потому что в момент передачи с компьютера все данные кодируются и хранятся в базе данных уже в зашифрованном виде.

Добиться плодотворного сотрудничества нелегко. Но, несмотря на то что путешествие обещает быть весьма непростым, получаемая от достижения конечной цели отдача стоит затраченных на это усилий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями