ШОН ФАРРИНГТОН: «Узнавая что-то новое о бизнесе каждый день, люди работают продуктивнее»
ШОН ФАРРИНГТОН: «Узнавая что-то новое о бизнесе каждый день, люди работают продуктивнее»

Сделать корпоративную информационную систему интересной и удобной для пользователя — такую задачу ставит перед собой компания QlikTech, предлагающая решение для бизнес-аналитики QlikView. Свою нишу QlikTech обозначает как системы «бизнес-открытий» (Business Discovery), а клиентами видит компании всех размеров из любого сегмента. Региональный вице-президент QlikTech по Северной Европе Шон Фаррингтон рассказал Computerworld Россия, чем отличается концепция QlikView от традиционных аналитических систем.

Что кроется за термином Business Discovery?

«Бизнес-открытия» — тенденция, которую мы обнаружили несколько лет назад: бизнес-пользователи хотят не просто получать информацию в виде стандартных статичных отчетов, а анализировать данные, относящиеся к их сфере ответственности. Это и есть Business Discovery — аналитика, ориентированная на пользователей. Представьте, что вы у себя дома смотрите фильм. Если вы хотите узнать что-то об одном из актеров, вы идете в Интернет, задаете его имя в поисковике и получаете целый список различной информации. Вы начали с одного вопроса, но от него потянулись еще и еще; так вы все больше узнаете об интересующей вас теме. А теперь представьте, что мы перенесли этот принцип на рабочее место. Если дать бизнес-пользователям возможность искать информацию, касающуюся их деятельности, и не просто отвечать на вопросы, которые они задают, а по-настоящему исследовать бизнес, это и будет то, что мы называем Business Discovery. Узнавая что-то новое о бизнесе каждый день, люди работают продуктивнее.

Полагаете ли вы, что на рынке появится целый класс решений Business Discovery, или это останется торговой маркой QlikTech?

Да, есть компании, которые сейчас пытаются делать то, что было нашей стратегией всегда. Они начинают осознавать ценность аналитики, ориентированной на пользователей. Мы всегда старались дать пользователям возможность исследовать бизнес, в нашем самом первом решении уже использовалась обработка данных в оперативной памяти. Мы применили этот вид обработки данных потому, что так можно получить ассоциативные связи, скорость и гибкость, необходимые для исследования бизнеса. Другие последовали нашему примеру, когда осознали, что спрос на такие системы возрастает. Ведь наш оборот увеличился на 44% в прошлом году. Но у них совершенно другая стартовая точка. Мы изначально продвигали «бизнес-открытия» и обработку данных в оперативной памяти. Сейчас некоторые тоже переносят обработку данных в оперативную память, потому что столкнулись с проблемой производительности.

По мнению аналитиков Gartner, вы занимаете лидирующее положение по соотношению простоты для конечных пользователей и глубины анализа. Кто ваши основные конкуренты?

В Gartner определили, что рынок бизнес-аналитики распадается на два сегмента. С одной стороны, бизнес-аналитика, направляемая и развиваемая ИТ-департаментом и основанная на стандартных статичных отчетах, которую предлагают традиционные игроки. А с другой — «открытия данных», то, что мы называем Business Discovery. И здесь-то мы являемся безусловными лидерами. Мы видим, что бизнес-пользователи испытывают сильную потребность в таких решениях. Раньше они просто получали отчеты, но в силу особенностей приложений и форматов отчетов они не могли задавать вопросы, так как это было слишком сложно или попросту невозможно. Для того чтобы задать вопрос, необходимо было обращаться в ИТ-отдел. С нашей системой бизнес-пользователи понимают: «Это приложение говорит на моем языке».

QlikView позиционируется как нечто среднее между тяжеловесными решениями для бизнес-аналитики и Microsoft Excel. Для каких задач функционал системы недостаточен, а для каких — избыточен?

На этот вопрос сложно ответить, так как среди наших клиентов есть организации, выполняющие очень сложный анализ на основе многочисленных источников данных. А есть и организации, которые просто хотят оценить ключевые показатели эффективности на индивидуальном уровне. Скажем, университетская больница Кембриджа использует систему для оценки работы отделений, в каждом из которых лежит около 16 пациентов. Они анализируют время госпитализации, и каждый посетитель больницы может видеть, какое отделение работает лучше других. Это очень простое использование системы, но оно дает важные результаты, потому что внедряет культуру состязательности.

Сохранится ли потребность в статичных отчетах?

В реальном мире необходим портфель решений по бизнес-аналитике. Допустим, супермаркет использует приложение, позволяющее клиентам совершать покупки через Интернет. Вы отмечаете товары, и на выходе получается список, с которым сотрудник супермаркета ходит и делает покупки за вас. Не надо ничего анализировать. Нужен список товаров, их месторасположение на полках, и хорошо бы еще было отсортировать список так, чтобы собрать все за один заход. Единственное, что может измениться, — месторасположение полок и ассортимент. И правильный инструмент в данном случае — отчет. Но если вы переходите на другой уровень — хотите оптимизировать операции, понять, почему отдельные товары лучше продаются через Интернет, чем в магазине, тогда вам нужно анализировать, и вот тут-то и пригодится QlikView.

Решения для бизнес-аналитики считаются очень трудоемкими. Вы же выпустили мобильное приложение. Какие задачи пользователи могут решать «на бегу» со своих мобильных телефонов?

Мы говорим о мобильных технологиях потому, что журналисты и рынок в целом ведут речь о разнице между бизнес-аналикой в офисе и мобильными технологиями. Мы же не делаем разграничения. Мы предлагаем решение, работающее в браузере. И оно должно служить вам везде, в том числе и на мобильных устройствах. Наша философия — разработать единожды, внедрять много раз. Обычно поставщики говорят: «Хотите мобильные приложения? Нужно еще раз заплатить. Нужно добавить еще один слой в архитектуру. Нужно добавить аппаратное обеспечение, чтобы этот слой работал. Нужно изменить формат отчетов, так как наша технология не работает на мобильных устройствах». Мы же выступаем за единообразие. Например, я на своем ноутбуке исследую производство и узнаю, что один из конвейеров менее производителен по четвергам, чем другие. Я беру свой планшетный компьютер, иду на производство, и мы вместе с менеджером конвейера решаем, как устранить проблему. Мы также добавили поддержку сенсорных экранов. И теперь, когда вы подключаетесь с iPad или планшета на Android, QlikView предлагает интерфейс с тачскрином. Если я переключаюсь на ноутбук, система переходит на интерфейс с мышкой. А в следующей версии вы подключитесь с мобильного телефона и получите интерфейс для конкретного устройства.

Один из заявленных принципов вашей стратегии — поддержка совместной работы. В чем это выражается?

В системе вы можете делать закладки для себя или других пользователей. Сейчас мы также предлагаем возможность добавления заметок и ведения своего рода диалога по конкретным вопросам. Но, конечно, что очень важно, кроме удаленного общения, — это возможность взять систему на мобильном устройстве и обсудить все лично.

Купить номер с этой статьей в PDF