Ситуация на отечественном рынке широкополосного доступа в Internet и развивающегося сегмента интерактивных услуг во многом напоминает начальные этапы развития рынка услуг сотовой связи.

Согласно опубликованным в октябре данным Организации экономического сотрудничества и развития, число абонентов широкополосного доступа на июнь 2006 г. составило в мире 181 млн человек — на 33% больше, чем годом ранее. Между тем аналитики Ovum дают другие сведения: абонентская база достигла 227 млн на конец 2005 г., а число абонентов увеличилось на 35% (за рубежом широкополосным обычно считают канал со скоростью передачи данных от 2 Мбит/c). Однако рост абонентской базы замедляется (см. Рисунок 1), в связи с чем стали говорить о приближающемся насыщении рынка.

Рисунок 1. Рост числа абонентов широкополосного доступа.

В мире наиболее популярной технологией широкополосного доступа остается DSL (63%), за ней следуют кабельные сети (29%) и, с большим отставанием, все остальные технологии (8%), включающие в себя волоконно-оптические сети, спутниковый и беспроводной фиксированный радиодоступ. К середине текущего года в мире насчитывалось 164 млн пользователей DSL. За последний год их число выросло на 38%, а в странах Евросоюза — на 45%. О развитии европейского рынка свидетельствует и увеличение объема поставок мультиплексоров доступа DSL. По данным Gartner, если в I квартале текущего года поставки DSLAM в мире (в портах) выросли на 2%, то в регионе EMEA — на 11%.

Быстрыми темпами развивается и российский рынок связи и телекоммуникаций. По словам Жан-Пьера Вандромма, главного управляющего компании «Голден Телеком», в России ежегодно расходы на связь растут на 30%, а к 2010 г. объем этого рынка может составить 69-78 млрд долларов. В ближайшие три-четыре года отечественный рынок связи удвоится. Наиболее интересным и перспективным в «Голден Телекоме» считают рынок широкополосного доступа. Как отмечает Жан-Пьер Вандромм, самые успешные зарубежные операторы активно развивают именно этот сегмент, что позволяет предоставлять весьма разнообразные услуги, включая VoIP, IPTV, телефонию в среде Wi-Fi/WiMAX и др. Он полагает, что российский рынок широкополосного доступа напоминает рынок мобильной связи пять-семь лет назад, и в следующие три-четыре года «уровень проникновения» широкополосного доступа в России приблизится к зарубежным странам и составит 50-60%.

 

ОСВОЕНИЕ РЫНКА

По оценкам J'son&Partners в середине 2006 г. 1,82 млн квартир и домов в России имели широкополосный доступ в Internet по технологиям ADSL и Ethernet или сетям кабельного ТВ, причем спрос нарастал быстрее, чем прогнозировалось. Уже к концу года этой услугой будут пользоваться около 2,5 млн семей, а концу 2008 г. — примерно 6 млн. Как ожидается, рынок домашнего широкополосного доступа в Москве и области увеличится в 2006 г. в полтора раза, а в регионах — почти вдвое, причем по приросту числа линий широкополосного доступа Россия догоняет ведущие страны мира (см. Рисунок 2). Абонентов широкополосного доступа в столице и области станет больше на 155% (в прошлом году — на 200%), а в регионах — на 256% (против 321% годом ранее). По сравнению с годом предшествующим, в нынешнем объем российского рынка домашнего широкополосного доступа вырастет почти в два раза — с 210 до 380 млн долларов. Уже в первой половине года он превысил объем рынка коммутируемого доступа, хотя в России до сих пор насчитывается около 4 млн пользователей аналоговых модемов. По мнению Жан-Пьера Вандромма, через полтора-два года услуга коммутируемого доступа фактически исчезнет с рынка в связи с массовым переходом на широкополосный доступ. К концу следующего года рынок домашнего широкополосного доступа достигнет, по прогнозам J'son&Partners, 0,5 млрд долларов, причем главные события будут происходить в регионах, а доля Москвы и области через два года снизится с 55 до 35%.

Рисунок 2. Прирост количества линий широкополосного доступа во II квартале 2006 г. Россия пока не входит в десятку лидирующих по этому показателю стран мира — рост не более 1 млн линий в год.

В России 5,5 млн человек регулярно пользуются широкополосным доступом в Internet, правда, 80% из них — со своих рабочих мест. В отличие от уже освоенного корпоративного рынка, приносящего основные доходы провайдерам широкополосного доступа и альтернативным операторам, отечественный рынок домашнего широкополосного доступа продолжает активно формироваться. Поэтому он представляет значительный интерес для провайдеров, интеграторов и производителей оборудования. Однако, несмотря на высокие темпы развития, аналитики отмечают их снижение по мере становления данного сегмента (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика российского рынка широкополосного доступа для частных пользователей.

Распределение широкополосных подключений в России остается крайне неравномерным. По данным J'son&Partners, на Москву приходится 45%, на Московскую область — 10%, лишь 5% — на С.-Петербург и 40% — на остальные регионы. После инициированного «МТУ-Интел» (с его услугой СТРИМ) бума 2005 г. в столице продолжаются приток новых абонентов и активное строительство сетей, однако две трети новых подключений осуществляется в регионах, где имеется большой неудовлетворенный спрос на услуги широкополосного доступа. Что касается динамики московского рынка (см. Рисунок 4), то, по прогнозам J'son&Partners, к концу 2006 г. каждая четвертая квартира в столице будет иметь широкополосный доступ в Internet (очевидно, к таковому аналитики относят доступ со скоростью от 128 Кбит/c). За год «проникновение» услуги увеличится с 18 до 25%, а в 2009 г. приблизится к 50%. Доходы от услуг широкополосного доступа уже сейчас сопоставимы с доходами от местной телефонии (см. Рисунок 5), а в 2008 г. могут сравняться с ними. В частности, МГТС практически исчерпала источники увеличения доходов от услуг телефонии, поскольку тарифы вплотную приблизились к стоимости услуг мобильной связи.

Рисунок 4. Уровень распространения технологии широкополосного доступа в Москве.

Однако рост числа абонентов широкополосного доступа имеет свои инфраструктурные, экономические и маркетинговые ограничения, включая недостаточный уровень телефонизации и оснащенности кабельными сетями, неполное обеспечение АТС мультиплексорами доступа (DSLAM), недостаток пропускной способности магистральных сетей, высокую стоимость безлимитных тарифов за пределами Москвы, дефицит в регионах России провайдеров с общегородским охватом и сильным локальным брэндом. Кроме того, по словам Бориса Овчинникова, директора J'son&Partners, для 90-95% пользователей коммутируемого доступа переход на широкополосный будет означать существенный рост расходов или снижение объема потребления трафика. Он считает, что провайдеры (особенно региональные), предлагая новые услуги, еще не научились работать на рынке домашних пользователей, принципы которого существенно отличаются от корпоративного.

Рисунок 5. Доходы от предоставления услуг широкополосного доступа и местной телефонии для частных пользователей в Москве.

 

ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА

По данным J'son&Partners, доля ADSL среди различных технологий широкополосного подключения домашних пользователей в России за последний год выросла с 27 до 36%, а в начале следующего года доля сетей Ethernet опустится ниже 50%, хотя вероятным остается и другой сценарий, при котором провайдеры доступа по Ethernet сохранят свои позиции. В целом по России рост доли ADSL аналитики связывают с выходом на этот рынок межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» и введением безлимитных тарифов. В регионах доля подключений ADSL растет благодаря маркетинговой активности провайдеров, а также более широкому покрытию, чем у сетей Ethernet. В столице ситуация иная: ADSL стремительно распространяется с середины 2004 г., и в декабре прошлого года технология охватила 37% рынка, но на этом рост стабилизировался.

К достоинствам DSL в J'son&Partners причисляют максимальный и быстро достигаемый охват пользователей, возможность постепенного построения сети, относительно стабильное качество, наличие готовой инфраструктуры (телефонных линий), недорогой трафик за счет «эффекта масштаба». Многие пользователи предпочитают потратиться на модем ADSL и не прокладывать в квартире дополнительный кабель. Однако существуют как технологические ограничения (по скорости доступа и проценту обслуживаемых абонентов), так и организационные (недостаточная квалификация технических и абонентских служб провайдеров ADSL, слабое развитие внутрисетевых ресурсов) и рыночные (закрытость сегмента для новых игроков). Сети же Ethernet обладают хорошими возможностями масштабирования скорости и развитыми локальными ресурсами, а подключение новых пользователей не составляет труда. Вместе с тем, аналитики отмечают нестабильное и подчас непредсказуемое качество работы таких сетей, нерентабельность бизнеса в районах частной и малоэтажной застройки, фрагментированность рынка, где преобладают мелкие сети, сложность и дороговизну развития услуг в таких сетях.

Активно строятся и модернизируются сети кабельного ТВ, на базе которых формируются услуги с конкурентными тарифами. Их доля медленно растет, но остается очень небольшой — в пределах 5-7%. В эту категорию аналитики включают традиционные сети кабельного ТВ с широкополосным доступом по технологии DOCSIS и гибридные волоконно-коаксиальные сети (Hybrid Fiber-Coaxial, HFC), когда от оптического узла до абонента прокладываются две независимые сети — «витая пара» для Ethernet и коаксиал для ТВ.

В России опыт построения таких сетей имеют компании «Телеком Транспорт», «Вимком» и ряд других системных интеграторов.

На базе сетей HFC оператор предоставляет абонентам как базовые услуги (стандартные аналоговые телевизионные каналы), так и расширенный сервис — платное цифровое телевидение, телефонную связь, доступ в Internet. Например, сеть HFC компании ТКТ (С.-Петербург) обслуживают 14 тыс. абонентов. Компания предлагает услуги цифрового ТВ и широкополосного доступа в Internet и планирует запуск контентных проектов.

Владельцы сетей КТВ могут начинать с предложения услуг платного телевидения, спрос на которые в регионах пока еще выше, чем на широкополосный доступ в Internet, далее постепенно набирать абонентскую базу и расширять спектр услуг. В то же время такие сети имеют ограниченные зоны покрытия, а их строительство обходится дорого, поскольку требует прокладки кабеля и установки оборудования. Большинство же существующих сетей не готовы к поддержке новых услуг.

Долю прочих технологий домашнего широкополосного доступа в Internet (Wi-Fi, WiMAX, PLC, спутниковые каналы) аналитики считают пренебрежимо малой, однако ситуация на российском рынке меняется.

 

НОВЫЕ СКОРОСТИ — НОВЫЕ УСЛУГИ

Движущей силой современного рынка широкополосного доступа является многообразие услуг, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к пропускной способности, полагает Денис Бадретдинов, директор отдела фиксированных сетей доступа компании Huawei Technologies. Потребность в мультисервисных услугах способствует развитию широкополосного доступа во всем мире, благодаря чему открываются неплохие перспективы перед операторами фиксированных сетей связи. Традиционные услуги передачи голоса уже не обеспечивают роста прибыли, тогда как предоставление большего количества разнообразных услуг различным категориям абонентов означает новые возможности ее увеличения.

И в мире, и в России рост числа пользователей стандартных для сетей широкополосного доступа услуг начинает замедляться, и операторы направляют маркетинговые усилия на продвижение новых предложений, например IPTV, подчеркивают в компании «Синтерра-Медиа». Ими движет стремление сохранить объем оборотов от предоставляемых услуг голосовой связи и Internet и увеличить ежемесячный доход на абонента (ARPU). При этом альтернативным операторам, стремящимся выйти на рынок голосовой связи, в отличие от традиционных операторов, в большей степени свойственна ориентация на бизнес-модель Triple Play.

Как отмечает Сюй Сюемин, вице-президент Huawei в регионе СНГ, в условиях снижения ARPU операторы вынуждены искать новые бизнес-модели и переходить от продажи доступа к продаже «наполнения» — контента. По мнению большинства исследователей, наиболее выигрышным сервисом является IPTV, причем эта услуга превращается в ключевой инструмент конкурентной борьбы и понимается не как «телевидение по IP», противостоящее другим видам телевещания, а как интерактивное комплексное решение, объединяющее возможности ТВ, компьютера и Internet. В результате абоненту предоставляется на базе оборудования IPTV большое количество услуг, включая викторины, электронную торговлю, интерактивные игры, видео по запросу, виртуальный видеомагнитофон и др., хотя на этапе внедрения IPTV операторы обычно ограничиваются услугами BTV (телевещание) и VoD (видео по запросу). Интерактивность — основное преимущество VoD перед эфирным и кабельным ТВ, считает Александр Косырев, директор по развитию «АМТ Груп». Будущее IPTV — за разработкой интерактивных сервисов и предоставлением разного контента для разных категорий абонентов.

Если для передачи данных, VoIP, видеоконференций, интерактивных игр и цифрового ТВ (H.264) достаточно 1,4-2 Мбит/с, то для HDTV требуется 6-8 Мбит/c. В случае проблем с пропускной способностью на «последней миле» возможным выходом становится передача видео в формате MPEG4, однако сегодня преждевременно говорить о широком внедрении MPEG4, поскольку 95% агрегируемого контента распределяется в формате MPEG2, отмечают в «АМТ Груп». Между тем форматы MPEG2 и MPEG4 существенно различаются по требованиям к пропускной способности. Для MPEG2 SD (720х576) — это 3-5 Мбит/с, для HD (1280х720) — 15-20 Мбит/с. Для MPEG4 требования уменьшаются, соответственно, до 1,2-1,4 и 4 Мбит/с при том же разрешении.

Стремясь преодолеть присущие медным линиям ограничения, провайдеры развертывают более современные технологии DSL — ADSL2 и ADSL2+ (до 26 Мбит/c на расстоянии до 2,5 км), VDSL2 — до 100 Мбит/c на расстоянии в сотни метров в обоих направлениях.

В этой связи общей тенденцией становится подключение оборудования доступа (DSLAM) к оборудованию оператора по оптическому каналу и перенос его ближе к абонентам, что дает возможность увеличить скорость на более коротких участках «меди». Такая комбинация FTTx и DSL позволяет оптимизировать структуру сети, считают в Huawei, и предоставить большее количество услуг. При этом операторское оборудование должно поддерживать все услуги Triple Play (см. Рисунок 6), гибкое управление и разносторонние политики SLA.

Рисунок 6. Схема организации связи на уровне доступа.

Как отмечалось на прошедшем в октябре форуме «Инвестиции в цифру», в России активный рост числа пользователей Internet обеспечивается в основном за счет снижения тарифов, однако для сохранения ARPU необходимо внедрять новые услуги, в первую очередь IPTV. Аналитики оценивают объем российского рынка IPTV менее чем в 3 млн долларов, между тем, по данным J'son&Partners, в стране действует не менее 20 провайдеров IPTV, предоставляющих эту услугу десяткам тысяч абонентов. Появившиеся специализированные поставщики контента и «концентраторы контента» собирают его из разных источников, решая вопросы с лицензированием.

Увеличение пропускной способности сетей и появление новых технологий сжатия видеосигнала привели к тому, что технически стало возможно без особых затрат доставить видеосигнал до массового потребителя, не обязательно владеющего ПК. Несколько лет назад это обходилось слишком дорого, а решения были очень сложными, теперь аналитики прогнозируют бурное развитие рынка. По данным The Diffusion Group (TDG), число пользователей IPTV в мире вырастет в 2010 г. до 34 млн (по сравнению с 2 млн в 2005 г.). В Gartner настроены более оптимистично и считают, что к этому времени в мире будет насчитываться 48,8 млн абонентов IPTV, а, по прогнозам ABI Research, в 2011 г. количество одновременных потоков VoD возрастет до 163 млн (в 2005 г. — 1,67 млн). Не менее стремительно станет увеличиваться число пользователей Internet-ТВ (потокового видео в Internet более низкого качества). В Alcatel прогнозируют расширение данной аудитории с 3 до 100 млн к 2010 г., т. е. в 33 раза за четыре года!

Между тем, по мнению Игоря Масленникова, президента CTI, «точек пересечения» между IPTV и Internet-видео сегодня нет. Для последнего свойственны серьезные ограничения по пропускной способности (как правило, речь идет о небольших видеороликах или потоковом видео невысокого качества). С внедрением в сетях IPTV телевидения высокой четкости (HDTV) эти услуги уйдут в еще больший «отрыв» от видео в Internet. Однако увеличение скорости доступа может заметно поднять популярность Internet-ТВ, сделав его серьезным конкурентом IPTV, тем более что ПК нетрудно подключить к телевизору. Как считает Александр Малис, старший вице-президент «Корбины Телеком», в ближайшее время можно ожидать бума видеоконтента, специально созданного для Internet. Поэтому «Корбина» активно развивает Internet-ТВ.

По прогнозам TDG, в 2010 г. 75% услуг IPTV в мире будут оказывать всего несколько крупных операторов. В этой связи аналитики отмечают активные сделки по слияниям и поглощениям и, как следствие, консолидацию российского рынка платного ТВ (см. Таблицу 1), что будет способствовать увеличению абонентской базы и развитию технологий. В настоящее время участники рынка сосредоточены на строительстве сетей и региональной экспансии, активно приобретая ресурсы в надежде на то, что 2006 г. станет годом прорыва в сегменте платного ТВ.

Таблица 1. Российский рынок кабельного ТВ консолидируется.

С завершением объединения региональных активов начнется этап активного привлечения абонентов. В «iKS Консалтинг» ожидают роста конкуренции платного ТВ (см. Рисунок 7) со средой Internet, увеличения мультисервисных предложений, расширения и интерактивности медиа-контента, дальнейшего развития новых бизнес-моделей вслед за технологическим развитием сетей. В целом российский рынок будет следовать зарубежному опыту с отставанием в один-два года.

Рисунок 7. «Расстановка сил» на российском рынке платного ТВ.

В J'son&Partners считают, что ключевым фактором, определяющим темпы роста IPTV в России, является распространение широкополосного доступа. Если за рубежом развитие IPTV сдерживается наличием большой абонентской базы альтернативных платформ платного ТВ, то в России ему препятствует высокая стоимость контента и модернизации сетей, новизна технологий «видео по IP», необходимость интеграции различных модулей и продуктов. IPTV рассматривается как интегрированное решение, объединяющее множество различных компонентов, включая транспортную сеть и сеть доступа, видеосерверы, ПО промежуточного слоя, головные станции, телеприставки (STB).

По словам Михаила Силина, генерального директора компании «Комкор-ТВ» (мультисервисная сеть «Акадо»), IPTV активно конкурирует с цифровым ТВ (кабельные сети) — это более универсальная технология, а оборудование (включая абонентское) заметно дешевле. Сегодня в России услуги IPTV предоставляют операторы кабельных и телефонных сетей (последние уже располагают готовой инфраструктурой), основным же сдерживающим фактором является тем не менее высокая стоимость абонентских устройств. Первый российский оператор IPTV, компания «МТУ-Интел», предлагает необходимое оборудование (модем ADSL и телеприставку) почти за 200 долларов. При этом базовый вариант (38 каналов) самой услуги СТРИМ-ТВ в сочетании с безлимитным доступом в Internet на скорости 1 Мбит/c обойдется в 30 долларов ежемесячно.

Как ожидается, российский рынок IPTV будет демонстрировать высокую динамику роста. Если сейчас число абонентов IPTV немногим превышает 50 тыс., то в 2008 г. их станет более 200 тыс., а в 2009 г. — около 380 тыс., прогнозируют >в J'son&Partners. Однако по обороту он заметно уступает рынку кабельного и спутникового ТВ, который в текущем году, по данным «iKS Консалтинг», составит 450 млн долларов. При всего 40 тыс. абонентов IPTV в Москве абонентская база платного ТВ выросла со 184 тыс. клиентов в 2005 г. до 262 тыс. в I квартале 2006 г. Рынок постепенно движется к «двухсервисным пакетам» и Triple Play, и успех платного ТВ будет определяться, в первую очередь, развитием услуг Internet. Пример запуска брэнда «Акадо» и позиционирование компании в качестве мультисервисного провайдера показывают, что Internet является хорошей предпосылкой для развития услуг КТВ.

Алексей Шишов, генеральный управляющий группой компаний «В-Люкс», в числе современных тенденций выделяет «глубокое» проникновение оптики (вплоть до FTTH), появление услуг «видео по IP» в гибридных сетях кабельного телевидения, первые проекты трансляции широковещательного ТВ через пассивные оптические сети (PON), реализацию услуг VoD на базе IPTV посредством технологии DOCSIS. Для мониторинга работы сетей кабельного ТВ вместо обратного канала все чаще используются сети Ethernet. Сегодня при строительстве сети кабельного ТВ оператор может реализовать практически любую концепцию. «Адресные» услуги наподобие VoD внедряются как на основе технологии IP, так и по коаксиальной сети доступа с помощью шлюзов. В сетях кабельного ТВ применяются усовершенствованные технологии передачи данных (Wideband DOCSIS 3.0), новейшее оборудование — оптические узлы и приемники зарубежных и российских производителей, например оптический узел ОУК-800-SR от «Стандартелекома». Продукция отечественных производителей успешно функционирует в сетях доступа (см. врезку «Российская продукция для российских операторов»), особенно в нишевых решениях.

Зарубежные производители оборудования для сетей кабельного ТВ проявляют заметную активность на российском рынке. Некоторые из них предлагают универсальные решения IPTV. У Thomson оно включает в себя ПО промежуточного слоя, видеосерверы, оборудование кодирования, стримеры, приборы для контроля сигналов и т. д. Новые продукты поддерживают большое количество видеопотоков с низкой стоимостью за каждый. Недавно Huawei представила новое решение IPTV, лучше отвечающее потребностям пользователей. Фактически компания предлагает полное решение IPTV с открытой архитектурой (в том числе видеосерверы, STB, OSS/BSS, ПО промежуточного слоя и т. д. — за исключением головных станций), сотрудничая в этой области с Harmonic, Tandberg, IBM, HP и целым рядом других поставщиков. Cisco наряду с Ethernet FTTH продвигает решение Cisco Wideband, предоставляющее абонентам сетей HFC высокую скорость — до 1 Гбит/с. В составе — система терминирования Cisco uBR10012 Cable Modem Termination System (CMTS) с поддержкой DOCSIS 3.0, системы модуляции Scientific Atlanta Continuum DVP XDQA24 Edge QAM (до 24 входящих каналов QAM) и широкополосные кабельные модемы Scientific Atlanta и Linksys.

Проекты FTTH (волокно в квартиру) для России пока большая редкость, однако все больше строится сетей FTTB (волокно в дом), а абоненты гибридных волоконно-коаксиальных сетей HFC (на 500-3500 абонентов), по оценкам Сергея Дмитриева, генерального директора компании «Мультирегион», составляют около 20% телеаудитории. Что касается IPTV, то время массового спроса на эту услугу пока не пришло, полагает он. По мнению Алексея Шелестенко, старшего консультанта J'son&Partners, в развитии новых услуг, включая IPTV, будут лидировать провайдеры ADSL, поскольку наличие большой абонентской базы позволяет им успешнее развивать данный вид сервиса по сравнению с владельцами малых сетей Ethernet, хотя в России есть примеры тестовой эксплуатации сетей IPTV, насчитывающих менее 10 тыс. абонентов.

Услуги IPTV вовсе не гарантируют успеха: операторам необходимы значительные инвестиции не только в развитие сетевой инфраструктуры, немалых денег требуют выход на рынки контента, технологическая инфраструктура предоставления видеоуслуг, подготовка сети широкополосного доступа к пропуску видеотрафика, развертывание систем управления и обслуживания абонентов (OSS/BSS). Внедрение новых сетевых технологий связано со значительными рисками. Условием успешного вывода услуг IPTV является возможность дифференциации услуги и придания ей уникальных черт. В эволюции услуг IPTV в J'son&Partners выделяют несколько этапов: предоставление теле- и радиоканалов без заметных конкурентных преимуществ перед КТВ; видео по запросу (VoD), «виртуальный видеомагнитофон»; HDTV и музыкальный контент; интерактивная реклама, чат, многоканальные трансляции, интерактивные игры, электронная почта и Web на ТВ, ТВ + Web-камера, видеоконференции, видеочат, пользовательский контент.

На первом этапе не обойтись без существенных затрат, поэтому проект может приносить очень малую прибыль. Предложение VoD позволяет повысить доход, а промежуточным этапом перехода к услуге становится «виртуальный кинозал» (Pay-per-View). В России уже реализуются и эти две услуги, и «виртуальный видеомагнитофон». Совершенно новое качество предоставляют услуги HDTV. Их внедрения в нашей стране в J'son&Partners ожидают в 2008 г. Переход к последнему (самому прибыльному) этапу относят к 2010-11 г., когда у нас будет насчитываться более 600 тыс. пользователей IPTV (см. Рисунок 8). За год-полтора операторам предстоит накопить «критическую массу» для развертывания новых услуг.

Рисунок 8. Динамика роста абонентов IPTV. Накопление критической массы абонентов для внедрения новых услуг будет продолжаться в 2007-2008 гг. В дальнейшем IPTV как услуга начнет «продавать себя» сама благодаря своим конкурентным преимуществам.

Как отмечает Виктор Пинчук, вице-президент «НКС-Инвест» и генеральный директор компании ТКТ, услуги Triple Play в классическом виде отсутствуют в России. Между тем предлагать набор услуг по одному кабелю стали компании, ранее концентрировавшиеся лишь на предоставлении доступа в Internet. Активную роль на рынке начинают играть и компании «Связьинвеста», владеющие телефонными сетями во многих городах, они привлекают абонентов широкополосного доступа в Internet и ТВ. Новые игроки, приходящие из разных сегментов, пытаются работать в смежных областях, используя возможности интеграции услуг. В российских «мультисервисных» сетях доступа наибольшее распространение наряду с доступом в Internet получили услуги аналогового и цифрового ТВ, охранной сигнализации и телеметрии.

Александр Косырев считает, что потребители услуг нуждаются в минимизации проблем (единая оплата, единое обслуживание, решение всех вопросов за один звонок, единая сетевая инфраструктура в квартире). Для операторов же важными критериями являются масштабируемость выбираемой платформы, возможность ее специализации и добавления интерактивных сервисов, поддержка мощной обработки видеосигналов, использование отработанных технологий, гибкость и применение открытых стандартов и протоколов. Для минимизации капитальных затрат при выходе на рынок IPTV предпочтительнее «многовендорный» подход, в том числе и в отношении выбора оборудования головных станций и всей надстройки для предоставления интерактивных услуг IPTV, по-скольку каждый производитель специализируется на определенных технологиях, а задача оператора состоит в том, чтобы с минимальными затратами построить гибкую платформу, способную реализовать максимальное количество услуг. Один из ключевых факторов успешной коммерческой эксплуатации услуг IPTV — открытость платформы и использование общепринятых стандартов.

По убеждению специалистов «АМТ Груп», важнейший инструмент для генерации дополнительной прибыли при минимизации OPEX — это ПО промежуточного слоя (middleware), обеспечивающее формирование «интерактивного продукта». Оно должно быть тесно интегрировано со всеми компонентами платформы — серверами VoD, системой условного доступа, интерфейсом STB, головной станцией. Интеграция абонентской приставки STB с системой условного доступа, применяемой оператором, гарантирует сбор абонентской платы. ПО промежуточного слоя формирует информацию для системы биллинга. Основная доля затрат на начальном этапе приходится на абонентские приставки, промежуточное ПО и систему условного доступа (см. Рисунок 9). Наиболее быстрый рост абонентской базы (5-7 тыс. за первый год) обеспечивает активная маркетинговая стратегия при оплате за подключение к услуге на уровне себестоимости абонентского оборудования или ниже. В этом случае, как подсчитали в «АМТ Груп», операционной окупаемости проекта можно достичь за год-полтора, а полной окупаемости — за три. Однако при выходе на новые рынки норма прибыли поначалу, вероятнее всего, снизится из-за малой абонентской базы, отсутствия компетенции в смежных областях и сложности ориентации во всех трех сегментах, считает Виктор Пинчук.

Рисунок 9. Структура капитальных затрат оператора, предоставляющего услуги интерактивного ТВ, на первом этапе — 500 абонентов.

Крупнейшим российским провайдером широкополосного доступа в Internet является «МТУ-Интел». У компании более 300 тыс. частных пользователей, свыше 14 тыс. корпоративных клиентов и 40 тыс. абонентов IPTV. В сентябре в рамках услуг СТРИМ-ТВ запущен сервис VoD — первый полномасштабный проект такого рода в России и СНГ. В Москве сеть доступа с пропускной способностью 10 Гбит/c объединяет около 240 узлов, три крупных технических центра с сервисными платформами, крупнейшую магистральную сеть для выхода на зарубежных операторов в Стокгольме и Франкфурте. Для предоставления услуг СТРИМ применяются продукты около трех десятков производителей. По словам Виктора Белова, технического директора «МТУ-Интел», интеграция этих компонентов в условиях отсутствия стандартов на IPTV — очень сложная проблема, поскольку, несмотря на общие стратегии интеграции и конвергенции, производители используют разные подходы к реализации схожих задач.

Чтобы не отличаться от других провайдеров услуг платного ТВ одной лишь транспортной технологией, в «МТУ-Интел» активно работают над предложением дополнительных «нетелевизионных» услуг. По существу — это услуги широкополосного доступа (игры, информационные каналы, СТРИМ-Фото, продажа цифровой музыки), но при этом монитор компьютера заменяет экран ТВ. 90% усилий по их внедрению приходится на разработку пользовательского интерфейса. Конечно, такой подход имеет серьезные ограничения, поскольку телеэкран не приспособлен для отображения текста (одна из наиболее серьезных проблем IPTV). Отчасти справиться с недостатками разрешения при большом количестве текста и графики на экране и добиться повышения информативности пользовательского интерфейса поможет распространение HDTV.

«МТУ-Интел» остается лидером российского рынка широкополосного доступа с долей около 40%, а число абонентов СТРИМ-ТВ увеличивается, по данным компании, примерно на 25% ежемесячно. В числе ближайших конкурентов — «Комкор-ТВ» (сеть «Акадо»), «Корбина Телеком» и «Центральный телеграф» (сеть Qwerty), каждый из них контролирует, по оценкам J'son&Partners, 5-7% рынка. Группа «Комкор» планирует развернуть решение VoIP операторского класса и предоставлять услуги VoIP и широкополосного доступа с использованием технологий NGN от Nortel, в которые заложена возможность перехода на IMS.

Рисунок 10. Согласно прогнозам IDC, по мере распространения широкополосного доступа в Центральной и Восточной Европе переходить на VoIP станет более массовым.

В эпоху начинающегося бума IPTV Internet-телефония оказалась чуть ли не на втором плане, однако, согласно прогнозу Gartner, этот рынок сулит еще более щедрые прибыли. Мировой рынок услуг ИТ, связанных с миграцией на VoIP, будет расти более чем на 36% в год и к 2010 г. достигнет 15 млрд долларов (см. Рисунок 10). Крупные зарубежные операторы, например Vonage, предоставляют услуги VoIP частным абонентам. По данным отчета In-Stat «2006 Consumer Broadband Survey», в США 23% домовладельцев используют VoIP. Сегодня все чаще говорят о дополнении «голоса» возможностями видео. Кроме того, индустрия Skype породила целый класс новых продуктов — телефонных аппаратов («скайпфонов») с поддержкой USB (см. Рисунок 11) или Wi-Fi, сертифицированных для работы со Skype.

Рисунок 11. Buffalo представила клавиатуру USB стоимостью 59 долларов, оснащенную дополнительными 13 мультимедийными клавишами и встроенным телефоном для разговора по Skype.

По словам Игоря Масленникова, с развитием широкополосного доступа, появлением новых услуг IP и сервисов Internet, традиционным рынкам (связи, развлечений и массовой информации) придется существенно перестраивать свои бизнес-модели. Рынок IPTV явно не намерен ограничиваться воспроизведением набора услуг платного ТВ и становится одним из наиболее заметных участников этого процесса. Несмотря на системную сложность и высокие требования к пропускной способности, IPTV обладает целым рядом достоинств, включая интерактивность, персонализацию, возможность добавления новых услуг. Вполне вероятно, что эволюция STB превратит телеприставки в медиа-центры и игровые консоли с функциями доступа к сети, появятся «интегрированные» STB со встроенным шлюзом, видеокамерой, жестким диском. Следствием внедрения IPTV и HDTV должна стать конвергенция моделей потребления услуг, а телевизор превратится в «окно в мир Internet».

Как отмечают в J'son&Partners, в российских регионах начался настоящий инвестиционный бум, что выражается в активной скупке провайдеров Internet (прежде всего, владельцев сетей Ethernet) и крупных инвестициях в строительство сетей городского масштаба для предоставления услуг Triple Play. Между тем, если исходить из мирового опыта, корпоративный рынок широкополосного доступа еще далеко не исчерпал свой потенциал. По данным Point Topic, корпоративные пользователи с готовностью приобретают у провайдеров дополнительные услуги (VAD) — обеспечение безопасности ИТ, услуги доступа к приложениям, IP VPN, VoIP, удаленное резервное копирование и видеоконференц-связь. В прошлом году их мировой объем вырос на 142% и достиг 9 млрд долларов. Доход от среднестатистического пользователя услуг VAD у провайдеров увеличился за год с 15 до 26 долларов. В Северной Америке, как сообщает Ovum/RHK, провайдеры получили от корпоративных клиентов 16,6 млрд долларов, и, по мнению аналитиков, провайдерам есть куда расти.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.


 

Российская продукция для российских операторов

Наряду с известными зарубежными производителями, заметно активизировавшими продвижение своих решений доступа, обновление и консолидацию продуктовых линеек продолжают и российские поставщики.

Так, Zelax в этом году приступила к продвижению мультисервисной конвергентной платформы Zelax-ММ. Она имеет единую модульную аппаратную и программную архитектуру, что позволяет подбирать конфигурацию модулей, необходимую для решения конкретной задачи пользователя. Архитектура платформы Zelax-ММ обеспечивает одновременную передачу трафика по технологиям, TDM и коммутации пакетов, а использование унифицированных модулей в линейке оборудования облегчает настройку и управление всей цепочкой устройств. В настоящее время платформа включает мультисервисные коммутаторы NGN, мультисервисные и мультипротокольные маршрутизаторы, мультиплексоры, мультиплексоры TDMoIP, конвертеры интерфейсов и другие базовые модули. Последняя разработка на платформе Zelax-ММ — мультисервисные коммутаторы Zelax ММ-201, ММ-202, ММ-205 с интерфейсами Ethernet 10/100BaseTX, слотами для расширения и кросс-коннектором. Эти устройства предназначены для создания сетей NGN и предоставления услуг Triple Play на основе разнородных сред передачи данных. Оборудование получило «Декларацию о соответствии» Федерального агентства связи РФ.

Свою линейку продуктов продолжает консолидировать и NSG, выпуская новые изделия и снимая с производства устаревшие. Компания начала поставки новых высокопроизводительных устройств доступа NSG-700 для подключения удаленных офисов, банкоматов, терминалов POS, объектов удаленного управления. NSG-700 может соединяться с сетью по различной физической среде, в том числе по сотовым сетям всех основных стандартов, включая высокоскоростные технологии GSM EDGE и CDMA 2000 EV-DO (до 2,4 Мбит/с). Для медной «последней мили» NSG подготовила к выпуску обширное семейство продуктов SHDSL-bis (до 5,7 Мбит/с по одной паре), включая одно-, двух- и четырехпортовые интерфейсные модули к своим маршрутизаторам (как ныне выпускаемым, так и вновь разрабатываемым), автономные модемы, мосты и конвертеры E-1 поверх SHDSL. Часть из этих продуктов уже поступила в продажу, остальные ожидаются в течение ближайших месяцев. Кроме того, в некоторых моделях имеется оптический интерфейс Fast Ethernet. Вся продукция NSG проходит плановую сертификацию. NSGate, разрабатывающая шлюзы IP-телефонии, устройства для TDM, xDSL и волоконно-оптических систем, в начале осени представила пилотные образцы новых модульных шлюзов VoIP NSGate-4000 и NSGate-3900 с возможностью комбинации портов FXS или FXO.

Серия модемов Sigrand SG-16 обеспечивает передачу со скоростью до 6 Мбит/c по одной паре и поддерживает наиболее популярные интерфейсы: Ethernet, G.703/G.704 и V.35. «Сигранд» сертифицировала в октябре все свое оборудование, получив «Декларации о соответствии» ФАС. Надежность и высокие технические параметры семейства модемов и мультиплексоров SG-16 были отмечены золотой медалью на выставке «Сибсвязь-2006».

Группа «Натекс» сертифицировала в октябре оборудование Nateks-Multilink W и Nateks-Multilink L. Система фиксированного широкополосного беспроводного доступа Nateks-Multilink W с пропускной способностью до 30 Мбит/с и рабочей дальностью до 40 км работает в топологиях «точка-точка» и «точка-несколько точек», предназначена для организации сетей доступа средних и крупных операторов и провайдеров услуг или корпоративных сетей и поддерживает QoS для приложений реального времени. С помощью оборудования фиксированного беспроводного доступа Nateks-Multilink L («последняя миля» и транспорт в магистральные сети) на основе Wi-Fi в диапазонах 2,4, 5,1-5,3 и 5,5-5,8 ГГц можно быстро организовать связь с удаленными районами и предоставить пользователям комбинированные услуги передачи данных, голоса и видео в общем потоке IP (Triple Play). Кроме того, в продуктах Nateks-Multilink представлены новые разработки в области широкополосного беспроводного доступа, включая стандарты семейства 802.16 (форум WiMAX).

В арсенале компании «Натекс» присутствует широкий спектр решений для построения мультисервисных сетей абонентского доступа — оптические системы, мультисервисная транспортная платформа FlexGain, модемы ADSL, интеллектуальные коммутаторы Ethernet L2/L3, продукты SoftSwitch, шлюзы VoIP, интегрированные операторские решения Triple Play. В сентябре принадлежащая ей система мониторинга и конфигурирования телекоммуникационной сети FlexGain View версии 1.1 была развернута в рязанском филиале «ЦентрТелекома». Она позволяет повысить эффективность обслуживания кабельных линий связи.

«Лайтком» предлагает управляемые коммутаторы Fast Ethernet второго уровня для применения в корпоративных сетях и сетях ETTH провайдеров. Они применяются в домовых сетях на уровне доступа для подключения пользователей, в качестве центрального или оконечного коммутатора в распределенных корпоративных сетях. Интересное направление продукции «Лайтком» — интеграция систем «удаленного присутствия» и технологии Ethernet, например, управляемые коммутаторы, позволяющие удаленно контролировать состояние шлейфов сигнализаций и различных датчиков, а также серия устройств NetPing, способных не только постоянно отслеживать состояние сети, но и непосредственно управлять подключенными к ним устройствами.