По словам Вячеслава Максимова, основой интеграционно-транспортной инфраструктуры в СО ЕЭС стали продукты IBM WebSphere MQ и DataPowerДаже «хорошо автоматизированные» информационные системы заказчиков решают лишь отдельные комплексы задач, в то время как бизнес-процессы, будучи сквозными, чаще всего затрагивают несколько систем, — констатировал эксперт группы системных инженеров «Крока» Андрей Есенков на семинаре компании, посвященном интеграции систем. В результате пользователи вынуждены работать не с одним, а с несколькими бизнес-приложениями (как правило, разных производителей и с различающимися интерфейсами). По словам Есенкова, один из признаков необходимости интеграции — недоверие пользователей к информационным системам, которое может выражаться в параллельном использовании устаревших или дополнительных средств (таких, как табличный процессор или калькулятор). Следствием разрозненности систем является также низкое качество данных, то есть отсутствие их полноты либо, наоборот, дублирование, противоречивость, отсутствие единой системы поиска и др. Потребность в интеграции возникает при интенсивном росте компаний, особенно территориально распределенных, слияниях и поглощениях; еще одной причиной реализации интеграционного проекта может стать необходимость электронного взаимодействия с контрагентами.

В «Кроке» рассматривают систему организационного управления в четырех разрезах: бизнеса, приложений, данных и технологий. Чтобы интегрировать прикладные системы, необходима нормативно-справочная информация. Для передачи данных о транзакции из одной системы в другую нужны таблицы перекодировки. Поскольку в разных системах чаще всего различаются механизмы разграничения доступа и защиты информации, то сведения о безопасности и полномочиях пользователей также подлежат интеграции.

Большая часть функциональности системы управления, по словам Есенкова, может быть реализована с помощью типового набора стандартных продуктов. Полученная базовая архитектура расширяется до покрытия всех требуемых функций (с помощью разработки необходимых компонентов, например файловых адаптеров или сценариев бизнес-процессов).

На семинаре были рассмотрены два интеграционных проекта, выполненные «Кроком»: по созданию интеграционно-транспортной системы системного оператора ЕЭС России и централизованной системы управления мастер-данными в холдинге X5 Retail Group, более известном по своим торговым сетям «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель».

СО ЕЭС с помощью «Крока» строит единую транспортную инфраструктуру для приложений на всех уровнях диспетчерского управления с гарантированной доставкой данных, а также единую среду интеграции прикладных информационных систем, поддерживающую взаимодействие с внутренними и внешними клиентами. При этом преследуются цели унификации методов, средств и форматов обмена данными, сокращения затрат на реализацию средств обмена. В рамках первой очереди реализации проекта специалисты «Крока» внедрили систему очередей сообщений IBM WebSphere MQ, необходимые утилиты администрирования и файловые адаптеры на всех узлах системы, развернули средства мониторинга и конфигурирования в центральном и семи объединенных диспетчерских управлениях. Среди других компонентов интеграционно-транспортной платформы менеджер проектов «Крока» Вячеслав Максимов упомянул средства интеграции и обеспечения безопасности IBM WebSphere DataPower, а также мониторинга и управления IBM Tivoli Omegamon XE. С помощью новой среды гарантированной доставки сообщений осуществляется обмен данными, формируемыми информационной системой управления СО ЕЭС, между центральным диспетчерским управлением и филиалами. В ряде бизнес-процессов обмен налажен с помощью файловых адаптеров.

Компании X5 Retail Group, владеющей торговыми сетями, которые долгое время развивались самостоятельно, требовалось унифицировать основные сведения о товарах и поставщиках — это было необходимо не только для унификации бизнес-процессов, но и для получения специальных условий при закупках. О масштабах системы можно судить из следующих характеристик: объем начальных данных для двух торговых сетей составлял 280 тыс. записей товарной номенклатуры и 9 тыс. записей о контрагентах; база данных обновляется со скоростью несколько сотен записей в день. По словам менеджера проектов «Крока» Михаила Курбасова, подготовка данных к начальной загрузке, проводившаяся силами заказчика, заняла несколько месяцев, на саму загрузку подготовленных данных ушло несколько дней, и эта процедура потребовала остановки некоторых процессов. Проект был реализован в тесном сотрудничестве с ИТ-специалистами заказчика и компании Edifixio, при этом на долю «Крока» выпало создание модели данных и бизнес-правил, проектирование механизма экспорта данных в нее и осуществление экспорта, проектирование и реализация механизма начальной загрузки данных, обучение пользователей и ввод в промышленную эксплуатацию.