Бизнес-аналитикам и той работе, которую они выполняют, в современных компаниях отводится все более важная роль. За последние несколько лет позиции бизнес-аналитиков постоянно укреплялись, а их деятельность постепенно выходила за рамки сбора информации, проведения анализа и выработки требований к программному обеспечению. В настоящее время бизнес-аналитики играют на предприятиях весьма заметную роль: они решают стратегические задачи и выявляют новые возможности, занимаются анализом допущенных ошибок и технико-экономическим обоснованием проектов, способствуют внедрению бизнес-решений в своих организациях.

В своде знаний (Business Analysis Body of Knowledge, BABoK) Международного института бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis, IIBA) корпоративный бизнес-анализ определяется как средство, позволяющее организациям:

  • выявлять и реализовывать возможности, а также анализировать и решать задачи, возникающие перед бизнесом;
  • определять осуществимость проектов;
  • очерчивать границы решений и помогать претворять их в жизнь в интересах бизнеса;
  • оценивать, отсеивать и подтверждать потребности бизнеса, находить пути их удовлетворения;
  • проводить оценку выгоды, получаемой бизнесом в результате внедрения решений.

Работа корпоративных бизнес-аналитиков состоит в том, чтобы находиться в авангарде внедрения бизнес-решений, но помимо этого они выполняют еще и массу других функций, к которым относятся:

  • активное участие в обсуждении и разработке бизнес-архитектуры;
  • креативно-функциональная декомпозиция сфер бизнеса;
  • оказание помощи представителям различных бизнес-направлений в понимании целостной картины (при этом от бизнес-аналитиков требуется говорить на языке, понятном остальным, избегая употребления отраслевой и проектной терминологии);
  • обеспечение соответствия реализуемых проектов общей стратегии бизнеса;
  • технико-экономическое обоснование новых продуктов и систем, целесообразности освоения новых рынков;
  • выработка стратегических рекомендаций по улучшению процессов и преодолению негативных последствий функциональной и географической разобщенности отдельных подразделений.

Расширяя рамки традиционных сфер применения бизнес-анализа, корпоративные бизнес-аналитики превращаются в консультантов организаций — их инструменты, технологии и процедуры адаптируются к конкретным возможностям, задачам и движущим силам. При выполнении работ подобного рода бизнес-аналитики находятся в особом положении, потому что именно они переориентируют технологии бизнес-анализа общих проектов, налаживают взаимодействие между подразделениями и обеспечивают функциональную связь, занимаются строительством объединяющих внутренних сетей в масштабах всей организации.

Чтобы заставить бизнес-аналитиков мыслить стратегически, организациям следует:

  • формировать культуру, стимулирующую выявление проблем и поиск решений;
  • создать бизнес-аналитикам условия для изучения передовых технологий, которые могут эффективно применяться в деле совершенствования как проектного бизнес-анализа, так и бизнес-анализа предприятия;
  • предоставить бизнес-аналитикам возможность участия в обсуждении стратегических вопросов, особенно в тех областях, где ощущается потребность в дополнительных исследованиях и анализе;
  • поощрять получение сертификатов IIBA.

Признание важности роли бизнес-аналитиков и стремление максимально эффективно использовать их опыт самым непосредственным образом отражается на окупаемости инвестиций организаций.