Правила, рассмотренные в книге, – это правила Google, правила жизни общества, построенные на связи, ссылках, публичности, доверии, щедрости, эффективности, сетях и скорости. Это правила нового поколения, мировоззрение которого изменит то, как мы видим мир и взаимодействуем с ним, и то, как компании, правительства и учреждения взаимодействуют с нами. Отчасти данная книга выглядит как пророчество, отчасти как мысленный эксперимент, одни назовут ее манифестом, другие – пособием по выживанию. Так или иначе, это книга о новой реальности эпохи Сети, фундаментальных и постоянных изменениях в мировой экономике и обществе, случившихся из-за того, что теперь все мы связаны через Internet.

В Google одними из первых поняли, какие изменения принесла Сеть. Благодаря WWW создатели компании смогли добиться нынешнего успеха, а их детище получило комплимент от лондонской Times как «самой быстрорастущей за всю историю человечества компании». По мнению автора книги, Google видит мир иначе, чем многие из нас, принимает другие решения, кажущиеся бессмысленными в рамках старых правил старых индустрий, но тем не менее разрушающие старую платформу существования общества.

«Гуглификация» мира воздействует не только на компании, индустрии и учреждения, но и на отдельных людей, предоставляя им новые возможности для развития своей карьеры, стиля жизни или политических программ. Автор утверждает: «Если вы хотите играть по правилам Google и воспользоваться этими возможностями, тогда вам нужно прежде всего понять, как Google ценит творчество, открытость, связь, уникальность, сотрудничество и изобретательство». Только познав эти инструменты, можно использовать соединительную ткань Сети, чтобы преодолевать границы – государств, компаний, социальных слоев. Только вместе, по мнению автора, можно реорганизовать общество.

Новые правила нового мира, которые исследуются в книге, универсальны. И совсем не важно, в какой области знаний вы растете и развиваетесь, намного важнее то, что благодаря коммуникационной связанности современного мира и бизнес, и коммерция, и образование – все станет единым. Этика частной жизни, утверждает Джарвис, радикально изменится с приходом поколения «G». Google сформирует нашу коллективную мудрость благодаря нашим публичным действиям: поиску, клику, ссылкам и конечно же творчеству. Автор призывает читателей заглянуть в Сеть, чтобы поразиться желанию людей творить: каждую минуту на YouTube закачиваются 10 часов видео, люди создают новые дизайны маек на Threadless, кроссовок на Ryz и выкройки на Etsy. Сеть открывает новое творчество – переросшее массовое измерение – и позволяет не только находить то, что нравится, но и находить людей, которым нравится то, что мы делаем.

По мнению автора книги, способность новой платформы к самоорганизации окажет мощное дестабилизирующие влияние на традиционные социальные учреждения. Теперь можно создавать партии и сообщества в обход запретов чиновников, границ, компаний, учебных заведений, религиозных и этнических групп, тем самым неизбежно уменьшая их силу и влияние. В Сети можно всего добиться самостоятельно, а, как показал опыт Барака Обамы, при желании добраться и до вершин власти, собрав критическую массу единомышленников, способных повлиять на результаты выборов. Молодежь, которая в последнее время во всем мире самоустраняется от политики, что в конечном итоге лишь вредит обществу и демократии, может активно участвовать в сообществах, проявляя свою политическую волю. Поддержка на Facebook Барака Обамы может послужить примером проведения бюджетной, но при этом самой широкомасштабной предвыборной кампании в истории демократического общества.

Однако не обязательно, вопреки утверждениям автора книги, что технологии, зарекомендовавшие себя на прошедших выборах в США, будут столь же эффективны и в будущем. Очевидно, что общепринятым стандартом станет формальное присутствие в Сети политиков и политических институтов, но Internet – крайне динамичная среда, и успешным в ней может быть лишь тот, кто постоянно изобретает что-то новое. Идеал Google, по мнению Джарвиса, – наделить властью всех людей, создав по-настоящему демократическое общество.

Данная книга – больше чем рассказ о бизнесе конкретной компании, ее правилах и технологиях. Она о том, как найти свою собственную точку зрения на мир и смотреть на него со всех сторон. В этом смысле книгу следует рекомендовать каждому, кто желает больше узнать об окружающем мире, о его глобальных и локальных изменениях, и о своих собственных целях.

В заключение, пожалуй, стоит добавить, что самый важный комментарий со стороны автора состоит в его собственном Первом законе Сети: «Давайте дадим людям бразды правления, и сами в дальнейшем этим воспользуемся. Не дав же, потеряем в будущем все».

Джефф Джарвис. А что сделал бы Google? Пер. с англ. – М.: Аквамариновая Книга, 2009. – 296 с.