Бизнес и технологии

XML управляет сетями

В ассоциации Internet Engineering Task Force завершается работа над предлагаемым к стандартизации протоколом NetConf, который позволит программно настраивать коммутаторы и маршрутизаторы при помощи XML-сообщений и получать полную и подробную информацию об их конфигурациях. Назначение NetConf - обеспечить возможность автоматизации настройки сетевых устройств и ускорения процесса создания и модернизации ПО для их администрирования. Сегодня за отсутствием подобной единой спецификации поставщикам ПО управления конфигурациями приходится изучать многочисленные форматы данных и протоколы, поддерживаемые различными устройствами. NetConf же способен облегчить для таких компаний создание более универсальных, широкопрофильных инструментальных средств. В разработке NetConf участвуют Cisco, Juniper и другие компании, которые, возможно, в дальнейшем реализуют поддержку стандарта в своих продуктах.

За связь без проводов

С целью ускорения разработки стандарта IEEE 802.11n и продвижения технологической спецификации беспроводных сетевых систем следующего поколения 27 компаний, работающих в отрасли Wi-Fi, сформировали альянс - консорциум EWC (Enhanced Wireless Consortium). Спецификация EWC предусматривает возможность передачи данных со скоростью до 600 Мбит/с и, вероятно, включит в ближайшее время другие усовершенствованные технологии - такие как Space Time Block Coding (STBC) и формирование диаграммы направленности антенны (beamforming), - которые позволят расширить область действия беспроводных устройств и реализовать в них поддержку современных мультимедийных приложений. Предварительную версию своей спецификации консорциум намерен опубликовать в Internet.

Приоритеты российских банков

По данным Ассоциации российских банков, полученным в апреле этого года, банковские специалисты планировали следующие приоритеты во внедрении управленческих технологий: риск-менеджмент и моделирование ресурсов (56%), финансовое планирование (50%) и управленческий учет (47%). Анкетирование участников недавнего семинара компании Intersoft Lab показало, что за прошедшие полгода рейтинг BPM-технологий изменился. Высокое место в ближайших планах банков отводится технологиям финансового планирования и управленческого учета (64% голосов), затем следует сценарное моделирование (57%) и управление рисками (50%). По мнению аналитиков компании, это объясняется тем, что у менеджмента банков растет понимание места и роли автоматизации управленческих функций. Поэтому в первых строчках рейтинга размещаются технологии для ежедневного контроля состояния бизнеса и планирования его развития, а второе место занимают технологии моделирования и риск-менеджмента, которые позволяют оперативно корректировать планы в соответствии с рыночной ситуацией.

Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

На ИТ станут экономить

Аналитическая фирма Forrester Research предсказывает, что к 2007 году темпы роста расходов компаний на ИТ снизятся до 2% с пиковых значений 2005 и 2006 годов в 7%, но к концу десятилетия рост возвратится к двузначным цифрам. Прогноз основан на тенденциях, согласно которым на динамику ИТ-рынков влияют главным образом общий рост экономики и процесс освоения новой технологии. Текущий период освоения Internet, который начался в 2001 году, характеризуется средним ростом расходов на технологии в 7% при номинальном ВВП США. Также в отчете предсказывается, что в оставшуюся часть десятилетия инвестиции в информационные технологии и услуги будут колебаться. Совокупный среднегодовой прирост объема продаж компьютеров по 2008 год составит 9%. Влияние таких факторов, как снижение цен и повышение производительности, приведет к уверенному росту в начале 2006 года рынков серверов, ПК и аппаратуры хранения данных, но в 2006 и 2007 годах рост новых инвестиций замедлится, чтобы восстановиться в 2008 году.

Растет популярность аутсорсинга

Согласно докладу AMR Research, бюджеты ИТ-услуг и аутсорсинга бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) в компаниях в будущем году вырастут на 5,4-7,4%. Как и раньше, предприятия приобретают услуги одновременно у поставщиков нескольких типов; ни одна категория не преобладает. Ни один класс услуг не используется более чем 35% компаниями, и значительное количество респондентов сообщило о том, что их сервисные расходы распределены поровну между малыми локальными поставщиками, глобальными поставщиками первого эшелона и поставщиками среднего уровня. Среди услуг офшорных фирм, как и раньше, наибольшим спросом пользуется разработка приложений (однако в дальнейшем аналитики предсказывают размывание границы по ассортименту услуг между офшорными и традиционными сервисными компаниями). Свыше 60% респондентов сообщили, что в их компаниях ИТ-руководство принимает окончательное решение о выборе и приоритетности поставщиков услуг. Однако поскольку в среднем 53% сервисного бюджета используется для поддержки функций, не относящихся к ИТ, бизнес-руководство тоже стало играть более весомую роль в принятии таких решений. Нынешний год оказался переломным с точки зрения смены основного стимула к применению аутсорсинга: если до сих пор это было сокращение расходов, то теперь главный мотив - потребность в изменении процессов, доступе к дополнительным ресурсам и специалистам.

Технологии управления

Российские ИТ-руководители догоняют Европу

Российские ИТ-директора убеждены в том, что ИТ влияют на конкурентоспособность бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в ходе конференции Russian CIO Summit 2005 и охватившего более 130 ИТ-менеджеров российских предприятий и организаций. По мнению большинства российских ИТ-директоров, информационные технологии, безусловно, влияют на качество работы с клиентами и партнерами, что достигается, в первую очередь, за счет повышения скорости обработки заказов. ИТ оказывают прямое воздействие на повышение управляемости компании, позволяют увеличить оборачиваемость средств и сократить производственный цикл, создавать новые каналы продаж. Спорным признан лишь тот факт, что ИТ влияет на конкурентные характеристики самой продукции - в этом вопросе мнения разделись поровну. Однако стратегическое влияние ИТ на общее качество продукции и сервиса бесспорно. Большая часть компьютерного парка предприятий, чьи представители приняли участие в опросе, включает до 200 единиц техники (33% компаний) и до 500 единиц техники (26% компаний). Более 1500 единиц компьютерной техники имеют 15% компаний-участниц Russian CIO Summit 2005. Примечательно, что более половины (61%) опрошенных ИТ-директоров относят себя к высшему уровню управления: по их словам, они подчиняются непосредственно президенту или генеральному директору компании.


Прозрачность и инвестиции

Олег Седов

Агентство Standard & Poor?s в партнерстве с ММВБ в четвертый раз провело исследование прозрачности российских компаний, акции которых котируются на мировых и российских биржах. Прокомментировать некоторые его результаты мы попросили ведущего аналитика агентства Standard & Poor?s Олега Швыркова.

Как изменился индекс прозрачности российских предприятий за год, и с чем эти изменения связаны?

В этом году в исследовании приняло участие 54 компании - на четыре больше, чем в прошлом. Это связано с тем, что еще несколько российских компаний стали публичными (разместили свои акции на биржах). Среднее значение показателя раскрытия информации российскими компаниями выросло за год с 46 до 50%. Это означает, что наблюдаемая в прошлые годы тенденция к росту прозрачности сохраняется. Тем не менее абсолютные показатели прозрачности все же меньше, чем на рынках развитых стран. Постепенно российские предприятия приближаются к этому уровню, хотя пока от него далеки.

Интересен факт, что рост индекса в этом году произошел в первую очередь вследствие повышения прозрачности компаний, которые ранее были весьма закрытыми, в то время как у лидеров рынка рост прозрачности остановился или оказался незначительным.

Примечательно и то, что несколько российских компаний, которые стали публичными, в последнее время демонстрировали весьма низкий уровень раскрытия информации. Как правило, эти компании готовят достаточно полный информационный меморандум, но в большинстве случаев он распространялся только среди заинтересованных инвесторов. В публичном доступе (например, на Internet-сайтах) такая информация не размещается.

Настораживает низкая динамика раскрытия информации о структуре собственности компании. Например, доля раскрытия частной (негосударственной) собственности сократилась с 14% в 2004 году до 11% в этом. На наш взгляд, эти тенденции не соответствуют интересам инвесторов.

Казалось бы, компании должны быть заинтересованы в повышении своей прозрачности, если хотят привлечь дополнительные инвестиции. Так ли это на практике?

За последнее время российское законодательство не ввело принципиально новых требований к уровню раскрытия информации. Таким образом, повышение прозрачности российских компаний не является следствием требований регулирующих органов. Это добровольные действия, вызванные в основном заинтересованностью в притоке международного капитала.

Взгляните на рисунок, подготовленный по результатам нашего исследования. На вершине пирамиды - компании, чей индекс прозрачности превышает 60%. Это свидетельство того, что основная часть капитализации российского рынка акций приходится на относительно прозрачные компании.

Какое место в индексе прозрачности занимают ИТ? Как уровень развития ИТ на предприятии влияет на динамику его прозрачности?

ИТ непосредственно сказываются на уровне прозрачности компаний в той степени, в которой они позволяют наладить представление отчетности по международным стандартам. В значительной степени речь идет и об оперативности ее предоставления.

Целью внедрения ИТ, как правило, является не только повышение прозрачности и осведомленности менеджеров о ресурсах, которыми располагает компания. Один из важных стимулов к внедрению - упрощение процесса подготовки отчетности, позволяющее предоставлять отчетность по международным стандартам не только по итогам года, но и по итогам каждого квартала.

С точки зрения корпоративного управления важно, чтобы акционеры имели возможность ознакомиться с деятельностью компании не только по российским стандартам отчетности, но и по международным, которые объективно более информативны. Но у нас пока не так много компаний предоставляют отчетность по международным стандартам ранее, чем через шесть месяцев по окончании года. В наше исследование вошли 43 компании, которые готовят отчетность по международно признанным стандартам. Только 26 из них предоставляют ее не позднее июня и всего 11 представляют такую отчетность в мае или ранее.

Наличие развитой информационной среды, позволяющей быстро обрабатывать информацию, сокращает сроки предоставления отчетности и таким образом способствует повышению прозрачности компании.


Спад доверия к электронной коммерции

Лорен Косгров Уэйр

Потребители, опасающиеся кражи своих идентификационных данных, очень осторожно относятся к электронным покупкам

В отчете компании Gartner говорится, что доверие потребителей к безопасности электронных транзакций подорвано. Причиной этого стал рост числа мошеннических фишинговых операций и кражи идентификационных сведений. В результате клиенты сокращают количество своих электронных покупок.

Под фишингом понимается распространение электронной почты, содержащей ссылки на поддельный Web-сайт, который тщательно маскируется под настоящий, с тем чтобы выудить у доверчивых получателей писем секретную персональную информацию. По оценкам аналитиков Gartner, в период с мая 2004-го по май 2005 года фишинговые электронные письма получили 73 млн. взрослых пользователей Internet, а 2,4 млн. клиентов электронных магазинов потеряли деньги, став жертвами фишинга.

Большая часть потерь была компенсирована банками и операторами кредитных карт. И тем не мене 75% из 5 тыс. клиентов, опрошенных сотрудниками Gartner в мае, заявили, что теперь гораздо осмотрительнее станут подходить к совершению электронных покупок. Треть респондентов собирается сократить число приобретаемых таким образом товаров из соображений безопасности. Около 80% участников опроса сегодня гораздо меньше доверяет рекламе, приходящей по электронной почте, а 85% удаляют такие письма, даже не открывая их.

В отчете говорится, что до тех пор, пока компании не предпримут действенных мер по борьбе с фишингом, они не смогут эффективно использовать электронную почту и организацию электронных продаж в качестве дополнительных методов привлечения клиентов.

Число клиентов, получивших фишинговые электронные письма:

2004: 57 млн.

2005: 73 млн.

В течение последнего года участники опроса выполняли следующие операции:

Снижение уровня доверия к электронным операциям (согласно ответам клиентов):

Полезные советы

  1. Используйте свой Web-сайт для информирования клиентов о поддельных Internet-ресурсах. Расскажите им об известных вам схемах фишинга и предупредите, что не следует осуществлять переход по ссылкам, которые содержатся в электронных письмах, пришедших якобы от вашей компании. Желающим выйти на ваш сайт посоветуйте набирать адрес непосредственно в соответствующей строке браузера. Предоставьте интерактивным клиентам, заходящим на ваш сервер, систему персональной идентификации (например, пусть они видят узнаваемое индивидуальное приветствие).
  2. Никогда не запрашивайте у клиентов персональную информацию через электронную почту. Постоянно напоминайте им о том, что вы неуклонно придерживаетесь такой политики. Следите за тем, чтобы ваши сотрудники выполняли установленные правила.
  3. При появлении информации о совершении атаки путем фишинга незамедлительно примите ответные меры и сообщите об этом клиентам. Постарайтесь получить от клиентов как можно больше конкретных сведений об атаке, в частности об IP-адресах злоумышленников. Потребуйте от провайдера, обслуживающего эти IP-адреса, отчета об инциденте и обратитесь в правоохранительные органы.

Lorane Cosgrove Ware. Phishing Sinks Confidence in E-Commerce. CIO Magazine. October 15, 2005