ПРОГНОЗЫ РУДОЛЬФА Анкофера благоприятны для российского бизнеса (Фото: Distree)
ПРОГНОЗЫ РУДОЛЬФА Анкофера благоприятны для российского бизнеса (Фото: Distree)

В этом году традиционный Distree IT Channel Forum впервые прошел не в Подмосковье, а в Санкт-Петербурге. Форум, собирающий представителей компаний-производителей, дистрибьюторов и партнеров второго уровня, как и все последние годы, состоял из двух частей — «розничной» Digital Consumer Channel и «интеграторской» Digital Business Channel. Но, как и годом ранее, «потребительская» часть доминировала. И если в прошлом году (см. «Для блага человека», Computerworld Россия, № 22, 2010) общее внимание привлекла «трехмерность», то на этот раз более заметное, чем ранее, место заняли продукты развлекательные — летательные устройства, управляемые с iPhone, комплекты вида «наклейка на корпус ноутбука — коврик для мыши — мышка», расписанные в едином стиле, и т. д. В целом же на выставке, сопровождавшей конференцию, доминировали мобильные устройства и средства доступа в Интернет.

Традиционно взгляд на состояние и динамику рынка представила компания GfK, специализирующаяся на исследованиях «пользовательских» товарных групп — ноутбуков, ПК, мониторов и т. п.

Как отметил Рудольф Анкофер, директор GfK по ИТ-исследованиям, в 2011 году, по прогнозам аналитиков компании, мировой ИТ-рынок вырастет на 6%, до 668 млрд долл. Это намного медленнее, чем в прошлом году (рост 19%, до 633 млрд долл.), но уровни докризисного 2008-го (556 млрд долл.) и кризисного 2009 года (532 млрд долл.) остались далеко позади. В Восточной Европе положение гораздо лучше, в большинстве стран — рост более 10%, а в СНГ крупнейшие рынки, российский и украинский, прибавили 48% и 32% соответственно.

Разброс в динамике товарных групп ожидается еще больший. Продажи планшетных ПК увеличатся более чем на 400%, смартфонов — на 60-70%, мобильных компьютеров — на 15-20%, лазерных принтеров/МФУ и струйных картриджей — на 5-10%.

Среди «неудачников» — плазменные панели (продажи упадут на 20-25%), обычные мобильные телефоны и портативные медиаплееры (на 15-20%), автонавигаторы и мониторы (на 10-15%), ЖК-телевизоры, видеокамеры и DVD-плееры, включая устройства высокой четкости и Blue-ray (на 5-10%). Можно предположить, что падение популярности этих продуктовых групп отчасти связано с тем, что их функции с тем или иным успехом берут на себя планшетники, смартфоны и ноутбуки.

Среди важнейших тенденций ближайших лет Анкофер назвал, во-первых, рост популярности сенсорных экранов, которые изменят поведение пользователей, приведут к появлению новых рынков и вызовут новые циклы замены морально устаревших продуктов, во-вторых — повышенные требования к графической производительности устройств, поскольку пользователи будут уделять много внимания просмотру видео высокой четкости через Интернет, и, в-третьих, — появление новых рыночных ниш, связанных с использованием новых типов устройств.

Михаил Кулаков, аналитик российского офиса GfK, полагает, что отечественный ИТ-рынок в 2010 году, по сравнению с отдельными сегментами (например, автомобильным), равно как и ИТ-рынками сопредельных стран, восстановился не полностью, но в этом году положение должно выправиться.

Большой и быстрорастущий российский рынок, по словам Мартины Депа, партнера французской консалтинговой компании L’Epervier, привлекает к нему внимание потенциальных инвесторов. И в 2011-м, и в 2012 году количество слияний и поглощений существенно превысит уровень предыдущих лет. Помешать этому могут как законодательные ограничения, так и непрозрачность российского бизнеса — например, не всегда понятно, кто является владельцем компании. Тем не менее 84% участников подобных операций в России, по опросу L’Epervier, довольны результатами.