Автомобилисты со смартфонами могут помочь поддерживать качество дорог на должном уровне, отправляя со своих телефонов данные, которые позволили бы инженерам оценить, когда требуется ремонт проезжей части. Неровности дорожного покрытия являются важным показателем качества езды, но у многих операторов с большими дорожными сетями нет ресурсов для регулярной проверки состояния вверенных им дорог и принятия обоснованных решений по их техническому обслуживанию. Использование трехосевых акселерометров высокого разрешения и GPS-приемников, уже встроенных в телефоны, вместе с приложением, регистрирующим вертикальные перемещения автомобиля по отношению к проезжей части, могли бы помочь решить эту задачу.

Исследователи из университета Бирмингема изучили целесообразность такого применения смартфонов, опубликовав свои выводы в журнале Journal of Infrastructure Systems. У большинства дорожных сетей именно неровности используются в качестве показателя их функционального состояния. Соответствующие данные легко увязать со стоимостью эксплуатации дороги, автоматизировав соответствующие расчеты. Наиболее точные оценки неровностей можно получить при помощи установленных на автомобилях лазеров, но такое решение обойдется очень дорого. Поэтому разумно было бы задействовать для этих целей уже имеющиеся в смартфонах акселерометры.

Поддержание дорог на надлежащем уровне стимулирует экономическое развитие и сводит к минимуму время в пути, расход топлива, ремонт транспортных средств и несчастные случаи, снижая одновременно воздействие транспорта на окружающую среду. Однако сбор информации о неровностях обходится недешево. В США его стоимость составляет от 1,4 долл. до 6,2 долл. за километр в зависимости от штата. В штате Иллинойс, где насчитывается 225 тыс. км дорог, ежегодные затраты на сбор соответствующих данных достигают 1,4 млн долл. Использование данных, собранных с помощью смартфонов, позволит:

  • составлять регулярную недорогую сводку состояния всей дорожной сети;
  • использовать модели сетевого уровня для оценки и сравнения политик технического обслуживания, а также оценки характера эксплуатации дорог и затрат дорожных агентств;
  • выявлять участки дорог, требующие первоочередного обслуживания.

Особенно полезной могла бы стать оценка состояния сельских дорожных сетей в развивающихся странах, где большинство сельских дорог имеют грунтовое покрытие, а доля владельцев смартфонов, перемещающихся по ним, на удивление высока.