Будущее популярных блокировщиков рекламы в Германии оказалось под угрозой: в ближайшем будущем суд может признать их использование незаконным. В центре внимания сегодня находится возобновленное судебное разбирательство между крупным медиахолдингом Axel Springer и компанией Eyeo, разработавшей расширение Adblock Plus для фильтрации рекламы в браузерах.
В издательстве Axel Springer, владеющем, в частности, такими известными медиа-ресурсами, как Politico и Business Insider, утверждают, что Adblock Plus наносит серьезный ущерб их бизнес-модели, основанной на рекламных доходах. В 2022 году компания впервые подала иск против Eyeo, заявив, что блокировщик не просто фильтрует рекламу, а фактически изменяет защищенный программный код веб-страниц, что является нарушением авторского права.
Окончательного решения судебная система Германии пока не вынесла. Ранее гамбургский суд постановил, что работа Adblock Plus не вносит изменений в сам веб-сайт, а лишь влияет на порядок отображения контента для пользователя, однако федеральный суд Германии запросил дополнительные разъяснения. Это означает, что решение может быть пересмотрено, на этот раз в пользу издателя.
Компания Mozilla, поставляющая браузер Firefox, предупреждает о возможных последствиях этого дела. Запрет Adblock Plus по решению суда может привести к запрету и всех прочих расширений браузера, которые блокируют рекламу аналогичным образом. В некоторых странах, например в Китае, использование блокировщиков рекламы уже сейчас строго ограничено. Такая же ситуация может повториться и в Европе.
Эксперты прогнозируют, что на вынесение окончательного решения может уйти до двух лет. Но если суд признает Adblock Plus незаконным, это повлияет на всю экосистему браузерных расширений и приведет к изменению правил игры в цифровой рекламе по всей Европе.
Против блокировщиков рекламы выступают не только издатели. Компания Google недавно ограничила работу ряда подобных расширений в Chrome, а YouTube перестает воспроизводить контент у пользователей, включающих у себя блокировщики рекламы.