Роскомнадзор частично ограничил работу голосовых звонков (VoIP) в мессенджерах Telegram и WhatsApp в России. Решение объясняется использованием этих функций мошенниками и отказом мессенджеров соблюдать требования российского законодательства, в частности по предоставлению информации правоохранительным органам. При этом чаты и пересылка файлов остаются доступными.

Минцифры поддержало ограничение, отметив, что оно поможет сократить число мошеннических звонков. По данным Mediascope, WhatsApp и Telegram остаются самыми популярными мобильными приложениями в России. WhatsApp и Telegram — самые популярные мобильные приложения у россиян. Месячный охват WhatsApp у аудитории старше 12 лет в июле 2025 года составлял 96,2 млн человек, Telegram — 89,8 млн. У занимающего третье место «Сбера» аналогичный показатель — 78,9 млн, у «ВКонтакте» — 72,9 млн. По показателю среднесуточного охвата эти мессенджеры также впереди: хотя бы раз за день WhatsApp используют 81,8 млн россиян, Telegram — 67,4 млн.

Технически блокировка звонков осуществляется с помощью глубокого анализа трафика (DPI) и фильтрации голосовых пакетов, использующих протоколы вроде SIP. Операторы связи используют установленные ФСБ фильтры на сетях для исполнения требований Роскомнадзора.

Мессенджеры не имеют зарегистрированных представительств в России и пока не выполнили требования по хранению и предоставлению данных пользователей, как это предусмотрено законом «о приземлении» для владельцев крупных онлайн-ресурсов.

С просьбой запретить звонки в мессенджерах обратились к властям и сотовые операторы, связав это с падением использования обычных звонков и снижением доходов. Впрочем, эксперты полагают, что ограничение звонков в мессенджерах не приведет к значительному росту доходов операторов, поскольку современные пользователи предпочитают текстовые сообщения, а голосовые минуты в пакетах операторов сейчас практически не используются.

Для бизнеса блокировка звонков в мессенджерах не станет критической, так как голосовые сообщения остаются доступны, а основная коммуникация происходит через чаты и боты.

После запрета ожидается рост интереса к другим сервисам для звонков, увеличится нагрузка на инфраструктуру операторов. Ожидается, что частично пользователи переключатся на альтернативные мессенджеры, например, Apple FaceTime, или на обычную сотовую связь.