В IBM убеждены: в крупных городах нужно иметь средства интеллектуального планирования транспортных потоков и управления ими (Фото: IBM)

В IBM готовят предложения, направленные на улучшение транспортной ситуации в Москве. Об этом сообщил Мадхав Рагам, директор подразделения IBM Growth Markets Unit, отвечающий за работу с госсектором, учреждениями образования и здравоохранения. Он выступил на деловом форуме «Инновационные технологии: зарубежный опыт и российская практика», организованном корпорацией IBM при поддержке газеты «Ведомости».

Рагам подчеркнул, что управление городскими транспортными потоками является комплексной проблемой, решение которой включает социальные, организационные и технологические компоненты. Ссылаясь на опыт Сингапура, властям которого удалось справиться с пробками, он отметил важнейшую роль повышения привлекательности общественного транспорта для населения города.

«Недостаточно только организовать выделенные полосы для автобусов, нужно обеспечить, чтобы они использовались по назначению», — отметил Рагам. К мерам такого обеспечения относится, в частности, настройка системы автоматизированного управления светофорами, позволяющая предоставлять наивысший приоритет трафику по выделенным полосам. Применяются также установленные на автобусах сетевые камеры, фиксирующие номера автомобилей — нарушителей ПДД и оперативно отправляющие сведения о них в полицию.

Рагам пояснил необходимость совместного управления различными видами городского транспорта для оптимизации потоков пассажиров и сокращения времени ожидания на пересадочных узлах (именно с этого начали в Сингапуре, учитывая постоянно высокую температуру и влажность в городе).

Необходимо также обеспечить предоставление в онлайновом режиме информации о транспортной ситуации и об изменениях в расписаниях рейсов, для чего пересадочные узлы и остановки общественного транспорта должны быть оснащены электронными информационными табло.

Не менее важно также обеспечить возможность удобной оплаты проезда с учетом принятой в городе тарифной политики. Нагрузка на систему учета транспортных карт составляет в Сингапуре в часы пик 650 транзакций в секунду, а суммарная производительность этой системы достигает 10 млн транзакций в сутки.

Для уменьшения потоков автомобилей в городе введены зоны платного проезда и электронная система платы за пребывание в них автомашин; тарифы на посещение платных зон варьируются в зависимости от сезона, времени суток и ряда других факторов.

Когда подобная система тестировалась IBM совместно с компанией NXP в Голландии, автомобили снабжались бортовыми устройствами со встроенными GPS-приемниками, по данным которых определялось место нахождения машины. Эти сведения передавались по сети GPRS в биллинговую систему, определявшую стоимость проезда с учетом маршрута, а также всех дополнительных параметров.

Специалистами IBM создана система прогнозирования транспортных потоков IBM Traffic Prediction Tool. Согласно опубликованным данным, точность прогнозирования в центральных районах Сингапура скорости движения и объема потоков машин значительно превысила 85%. Эта система предоставляет возможность предвидеть наиболее вероятные изменения трафика в заданных временных интервалах (от 10 до 60 минут), что позволяет существенно повысить эффективность устранения перегрузок автомобильных трасс в крупных городах.

«Транспорт является одной из важнейших систем крупных городов. Там нужно иметь средства интеллектуального планирования транспортных потоков и управления ими», — считает Рагам.

В этом году опубликованы результаты первого глобального исследования транспортных проблем, IBM Commuter Pain Survey, которые свидетельствуют об отставании транспортной инфраструктуры различных городов мира от их экономического развития.

Ситуация в Москве, по данным исследования, характеризуется значительным временем ожидания в транспортных пробках. В течение трех последних лет средняя продолжительность наиболее длительного пребывания водителей в транспортных заторах составила два с половиной часа. Ответы более чем 40% московских респондентов свидетельствуют о наличии пробок, из-за которых продолжительность поездки увеличивалась на три часа. Более 60% опрошенных водителей указали на ухудшение транспортной ситуации в столице России за те же три года, причем почти половина из них считают ухудшение весьма значительным.

Сингапур — не единственный город мира, где технологии IBM применяются для решения транспортных проблем. Системы управления трафиком ведены в действие в Дублине, Лондоне, Стокгольме и ряде других городов. Теперь, возможно, IBM займется таким проектом и в Москве: Рагам подтвердил, что корпорация готовит предложения для столичного мэра.