Массовый исход западных поставщиков решений роботизации бизнес-процессов пока не оказал сильного влияния на российских потребителей. Возможно, причина кроется в относительно небольшом еще распространении RPA и в продолжении действия уже приобретенных лицензий. Но, скорее всего, это связано с появлением на рынке отечественных вендоров, таких как PIX Robotics, Primo RPA, Sherpa RPA и др. Эти компании предлагают сегодня зрелые продукты программной роботизации, что оказалось как нельзя кстати для экономики, переживающей невероятные по масштабу и последствиям изменения. На фоне глобальных перемен жизненно важным вопросом для российских предприятий и организаций становится развитие за счет повышения производительности труда и оптимизации расходов. И решить эту задачу помогает, в частности, роботизация бизнес-процессов.

Один из ведущих российских разработчиков платформ для автоматизации бизнес-процессов с использованием настраиваемых программных роботов и чат-ботов - компания ROBIN. Важными достоинствами своей платформы в компании считают возможность масштабирования, прозрачность проверки на соблюдение требований информационной безопасности и простота настройки на конкретную среду эксплуатации. Роботы ROBIN находят применение предприятиях различного масштаба и разных отраслей. 

«Мы наблюдаем всплеск интереса к RPA со стороны госорганизаций, органов власти, предприятий ТЭК, транспорта, ретейла и промышленности. Им требуется автоматизировать работу сотрудников, занимающихся закупками, финансами, организацией аукционов, бухгалтерией», — отметил Павел Борченко, генеральный директор компании ROBIN. Программные роботы, созданные на платформе ROBIN, — полноценные цифровые сотрудники, выполняющие рутинные операции и высвобождающие время реальных сотрудников. Группировка этих роботов, работающая сегодня в РЖД, представляет собой самую масштабную в стране конфигурацию, — более двух тысяч рабочих мест.

Еще один заказчик ROBIN - правительство Санкт-Петербурга, где технологии роботизации роботизации внедряют в Комитете финансов для автоматизации процессов финансового контроля в сфере закупок. Проверка на соответствие критериям планов-графиков по госзакупкам происходит теперь в автоматическом режиме, что дает экономию 13 человеко-часов в день. Внедрение роботов позволило избавиться от регулярных авралов в период пиковых нагрузок, обычно случающихся в конце года, и высвободило 20 сотрудников, которые теперь занимаются более сложными проектами. Роботизацию планируется осуществить и в других исполнительных органах власти в регионах.

Среди других RPA-проектов Борченко отметил систему по урегулированию разногласий и контролю полноты выставленных услуг управления по организации расчетов с клиентами «ГазПромТранса», а также систему управления поддержкой корпоративных сервисов в X5 Tech. В РЖД платформа ROBIN принята в качестве корпоративного стандарта программной роботизации. Однако не на всех предприятиях роботов встречают с энтузиазмом: например, руководство одного из крупных уральских предприятий ограничилось пилотным проектом, хотя в результате промышленного внедрения можно было бы высвободить 14 человек.

«В крупных корпорациях тиражируемое решение можно применить в редких случаях — для них мы разрабатываем отдельный проект. А для малого и среднего бизнеса у нас есть Robin Сloud — маркетплейс готовых цифровых сотрудников, комплексно решающих все задачи сквозного процесса. Такие цифровые сотрудники сложнее, чем однозадачный робот», — рассказал Борченко. Инструменты для создания роботов и контроля их действий уже развернуты в облаке и настроены для работы. Предусмотрена гибкая тарификация: оплата фактического времени работы робота, годовая подписка, лицензии по числу рабочих мест и пр.

Для российских предприятий сегодня весьма  актуальна задача миграции с западных систем. По словам Борченко, такая задача обычно реализуется как отдельный проект, выполнение которого сильно облегчает наличие в платформе ROBIN RPA режимов no-code/low-code. Цифровых роботов могут создавать как сами бизнес-пользователи заказчика, не имеющие технической подготовки, так и программисты — сценарии функционирования робота могут быть реализованы на языках каждой из платформ: .Net (C#, VisualBasic, С++, JavaScript), Java, Python в средах Linux, Windows и macOS.

В планах компании на ближайший год — расширение присутствия в госструктурах; создание тиражируемых отраслевых решений; экспансия на зарубежные рынки (Белоруссия, Казахстан, а также Латинская Америка, где, кстати, ROBIN конкурирует с известной в России компанией ElektroNeek); удвоение оборота компании и количества разработчиков.