На форуме собираются большие поклонники видеотехнологий, которые каждый год приводят все новые аргументы в пользу этого вида коммуникаций и представления информации.

Никита Догадченко, руководитель направления унифицированных коммуникаций компании CTI, считает, что видеосвязь — наиболее естественный и эффективный способ коммуникаций, причем в быту он применяется все шире — даже люди пожилого возраста все чаще общаются «по видео», например с помощью сервиса Skype. В бизнес-среде многие продолжают считать, что видео — это сложно, а проблема его более широкого распространения замыкается сама на себя (часто видео не используется, потому что этот инструмент доступен не всем коллегам, его нет у партнеров и пр.).

По данным, которые приводит Никита Догадченко, в среднем типичный менеджер проводит три года своей жизни в самолете, примерно столько же времени — в ожидании рейсов и пересадок, три месяца — в поисках парковки. Использование видеокоммуникаций сокращает потребность в поездках, а большинство сотрудников, которые стали использовать этот вид дистанционного общения, отмечают, что стали лучше высыпаться, больше заниматься спортом, здоровее питаться, перестали испытывать стресс. Другим словами, качество их жизни существенно улучшилось.

Все это, естественно, положительно сказывается и на эффективности работы сотрудников, а также повышает их лояльность — многих только обрадует возможность поработать, не покидая своего загородного дома. Кроме того, благодаря более широкому использованию видео-связи, компании получают возможность сократить расходы на командировки сотрудников, аренду офисных площадей и т. д.

Видео существенно повышает и эффективность восприятия информации. По данным, которые приводит Анна Зуева, директор компании «Делайт 2000», 95% тех, кто просмотрел видео, помнят его основной посыл, в то время как после прочтения текста данный показатель составляет лишь 10%. Вдобавок просмотр видео улучшает понимание продукта или сервиса на 74%. Как отмечают эксперты DigitalSherpa, 80% онлайн-посетителей будут смотреть видео и только 20% прочтут тексты целиком.

ВИДЕО БЕЗ ГРАНИЦ

Одна из тенденций, которая активно обсуждалась на форуме, — выход систем видеосотрудничества за пределы переговорных комнат. Как отметил, выступая на форуме, Эндрю Хаг, вице-президент по системному инжинирингу в регионе ЕМЕА компании Polycom, сотрудникам все чаще приходится участвовать в совещаниях из дома, гостиниц, находясь в дороге, и задача поставщиков решений — обеспечить им возможность полноценного участия в работе компании независимо от местонахождения. С ним согласен и Максим Репин, менеджер по продвижению новых технологий Cisco: «Эффективная работа в команде — гарантия динамичного развития бизнеса, а сегодня члены команды все чаще располагаются за пределами периметра компании».

Обеспечение участия в сеансах видеосвязи с мобильных устройств — этап уже реализованный: все ведущие производители имеют в своем портфеле программные клиенты для основных мобильных платформ и все больше пользователей подключаются к ВКС с мобильных устройств. По данным OSP Data, пальма первенства — за платформой iOS (соответствующие устройства в качестве терминалов ВКС используют около 28% заказчиков), на втором месте — Android (20%), на третьем — Windows (9%). На форуме «Бизнес-Видео – 2015» компания Polycom представила эффектное решение, позволяющее перевести сеанс ВКС с планшета iPad на большой экран — например, на установленную в комнате групповую систему ВКС. При этом планшет превращается в пульт управления системой, кроме того, его можно использовать для передачи диаграмм, таблиц и другой дополнительной информации в ходе сеанса видеосвязи.

Важным шагом развития ВКС является появление (благодаря технологии WebRTC) возможности осуществления сеанса видеосвязи из браузера без необходимости установки какого-либо специального приложения. Хотя пока, по данным OSP Data, WebRTC задействуют только 10% пользователей ВКС, эксперты едины в оценке, что эта технология окажет большое влияние на отрасль ВКС и унифицированных коммуникаций в целом. В частности, WebRTC позволит программистам легко разрабатывать новые приложения, запускаемые непосредственно с Web-страницы, а также встраивать возможности мультимедиакоммуникаций в различные программные системы. Не случайно поддержка WebRTC реализуется во все большем числе продуктов поставщиков видеосистем.

Как показывают исследования, заказчики все чаще хотят проводить сеансы ВКС не в специально оборудованных комнатах, а в неподготовленных помещениях — например, в офисах, организованных по принципу открытого пространства. В этой связи возникает проблема, как избавиться от посторонних шумов. Год назад, на форуме «Бизнес-Видео – 2014», компания Polycom представила решение по формированию «акустического пузыря» — Acoustic Bubble, благодаря которому сотрудник, находящийся на «открытом пространстве», почувствует себя так, как будто он сидит в закрытом кабинете. В этом году компания анонсировала новый вариант — акустический купол Acoustic Fence (см. рис. 1), который предназначен для защиты уже не персональной системы ВКС, а групповой и реализован как часть функционала кодеков Group Series.

 

Рис. 1. Акустический купол Polycom Acoustic Fence предназначен для защиты от внешних шумов пользователей групповой системы ВКС и реализован как часть функциональности кодеков Group Series
Рис. 1. Акустический купол Polycom Acoustic Fence предназначен для защиты от внешних шумов пользователей групповой системы ВКС и реализован как часть функциональности кодеков Group Series

 

УДОБНЕЕ И ПРОЩЕ

По мнению Сергея Юцайтиса, консультанта Cisco по технологиям для совместной работы, современная инфраструктура конференц-связи должна функционировать незаметно для пользователя, а процесс организации конференции должен быть интуитивно понятен. Уходят в прошлое времена, когда для организации и проведения конференций требовалось вмешательство специального администратора, — современные решения способны обеспечить проведение конференций в полностью автоматическом режиме.

Изначально системы ВКС использовались в основном для проведения территориально распределенных совещаний, при этом сотрудники обычно собирались в конференц-залах или переговорных комнатах, а время и процедура конференций жестко регламентировались. Соответствующие ВКС получили название запланированных (Scheduled Conference). Они позволяли гарантировать, что ресурсы сервера конференций будут доступны для заданных абонентов в определенное время.

Но сегодня бизнес-конференции должны предоставлять больше свободы участникам, в том числе в выборе места и времени проведения. Соответственно, все большей популярностью пользуются конференции по требованию (Ad-hoc Conference), которые собираются «на лету». Это, как правило, небольшие конференции, которые создаются объединением (переводом на сервер ВКС) нескольких соединений «точка — точка». Растет популярность и еще одного, нового варианта, который часто называют «виртуальной комнатой». Такая комната обычно используется для встреч, проводимых на регулярной основе, а для входа (подключения) требуется набрать заранее определенный номер или ввести URL.

В решениях Cisco такое виртуальное пространство для встреч получило название Collaboration Meeting Room (CMR). Этот персонализированный ресурс принадлежит конкретному пользователю — хозяину комнаты. Персонификация выражается, в частности, в том, что к CMR привязана его база контактов, в том числе и людей из других организаций. Персональная виртуальная комната доступна в любое время и с любого устройства, у нее имеется постоянный URL для подключения через WebEx и адрес для подключения по видеосвязи. Хозяин может пригласить в свою комнату пользователей из других (внешних) систем, в том числе Lync.

Подход, основанный на использовании персональных виртуальных комнат, удобен и гибок. Один из ключевых инфраструктурных элементов, необходимых для его реализации, — Cisco Conductor. Эта система обеспечивает приоритизацию запросов, выделение ресурсов и распределение (балансировку) нагрузки между серверами конференц-связи, включая серверы MCU, — в случае, если один из серверов выйдет из строя, нагрузка будет перенесена на другие. Кроме того, Conductor хранит все настройки виртуальных комнат CMR — если таких комнат много, объем информации получается значительный.

В контексте повышения удобства и автоматизации проведения ВКС в реальных комнатах следует отметить новую разработку Polycom — систему автоматической подстройки камер EagleEye Producer (см. рис. 2). Она заметно дешевле другой системы — EagleEye Director, в которой автоматическое наведение на лица участников осуществляется по голосу. EagleEye Producer автоматически находит всех участников дискуссии, масштабирует их изображение и даже изменяет формат, когда кто-либо входит или выходит из конференц-зала. Новинка работает со всеми имеющимися камерами, а при покупке новых кодеков заказчик получает ее бесплатно.

 

Рис. 2. Система EagleEye Producer автоматически находит всех участников дискуссии, масштабирует изображение и изменяет формат, когда кто-либо входит или выходит из конференц-зала
Рис. 2. Система EagleEye Producer автоматически находит всех участников дискуссии, масштабирует изображение и изменяет формат, когда кто-либо входит или выходит из конференц-зала

 

ВОПРОС ЦЕНЫ

Согласно исследованиям OSP Data, высокая стоимость — главное препятствие на пути более масштабного внедрения ВКС. В 2015 году этот фактор указали 64,2% респондентов. Снижению цены способствует ужесточение конкуренции на рынке ВКС за счет выхода на него новых, в первую очередь азиатских, производителей. В этом году на форуме «Бизнес-Видео – 2015» были представлены решения двух новых игроков — компаний Yealink и AVer.

Yealink представила системы ВКС только в марте 2015 года. Леонид Корытин, менеджер по продукции ВКС компании «АйПиМатика», российского партнера этого производителя, отмечает, что на рынке ВКС Yealink намерена повторить успех, достигнутый на рынке IP-телефонов, где она — в числе лидеров. На данный момент компания выпускает только две модели терминалов ВКС, причем одна со встроенным MCU (см. рис. 3). Однако в течение года планируется значительно расширить набор продуктов, в частности, будут представлены мобильные решения и новый видеотелефон.

Рис. 3. К апрелю 2015 года компания Yealink представила только две модели терминалов ВКС, одна из которых со встроенным MCU, однако в течение года планируется значительно расширить набор продуктов, в частности, обещаны мобильные решения и новый видеотелефон
Рис. 3. К апрелю 2015 года компания Yealink представила только две модели терминалов ВКС, одна из которых со встроенным MCU, однако в течение года планируется значительно расширить набор продуктов, в частности, обещаны мобильные решения и новый видеотелефон

 

Как утверждают в компании «АйПиМатика», Yealink делает акцент на простоте настройки и использования, при этом характеристики продуктов соответствуют тем, что предлагают лидеры рынка. Всю функциональность заказчик получает сразу — никаких дополнительных лицензий приобретать не требуется. Среди характеристик терминалов Yealink отметим поддержку кодека H.264 High Profile и наличие алгоритмов по оптимизации использования канальных ресурсов, включая прямую коррекцию ошибок (высокое качество видео поддерживается при потере более 8% пакетов). В ВКС-терминал Yealink встроены два транскодера, что обеспечивает независимую обработку соединений с высоким (HD) и более низким качеством.

Решения AVer на форуме представила компания «Тайле», которая является не только дистрибьютором, но и потребителем этой продукции — в компании уже год активно используется сеть ВКС из 19 точек, реализованных с использованием оборудования AVer. Как рассказал Игорь Белоусов, исполнительный директор «Тайле», при выборе решения эксперты компании проанализировали имеющиеся на рынке предложения. Типовой вариант предполагал инвестиции порядка 500 тыс. рублей за каждую точку плюс лицензии (около 15%) каждый последующий год. Решение AVer оказалось существенно дешевле (абонентская точка от 90 тыс. рублей), кроме того, его использование не требовало расходов на дополнительные лицензии. По своей функциональности ВКС-устройства AVer соответствуют всем основным требованиям, включая встроенные в терминалы MCU (см. рис. 4), при этом в использовании они, как утверждает Игорь Белоусов, «не сложнее DVD-проигрывателя» (см. подробнее статью Дмитрия Ганьжи «‘‘Бизнес-Видео – 2015’’: проекты ВКС и DS»).

Рис. 4. По своей функциональности ВКС-устройства AVer соответствуют всем основным требованиям, включая встроенный в терминал MCU, при этом в использовании, как утверждают специалисты «Тайле», они «не сложнее DVD-проигрывателя»
Рис. 4. По своей функциональности ВКС-устройства AVer соответствуют всем основным требованиям, включая встроенный в терминал MCU, при этом в использовании, как утверждают специалисты «Тайле», они «не сложнее DVD-проигрывателя»

 

Лидеры рынка ВКС также стараются снизить цены и предложить более выгодные условия на приобретение своих решений. Так, например, с выходом продуктов нового поколения персональные терминалы ВКС от Cisco стали стоить на 60% меньше, при этом младшая модель, по словам Максима Репина, сравнима по стоимости с хорошим монитором.

Среди новых экономических моделей отметим возможность приобретения инфраструктуры ВКС, по сути, в лизинг. Такой вариант под названием RealPresence One предлагает Polycom. Заказчик может взять в аренду на определенное время (год, два, три) полную инфраструктуру ВКС, включая сервер MCU. По договору заказчику также предоставляются сервис по обновлению ПО и техническая поддержка.

Cisco же вообще предлагает инфраструктуру ВКС… бесплатно. Дело в том, что, согласно новой лицензионной политике, программные (виртуализированные) серверы TelePresence могут быть получены бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться ими, необходимо приобрести лицензии, которые продаются по числу пользователей, что позволяет вкладывать средства равномерно по мере охвата новых сотрудников. При этом пользователь при наличии лицензии может организовать конференцию с любого устройства. Скажем, лицензия Personal Multiparty Advanced стоимостью 625 долларов позволяет ему проводить конференции любого типа (мгновенные, запланированные конференции или персональные CMR) на неограниченное число участников с качеством до 1080p30. Другими словами, в своей виртуальной комнате пользователь может собрать столько участников, сколько способна поддержать инфраструктура.

Правда, минимальное число таких лицензий — 25 штук, и аппаратная платформа, конечно, стоит денег. Скажем, специализированный UCS-сервер, поддерживающий 36 HD-портов, обойдется в сумму около 21,5 тыс. долларов. Но при наличии в компании свободных (аппаратных) серверных ресурсов (программные) серверы TelePresence можно развернуть, по сути, бесплатно. По мнению Сергея Юцайтиса, новая система лицензирования делает предложение Cisco самым выгодным на рынке.

ВИДЕО ИЗ ОБЛАКА

Пожалуй, самой обсуждаемой моделью снижения стоимости «входного билета» в мир ВКС является облачная модель. Предлагаемая по облачной модели сотовым оператором «МегаФон» услуга «Видеосовещание Лайт» позволяет организовать видеоконференцию на 10 участников всего за 25 руб. в день (см. врезку «ВКС как услуга связи»).

 

ВКС как услуга связи

Помимо видеозвонков, все операторы «большой тройки» предлагают в том или ином виде услуги для проведения вебинаров и видеоконференций. Однако, для того чтобы воспользоваться такими услугами, компании необходимо, как правило, заключить отдельный контракт с оператором. Для подключения же услуги «Видеосовещание.Лайт» от «МегаФона» клиенту достаточно набрать на телефоне короткую команду или авторизоваться на соответствующем портале, и за 25 руб. в день он сможет проводить видеоконференции, рассчитанные на 10 участников. Де-юре «Видеосовещание.Лайт» является услугой связи, де-факто это облачный сервис, который предоставляется как услуга связи.

Пользователю не нужно никакого специального оборудования — достаточно персонального компьютера с подключенной Web-камерой, выходом в Интернет и браузером одной из последних версий (с поддержкой WebRTC). В качестве терминала можно использовать и мобильное устройство на платформе Android (Apple, как известно, не поддерживает WebRTC, поэтому в «МегаФоне» планируют разработать приложение под iOS). Для организации конференций применяется принцип выделения каждому сотруднику виртуальной переговорной комнаты, что позволяет не резервировать общий ресурс для проведения персональных видеоконференций.

Абонентам «МегаФона» услуга предоставляется на основании действующего договора связи. Соответственно, оплата осуществляется с мобильного счета. Для корпоративных клиентов это очень удобно, потому что отсутствует необходимость заключения дополнительного контракта. «При наличии бюджета на связь расходы на ВКС можно отнести к этой статье, и тогда не придется согласовывать с бухгалтерией закупку оборудования или введение какой-то новой категории», — объясняет Михаил Марков, руководитель направления Communications as a Service (CaaS), Cloud&IT, MegaLabs. По его словам, услугой могут воспользоваться не только корпоративные клиенты, но и те компании, у которых нет корпоративного контракта с «МегаФоном», а также обычные пользователи. Клиент может заказать услугу на один день, провести конференцию (или несколько конференций) и отключиться.

Решение базируется на медиасервере разработки российской компании Mind и обеспечивает проведение конференций с качеством HD. Помимо собственно видеоконференций, поддерживается широкий набор функций для совместной работы и управления конференцией: показ рабочего стола, демонстрация документов, запись совещаний, проведение опросов, управление правами участников, модерация и др. В Megalabs, где эта услуга разрабатывалась, планируют реализовать подключение к конференции по телефону (когда доступна только голосовая связь). Помимо услуги «Видеосовещание.Лайт», можно приобрести пакет «Вебинар.Лайт» для проведения вебинаров на 50 участников (50 руб. за одни сутки).

Дмитрий Ганьжа — главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN».

 

В докладе с актуальным названием «Плавный переход с CAPEX на OPEX» Александр Баринов, региональный директор в России и странах СНГ компании Lifesize, обратил внимание на то, что рынок традиционных решений ВКС сокращается, тогда как рынок облачных сервисов находится на подъеме. Неудивительно, что Lifesize, как и многие другие компании, направляет основные усилия на растущий рынок, активно продвигая облачные предложения.

По словам Александра Баринова, решение Lifesize Cloud обладает на данный момент уникальным набором функциональных возможностей. Это облако позволяет проводить конференции с участием до 40 человек (для каждого пользователя сервиса) при одновременной передаче видео и презентации (1080p), а также обеспечивает интеграцию с Lync, совместимость с устройствами H.323/SIP, подключение с городских телефонов и т. д. К облачным сервисам Lifesize Cloud можно подключиться с традиционных терминалов, включая новые устройства Icon 400 (см. рис. 5) и Icon Flex, которые предлагаются по весьма демократичной цене (менее 3000 долларов).

Рис. 5. Новые терминалы Lifesize Icon 400 (на фото) и Icon Flex предлагаютcя по весьма демократичной цене: менее 3000 долларов
Рис. 5. Новые терминалы Lifesize Icon 400 (на фото) и Icon Flex предлагаютcя по весьма демократичной цене: менее 3000 долларов

 

Одна из ключевых особенностей системы Icon Flex состоит в том, что она оптимизирована для работы в единой среде с такими приложениями, как Microsoft Lync, Skype, Google Hangouts или Cisco Jabber. При подключении пользовательских устройств к терминалу Icon Flex (через USB-порты) автоматически опознаются все доступные профильные приложения, за счет чего создается общая коммуникационная среда, позволяющая комфортно общаться вне зависимости от программной и аппаратной платформы конкретного мобильного устройства.

Компания CTI является одним из немногих провайдеров, который предоставляет из облака весь спектр сервисов унифицированных коммуникаций, включая ВКС, причем облако компании расположено в России. По словам Никиты Догадченко, клиенты, конечно, есть, но нельзя сказать, что их очень много — и это вполне предсказуемо с учетом определенного недоверия российских заказчиков к облачной модели. Однако он уверен, что данная модель, популярная на Западе, будет широко востребована и у российских компаний в первую очередь по экономическим причинам, потому что «на горизонте в пять лет облачные сервисы обойдутся в 10 раз дешевле».

По данным OSP Data, оптимальным потребление услуг ВКС из облака считают пока только 14,5% заказчиков, тогда как подавляющее большинство (62%) предпочитают, чтобы компоненты системы ВКС устанавливались в компании, а также управлялись и обслуживались ее специалистами. Тем не менее последний показатель оказался ниже, чем в опросе 2013 года, когда он составлял 69%. При этом стремительно набирает популярность гибридная модель, когда часть инфраструктуры остается в компании, а при эпизодическом всплеске нагрузки задействуются внешние (облачные) ресурсы. Ее считают оптимальной 30,5%.

КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ

Форум «Бизнес-Видео» традиционно охватывает широкий спектр применений видео, причем акцент делается на комплексных решениях. В качестве объединяющего фактора Дмитрий Балашов, заместитель технического директора компании «АйПиМатика», видит протокол SIP, который позволяет элегантно увязать в одну систему IP-УАТС, средства IP-видеонаблюдения и решения ВКС. В качестве систем ВКС он рекомендует продукты нового игрока на этом рынке — уже упомянутой выше компании Yealink.

Анна Зуева представила на форуме решение нового класса — Enterprise video Resource Planning (EvRP), которое позволяет централизованно управлять видеоматериалами в масштабах всей организации. Основанное на единой технологической платформе компании VBrick решение EvRP объединяет все основные компоненты для создания, хранения, управления, отображения и потоковой передачи видео в любую точку корпоративной сети или сети Интернет, в том числе на мобильные устройства.

В качестве одной из наиболее актуальных задач, которая может быть эффективно решена с помощью EvRP VBrick, представители «Делайт 2000» называют трансляцию обращения руководителей к сотрудникам — независимо от их количества и территориального расположения. Кроме того, предлагаемая система позволяет практически неограниченно расширить аудиторию совещаний, проводимых с помощью систем ВКС, организовать дистанционное обучение и повышение квалификации сотрудников, транслировать корпоративное телевидение, подключить видеопортал и т. д. (Подробнее про EvRP см. статью автора «Предвестник эры EvRP» в декабрьском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2014 год.)

О потребности рынка в комплексных решениях говорил и Григорий Кузин, руководитель направления цифровых медиа компании CTI. «К нам все чаще обращаются с запросами такого рода: «Мы хотим сделать систему Digital Signage, но чтобы через нее транслировались и конференции, и выступления руководителей, и другая информация»», — говорит он. Такая система была разработана CTI, во многом она нацелена на те же задачи, что и решение EvRP, но предлагается CTI под названием «Корпоративное телевидение».

По сути, в этой системе объединены сервисы Digital Signage (показ документов, роликов, виджетов и пр.), ВКС (трансляции конференций) и собственно телевидения (внешние и внутренние ТВ-каналы). Среди решаемых с ее помощью задач Григорий Кузин называет показ различной бизнес-информации (новости отрасли, динамические диаграммы показателей деятельности компании и т. д.), проведение обучения персонала, предоставление доступа к расписанию переговорных комнат (интеграция с системой бронирования переговорных), функции навигации и оповещения. Кроме того, корпоративное телевидение является отличным инструментов для реализации внутреннего пиара: поздравление сотрудников, проведение конкурсов (например, «сотрудник месяца»), анонс корпоративных мероприятий, фото- и видеоотчеты о мероприятиях.

Разработанное решение — мультиэкранное, с возможностью трансляции на мобильные устройства, в том числе находящиеся за пределами офиса. При этом управление всем контентом осуществляется из единого центра (сервер управления может размещаться как в локальной серверной комнате, так и в облаке). Система наделена определенным «интеллектом», в том числе по автоматизированному переключению контента на дисплее в зависимости от события. Например, если на улице пойдет дождь, фон может поменяться на максимально позитивный, чтобы поднять настроение сотрудников. Система интегрируется со средствами Wi-Fi-аналитики и видеоаналитики, а также «понимает» RFID-метки. Такая метка может находиться у сотрудника в пропуске, при поднесении которого к дисплею на экране будет отображаться персонифицированная информация.

ВИДЕО В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Помимо традиционно обсуждаемых на форумах «Бизнес-Видео» областей — ВКС, видеонаблюдение, корпоративное ТВ, системы Digital Signage, появляются и активно развиваются новые направления. Некоторые применения видео в промышленности представил в своем выступлении Павел Киселев, заместитель директора по развитию бизнеса ГК «Элекард». Это, в частности, оптическая дефектоскопия, адаптивная автоматизация процессов, техническое зрение роботов и беспилотных летательных аппаратов.

Технический директор компании «Элекард» Николай Милованов обращает внимание на все более активное использование видеотехнологий на производственных комплексах. Одно из направлений — информирование и обучение персонала, работающего на производственных линиях. Соответствующие решения во многом напоминают системы корпоративного ТВ или Digital Signage, только информационные панели устанавливаются непосредственно рядом с конвейером и/или иными рабочими местами. Помимо различных инструкций и подсказок, на них выводятся срочные сообщения и другая информация. Другое новое направление — системы технического зрения. Они уже применяются в сельском хозяйстве, машиностроении, металлургии и других отраслях промышленности и основаны на автоматическом анализе форм, цвета, структуры объектов, например, по синтаксису потока MPEG.

Прошедший форум только приоткрыл новые направления использования видеотехнологий, активное внедрение которых способно существенно повысить эффективность и конкурентоспособность компаний из самых разных отраслей промышленности. Будем следить за их развитием и информировать вас как в «Журнале сетевых решений/LAN», так и на портале «Бизнес-Видео» (www.osp.ru/bvideo).

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Купить номер с этой статьей в PDF