Google расширяет возможности операционной системы ChromeOS, которыми, как надеются в компании, заинтересуются на предприятиях. Эта ОС на ядре Linux, появившаяся в 2009 году, с самого начала была рассчитана на недорогие ноутбуки для организаций, в частности, образовательных, но в то время представляла собой просто браузер и позволяла выполнять только веб-приложения.

С тех пор ChromeOS непрерывно эволюционировала, и в пандемйном 2020-м году добилась триумфа, когда хромбуков во всем мире было продано вдвое больше, чем компьютеров Apple. В результате, по данным IDC, ChromeOS завоевала 14,4% рынка, тогда как macOS досталось лишь 7,7%. В основном это произошло за счет массовых закупок хромбуков учреждениями образования, однако параллельно, как выяснили исследователи рынка, в последние годы рос интерес к ChromeOS со стороны предприятий малого и среднего бизнеса.

После пандемии доля ChromeOS стала снижаться, но в Google надеются, что особенности ОС, благодаря которым можно управлять большим количеством пользовательских устройств без затруднений, присущих другим платформам, помогут ей найти новых сторонников в организациях, и не только в образовании. Потенциал ChromeOS в Google оценили после того, как массово начали выдавать хромбуки собственным сотрудникам в качестве основного рабочего инструмента. Благодаря успеху внутреннего проекта стало ясно, что после определенных доработок ChromeOS можно было бы широкому кругу корпоративных заказчиков.

В числе конкретных сегментов, где мог бы быть спрос на подобную платформу, в Google видят корпоративные контакт-центры, производственные предприятия и учреждения здравоохранения. В частности, компания заключила партнерский договор, в рамках которого хромбуки предлагаются медикам, как простое в развертывании решение, которое характеризуется повышенной безопасностью по сравнению с традиционными. Согласно недавнему исследованию IDC, в компаниях, пользующихся хромбуками, растет продуктивность и повышается эффективность работы специалистов по безопасности: количество кибератак, которым подверглись такие компании, оказалось на 24% меньшим, чем среди пользователей традиционных платформ. Как подсчитали в IDC, за три года экономия, обеспечиваемая хромбуками, составляет около 4 тыс. долл. в расчете на устройство. Воодушевленные результатами, в Google также стали предлагать ChromeOS для применения в информационных терминалах, рекламных дисплеях и других подобных устройствах.

Но амбиции Google гораздо шире, и возможности ChromeOS растут — со временем в ней появилась возможность выполнения приложений Android, да и пользовательские интерфейсы двух платформ стали довольно похожими. Кроме того, в ChromeOS стало можно запускать приложения Windows.

Поначалу Windows стала доступной на платформе Google в виде полноценной ОС, работающей в виртуальной машине, но это было реализуемо лишь на мощном аппаратном обеспечении. Со временем был заключен договор с компанией Cameyo, которая обеспечивает на корпоративных хромбуках доступ к приложениям Windows, работающим в облаке, при этом с точки зрения пользователя они запускаются и выполняются так же, как штатные.

В этом году в Google также надеются перетянуть на себя часть корпоративного рынка с помощью ChromeOS Flex — упрощенного инсталлятора операционной системы, который позволяет легко превратить устаревший компьютер с Windows или macOS в регулярно обновляемое устройство на ChromeOS. Чтобы повысить интерес к Flex, Google активно тестирует и сертифицирует многочисленные модели старых компьютеров на совместимость с ChromeOS. На Flex-версии не работают приложения Android и Google Assistant, но в Google говорят, что эти возможности организациям, особенно образовательным, не слишком интересны. По словам специалистов компании, они хотят не столько воспроизвести функции, доступные на других платформах, сколько реализовать новые, значительно улучшающие впечатления пользователя.

Google предстоит еще немало работы на пути завоевания корпоративного рынка. По оценкам IDC, в 2022 году только 8% всех хромбуков были проданы коммерческим организациям, тогда как 72% приобрели образовательные учреждения и 20% — потребители. Основным фактором, ослабляющим интерес компаний к Chrome OS, остается несовместимость с другими платформами на уровне приложений, и в Google активно работают над устранением этого недостатка.