Обращение к стратегии и технологии SCM требует не только использования современных ИТ, но и совершенствования системы управления. Такой подход направлен на повышение конкурентоспособности и улучшение экономических результатов всех участников.

Обращение к стратегии и технологии SCM требует не только использования современных ИТ, но и совершенствования системы управления. Такой подход направлен на повышение конкурентоспособности и улучшение экономических результатов всех участников.

Интеграция материальных и информационных ресурсов рассматривается современной логистической наукой и практикой едва ли не как главный фактор конкурентоспособности интегрированных цепочек поставок. Вместе с тем, на фоне количественного наращивания компьютерной техники и роста скорости обработки информации, непосредственное управление процессами бизнеса остается неэффективным, слабо влияющим на экономические результаты, конкурентоспособность предприятий и цепочек поставок. Существующие стратегии и модели логистического управления должны быть дополнены использованием системно-инновационных методов, направленных на достижение высокой результативности, которая выражается в росте ценности продукции и снижении затрат.

Цепочки поставок в наукоемких отраслях промышленности, транспортной инфраструктуре охватывают и объединяют такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировка, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработка, упаковка. Вопросы взаимодействия между участниками интегрированных цепочек поставок рассматриваются автором в контексте системно-инновационного управления ресурсами на принципах результативной кооперации, коммуникации и компетенции.

Прежде всего речь идет о решительном переходе от корпоративных систем управления, построенных по функционально-иерархическому принципу, к преимущественно горизонтальному управлению процессами. Более десяти лет в ходе формирования рыночных механизмов экономика России, ее бизнес-структуры и сообщества были дезинтегрированы, зажаты отраслевыми «тисками». Бюджетная модель в основном ориентирована на распределение ресурсов и не учитывает результатов функционирования всех элементов экономической системы, а также требований безопасности, которые стали едва ли не самыми главными.

Для повышения эффективности использования средств государственного бюджета и создания адекватного рыночного механизма их распределения в бизнес-среде необходим переход на современные методы логистического управления как на федеральном уровне, так и на уровне предприятий различных форм собственности. В индустриально развитых странах мира, прежде всего США и Европейского союза (например, Германии) складывается сетевая экономика. Большое количество компаний, разбросанных по всему миру, взаимодействуют с поставщиками и потребителями в реальном времени с применением электронных средств связи. Использование инновационного потенциала в целях обеспечения межорганизационного взаимодействия различных компаний, входящих в цепочки поставок, концентрация их совместных логистических ресурсов за короткий промежуток времени — такова стратегия долгосрочного успеха.

При организации SCM происходит смещение акцентов от управления отдельными видами ресурсов к интегрированной оптимизации бизнес-процессов. Это означает, что управление базовыми бизнес-процессами, такими как закупка — производство — распределение, подчинено решению главных целей по повышению качества обслуживания клиентов и снижению затрат в масштабе всей цепочки поставок. В России сформировалось несколько организационных типов предприятий:

  • горизонтальная организация, ориентированная преимущественно на горизонтальные бизнес-процессы;
  • расширяющаяся организация или цепочка поставок, способная присоединять к себе на основе принципа саморегулирования дополнительные ресурсы других участников;
  • виртуальная организация, построенная на использовании единого информационного пространства независимых участников поставок;
  • интеллектуальная организация с ориентацией на получение прибыли преимущественно за счет нематериальных активов.

При переходе на модель интегрированной логистики западные компании обеспечивают системную оптимизацию внутренних и внешних бизнес-процессов, исключают из логистических цепочек поставок наиболее трудоемкие операции. Качественный скачок к интегрированной логистике, ориентированной на электронный бизнес и новые формы взаимодействия компаний при отсутствии отлаженных бизнес-процессов внутри предприятия, становится для национальных компаний серьезной проблемой. Отсутствие логистического подхода приводит к тому, что у клиентов нет информации о сроках транспортировки, текущих тарифах и т. д. Без своевременной и точной информации о запасах невозможно отслеживать производственную загрузку предприятия в реальном масштабе времени и предпринимать необходимые корректирующие шаги.

Эффективность и логистика

Экономическая ситуация в России требует пересмотра принципов и инструментов, прежде всего в управлении горизонтально ориентированными предприятиями. Применяемые управленческие системы большинства российских предприятий имеют ярко выраженную функциональную направленность: руководитель — заместитель руководителя — подразделение, обслуживающее функцию. Все это входит в противоречие с логистическими принципами и критериями. В этом случае неэффективность управления определяется следующими факторами:

  • функциональная ориентация оторвана от общих результатов работы;
  • главным потребителем результатов труда является вышестоящий руководитель;
  • рабочие процессы состоят из множества функций, которые выходят за рамки деятельности не только подразделений, но и предприятий;
  • иерархически-функциональная ориентация структуры искажает информацию.

SCM образует открытую, распределенную инфраструктуру. В головном логистическом центре («центральном узле») сосредоточиваются единые информационные стратегические ресурсы и знания. Процессы операционного уровня протекают у поставщиков и связаны преимущественно с физическим продвижением материального потока. SCM и ее модель управления, интегрированную с едиными ресурсами, можно отождествлять с «мозгом» системы, из которого поступают информационные импульсы на внешние «рефлекторы», то есть поставщикам. Указанная идеология позволяет соединить и более эффективно использовать ограниченные ресурсы всех участников цепочки поставок и формировать исходя из спроса на рынке ключевые логистические компетенции SCM. Концепция расширенной SCM предусматривает гибкую структуру, которая «настраивается» на темп изменений внешней среды и сама состоит из автономных модулей. Последние наращиваются («расширяются») в зависимости от задач и необходимости быстрой пространственно-временной концентрации ресурсов. Указанные принципы способствуют появлению расширенных структур более высокого уровня — союзов, коалиций, альянсов и др. Их применение обеспечивает достижение синергетического эффекта и получение более высокой и стабильной прибыли всеми участниками.

Сочетание централизованных кооперированных ресурсов с автономными логистическими центрами предполагает создание механизмов «быстрого реагирования» на кризисные ситуации и соответствующих управленческих технологий, включая методики и стандарты. Единые технологические и методические подходы, используемые участниками SCM, способствуют росту эффективности и снижения времени выполнения заказов. Применение расширенной модели организации SCM может привести к постепенному закрытию крупных региональных складов, которые будут заменяться информацией о наличии товара, времени и условиях его доставки потребителю при обращении к единой базе данных. На рис. 1 показаны основные направления по преобразованию SCM, которые связаны с организационными изменениями, использованием виртуального пространства, уменьшением затрат и оценкой логистических результатов.

Рис. 1. Структура преобразований в SCM

В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере государственной промышленной политики является создание условий по объединению промышленных предприятий и поставщиков в интегрированные цепочки поставок с целью увеличения потенциала и конкурентоспособности участников на основе использования методов логистики.

Вместе с тем развитие логистических подходов в наукоемких отраслях промышленности и транспорта России происходит крайне медленно. Требуется серьезное переосмысление традиционных технологических, организационно-управленческих, а также экономических подходов и методов, укоренившихся в деятельности предприятий, имеющих ограниченную отраслевую направленность. Необходимо также принять во внимание системообразующую роль, которую играют предприятия наукоемких отраслей в структуре потенциала российской экономики и обеспечении национальной безопасности.

На фоне большого количества проблем, возникающих при взаимодействии предприятий различных отраслей, связанных хозяйственными отношениями, существенное место должно быть отведено, пожалуй, главному вопросу: что должно стать основным инструментом повышения результативности и экономической эффективности? Традиционно ключевым направлением в его решении рассматривается повышение эффективности использования технических систем, рост качества технического обслуживания. Логистическая составляющая при таком подходе почти не прослеживается. Логистический подход, используемый в модели SCM, позволит существенно оптимизировать запасы, снизить расходы по транспортировке и складированию, повысить уровень качества послепродажного обслуживания техники.

В наукоемких отраслях экономики России назрела необходимость глубоких системных структурных преобразований на основе логистических подходов. Развитие «результативной» экономики требует создания условий по объединению предприятий — производителей промышленности, независимых дилеров по продаже и поставке наукоемкой продукции, организаций технического обслуживания и потребителей в интегрированные цепочки поставок. Они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами поставить ресурсы потребителю, осуществить радикальный переход от экономики технических систем к экономике SCM.

По мере эволюции логистических подходов растет понимание роли принципов качества и системных факторов. Переход от последовательности (линейности) процессов к управлению многовариантными комбинациями ключевых компетенций — ресурсов участников SCM позволяет иначе формировать запасы, улучшить надежность и качество поставок продукции.

Системы управления результативностью

Как правило, применение компьютерных технологий и коммуникаций в логистике как основном способе обеспечения эффективных результатов построено на подходе, отражающем неуклонное снижение их стоимости. Ключевым фактором привлекательности ИТ является более низкая стоимость сервисов, предоставляемых ими, по сравнению со стоимостью других ресурсов. Это означает, что капитальные вложения в ИТ должны отвечать тем же критериям, что и другие инвестиции. К ним можно отнести: обеспечение высокой производительности и качества продукции; поддержание высоких доходов и снижение затрат; оперативный отклик на заказы потребителей.

Слепая вера в чудеса и быстродействие электронных средств не может заменить взвешенного системного подхода к управлению результативностью логистической сети. Необходим системный подход по созданию эффективного механизма управления SCM, ориентированного на конечные результаты.

Системная обработка и рационализация информационных потоков

Эффективное управление SCM связано со взаимодействием стратегических и оперативных целей на базе системной обработки и рационализации информационных потоков.

На рис. 2 показаны основные элементы схемы, иллюстрирующей формирование и оценку результатов работы SCM. Формирование результатов начинается с определения стратегии бизнеса и логистических ресурсов. Далее определяются коммуникации по обеспечению взаимодействия участников цепочки поставок, структурные блоки организационного механизма (системные факторы — процессы — результаты).

Рис. 2. Схема формирования оценки результативности SCM

Измерение результативности SCM включает отбор комплексных показателей на входе системы (параметры потоков на входе) и их преобразование в результаты через такие критерии оценки, как приемлемый риск, общие затраты, добавленная ценность, связанная с удовлетворенностью потребителей, эффективность взаимодействия с поставщиками.

Схема формирования оценки результативности SCM обеспечивает взаимосвязь составных частей, измерение созданной добавленной ценности, эффективность функционирования процессов, связанных с межотраслевым взаимодействием и использованием преимуществ совместно используемых ресурсов.

Началом интеграции цепочки поставок служит выработка инновационной стратегии, ориентированной на логистические методы. Для того чтобы предоставлять клиентам качественную продукцию быстрее и дешевле, чем конкуренты, менеджеры компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с лучшими организациями, входящими в цепи поставок.

Вместе с тем применение современных методов управления цепями поставок на «российской почве» связано с очевидными трудностями, которые вызывает внедрение нововведений в реальной экономике, несмотря на очевидные преимущества в решении задач бизнеса в сфере поставок наукоемкой продукции. Поэтому практическая реализация стратегии SCM требует от науки, бизнеса и государства дополнительных усилий.

Алексей Некрасов — председатель подкомитета ГОСТ Р/ТК 355/ ПК 6 по стандартизации «Автоматическая идентификация в интегрированной логистике», профессор МАДИ (ГТУ), Alexey-N@managment.madi.ru


Обмен передовым опытом

В настоящее время учеными-логистами, техническим подкомитетом по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355/ПК 6 «Автоматическая идентификация в интегрированной логистике» и представителями бизнеса завершена организационная работа по созданию в России общественной некоммерческой организации — Совета по цепочкам поставок.

Эта организация призвана объединить усилия заинтересованных предприятий промышленности, транспорта, складской индустрии по гармонизации и развитию модели интегрированных цепочек поставок SCM (Supply Chain Management) в России. В качестве прототипа был проанализирован опыт работы аналогичного совета в США. Основным инструментом эффективного взаимодействия предприятий в рамках цепочек поставок рассматривается эталонная модель SCOR (Supply Chain Operations Reference Model), представляющая собой систему взаимоувязанных показателей и требований к ее участникам. С помощью цепочки поставок оптимизируется выполнение и оценка таких свойств, как надежность, оперативность поставок и издержки функционирования, эффективность управления активами. Главное преимущество SCOR заключается в том, что модель создает участникам цепочки поставок основу для успешной интеграции, предоставляя им для практической работы и анализа своевременные и точные оценки как системы в целом, так и ее отдельных элементов. Стратегия SCM и система измерения SCOR позволяет оценивать эффективность цепочки поставок в целом, что дает возможность более качественного обслуживания конечного потребителя. Подобный подход наиболее адекватно выстраивает механизмы эффективного взаимодействия частного бизнеса и государственных структур.