В Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России рассказали, какие сферы мошенники используют чаще всего для создания фишинговых сайтов. В телеграм-канале ведомства опубликован рейтинг наиболее частых сфер фишинга.
По данным киберполиции, лидируют маркетплейсы и онлайн-покупки — на них приходится 34,5% всех случаев. Мошенники создают подделки торговых площадок с электроникой, бытовой техникой, брендовой одеждой, стройтоварами, а также впервые зафиксирован фишинговый ресурс, рекламирующий средства индивидуальной мобильности (самокаты).
Второе место занимает финансовый сектор — 25,3% фишинга сосредоточено на банковских и платежных системах, включая фальшивые обменники криптовалют (6,9%).
Третья по популярности категория — мошеннические услуги с долей 21,8%. Среди них выделяются продажа билетов на мероприятия и развлечения (10,3%) и автомобильные товары и услуги (12,6%). Остальные направления (5,8%) включают интим-услуги и другие схемы обмана.
Интересно, что только 23% фишинговых сайтов используют российские домены (.ru), а 77% зарегистрированы на иностранных зонах (.com,. cc,. org). Для маскировки половина из мошеннических ресурсов применяют SSL-сертификаты и HTTPS, что усложняет их выявление.
Киберполицейские рекомендуют пользователям:
— не переходить по сомнительным ссылкам из писем и мессенджеров без проверки через официальный сайт;
— внимательно проверять URL на наличие опечаток;
— остерегаться необычных доменов (.xyz,. biz и др.);
— игнорировать слишком выгодные предложения;
— проверять возраст сайта и отзывы на него.
Также в полиции предупредили о новых схемах с использованием криптовалют, генеративного ИИ для создания поддельных аудио- и видеоматериалов с образами чиновников и знаменитостей, а также о фишинге, специально направленном на детей и подростков.