Еврокомиссия наложила на Google штраф в размере 2,95 млрд евро (3,46 млрд долл.) за злоупотребление доминирующим положением на рынке рекламных технологий. Компания систематически отдавала предпочтение своим собственным сервисам, что наносило ущерб конкурентам, рекламодателям и издателям контента. Однако эксперты единодушны: этот штраф – лишь предупреждение крупным игрокам технологического сектора со стороны регулятора.
Для Google многомиллиардные штрафы ЕС давно стали нормой и фактически превратились в издержки ведения бизнеса. С 2017 года Брюссель оштрафовал компанию более чем на 11 млрд евро, но за тот же период ее рекламный бизнес принес более триллиона долларов выручки. Экономика очевидна: прибыль от нарушения правил многократно превышает размер штрафов. И пока регуляторы не перестроят бизнес-модель Google, этот цикл нарушений и штрафов будет продолжаться. Штраф в размере 2,95 млрд евро эксперты называют для гиганта «ошибкой округления».
Решение Комиссии – это сигнал для всех ИТ-руководителей. Регулирование становится неотъемлемой частью дальнейшего существования технологических компаний. При проектировании систем теперь следует учитывать не только вопросы безопасности и масштабируемости, но и необходимость соблюдения нормативных требований и принципов справедливости.
Давление со стороны регуляторов может привести к консолидации рынка. Небольшие поставщики будут вынуждены искать союзов с крупными игроками, а те в свою очередь – становиться более открытыми к партнерствам и отказываться от практик привязки, когда покупка одного продукта обязывает клиента приобретать еще и другой. Эксперты рекомендуют требовать большей прозрачности при объединении аналитических и облачных сервисов, стремиться к децентрализации и бороться с зависимостью от одного поставщика.
В фокусе регуляторов сегодня находится в том числе и генеративный ИИ. В тот же день, когда оштрафовали Google, компания Anthropic объявила о мировом соглашении на 1,5 млрд долл. по иску о нарушении авторских прав при обучении ИИ-моделей. Соглашения удалось достичь благодаря тому, что ранее федеральный судья отклонил другие иски об авторских правах.
На пороге уже не просто штрафы, а структурные изменения. Инструменты и платформы, на которые полагаются клиенты, могут быстро измениться или быть разделены. И если вся ваша цифровая или маркетинговая инфраструктура тесно интегрирована с экосистемой одного вендора, пришло время переоценить риски.