05.02.2013 12:04 Автор: Наталья Дубова

1211 прочтений

"Бизнес хочет разговаривать с ИТ на языке сервисов"

наталья калимановаНаталья Калиманова, руководитель департамента программных решений группы Arbyte, делится своими взглядами на проблемы управления ИТ.

— Какие вы видите основные тенденции в области ITSM на российских предприятиях?

Прежде всего, это рост рынка ITSM в России – увеличение количества компаний, которые собираются или начали внедрение управления ИТ-сервисами. Связано это прежде всего с требованиями бизнеса, который хочет разговаривать с ИТ на языке сервисов, а не производить дозакупки очередных ИТ-активов.

Развивается мобильный ITSM. Сегодня мы становимся свидетелями настоящей «технологической революции», по объему производства и продаж мобильные устройства превосходят стационарные компьютеры.

Совершенствуются технологии Service Desk и обеспечивается более высокая степень автоматизации соответствующих процессов. Например, есть возможность организовать полностью автоматизированный процесс согласования и установки программного обеспечения из магазина услуг пользователям. В России расширился и продолжает расширяться доступный для заказчиков спектр решений Service Desk высшего мирового уровня (по рейтингам компаний Gartner, Pink Verify), которые поддерживаются соответствующими командами внедрения и сопровождения и имеют локализованный пользовательский интерфейс. При этом цены на такие системы теперь могут составить конкуренцию отечественным предложениям. Так что выбор у заказчиков стал больше, и качество решений также растет.

— Ваша компания активно продвигает на российском рынке дисциплину и технологии управления ИТ-активами (IT asset management, ITAM). Насколько они востребованы нашими предприятиями? Видите ли вы корреляцию между уровнем реализации ITSM и ITAM в компаниях?

Как партнеры международной ассоциации менеджеров по управлению ИТ-активами (IAITAM), мы наблюдаем рост интереса российских заказчиков к методологии ITAM. Сегодня Arbyte предлагает в России и СНГ на русском языке курсы по управлению программным (CSAM) и аппаратным (CHAMP) обеспечением с сертифицированными учебниками на английском языке. Это позволяет при обучении получить исчерпывающие ответы на все вопросы и одновременно познакомиться с мировой терминологией в первоисточнике. Такой подход, с одной стороны, упрощает понимание материала, а с другой — обеспечивает хороший тренинг для сдачи сертификационного экзамена и получения международного сертификата.

Что касается практических результатов, то в этом плане интересен наш проект в компании «Башнефть» по управлению ИТ-активами, который победил в конкурсе «Лучший проект 2012 года» в результате закрытого голосования на портале Global CIO.

Скорее всего, нужно говорить не о корреляции, а о взаимодополнении ITAM и ITSM. Мы общались со специалистами компаний, в которых ITSM внедрен на самом высоком уровне. Однако в направлении ITAM у них есть явные пробелы. У методологий и практик ITSM и ITAM разный фокус – ITSM направлен на совершенствование ИТ-услуг, ITAM – на повышение эффективности и снижение рисков использования ИТ-активов. Внедрение практик ITAM требует от ИТ-службы согласованной работы со смежными подразделениями компаний, такими как финансовый, юридический отделы, отдел кадров и т. д., и подразумевает более тесное «вплетение» в нервную систему предприятия, чем внедрение процессов ITIL. Зачастую это бывает сложнее. Поэтому внедрение процессов управления ИТ-активами требует внимания не только ИТ-руководителя, но и руководителей бизнес-подразделений.

Если говорить об интеграции ITAM и ITSM, то можно привести следующий пример: исполнение заявки на предоставление ИТ-актива передается в систему Service Desk, а по окончании процесса в Service Desk информация возвращается в систему управления ИТ-активами, что приводит к изменению параметров по этому типу ИТ-активов.

— Как, на ваш взгляд, меняют подходы к управлению ИТ такие важные технологические сдвиги, как облака, мобильные технологии? Какое это находит отражение в проектах компании Arbyte?

И облачные, и мобильные технологии — это прежде всего огромные возможности роста функциональности и производительности для бизнеса и лучшего распределения и экономии ресурсов. Собственно, поэтому сейчас и происходит такое бурное их развитие. Однако наряду с огромными возможностями для бизнеса возникает необходимость в специальных подходах к управлению, и это верно как для облаков, так и для мобильных технологий. Например, далеко не все ИТ-службы сегодня технически готовы обеспечить такую глобальную инициативу, как BYOD.

В портфеле решений Arbyte сегодня есть предложение по управлению мобильными пользовательскими устройствами, работающими на всех современных платформах, с единой консоли. Это решение уже внедрено в крупных корпоративных распределенных структурах и позволяет выполнить широкий спектр задач управления мобильными устройствами. В решении Arbyte по инвентаризации аппаратного обеспечения с использованием штрихкодов мобильные устройства используются для сбора и передачи инвентарной информации на консолидирующие системы.

Если говорить об облачных решениях, то в портфеле Arbyte есть предложения для построения систем технологического управления ИТ-системами и Service Desk, реализованные как для частного, так и для публичного облака. Например, в одной из известных фармацевтических компаний уже несколько лет работает решение Arbyte по управлению компьютерными системами в аптечных киосках по всей стране через LANDesk Cloud Services Appliance. Решение Arbyte для управления банкоматами и терминалами оплаты, внедренное в ряде банков, также использует элементы облачных технологий. Решение Verismic Power Manager, продвигаемое Arbyte в рамках инициативы Green IT по экономии энергопотребления, имеет реализацию на облачной инфраструктуре. Специалистов в области управления ИТ-активами и, в частности, управления лицензиями заинтересует решение Arbyte для управления «облачными лицензиями», используемыми корпоративным сектором.

Так что можно сказать, что и мобильность, и облачные технологии занимают значимое место в решениях Arbyte.

— Какие темы за рамками ITSM в области управления ИТ вам представляются наиболее важными для обсуждения? В чем их актуальность для российских компаний?

Представляет интерес тема экологии нашей работы и нашей жизни, и, как один из элементов экологической программы, снижение энергопотребления компьютерных систем. Управление энергопотреблением является наиболее эффективным мероприятием в линейке инициатив Green IT по соотношению между затратами и возвратом инвестиций и позволяет, помимо экологического эффекта, получать до 60 долл. экономии в год на каждый ПК. Кроме того, эта тема находится в фокусе внимания государственного регулирования.

Тема информационной безопасности с развитием технологий не только не теряет своей актуальности, но и приобретает все большее значение. Сейчас Arbyte готовит решения в этой области, в частности для управления паролями пользователей, управления и мониторинга прав доступа к различным ресурсам и т. д.

Еще одна тема — качество эксплуатации систем управления ИТ, имеющихся в распоряжении предприятий. Инструментарий сам по себе не является гарантом его эффективной работы в компании. Необходим комплексный подход, включающий описание процессов работы инструментария, их совершенствование в соответствии с потребностями организации, наличие грамотных специалистов и их обучение. Зачастую меняется команда ИТ, и вслед за ней меняется инструментарий. Сегодня в линейке предложений Arbyte есть услуги, которые позволят заказчику, по сути, передать на внешнее обслуживание, например, управление инструментарием компании LANDesk Software, партнером которой является Arbyte.

 

blog comments powered by Disqus