Сегодня как Microsoft, так и Yahoo необходимо оценить свои перспективы, выявить назревшие вопросы, пересмотреть и скорректировать планы и заняться решением задач, которые возникли перед компаниями с момента выдвижения памятного предложения о приобретенииТрехмесячное «ухаживание» Microsoft за Yahoo подошло к концу. За это время в обеих компаниях произошли необратимые изменения, которые, по общему мнению, вряд ли позволят им вернуться на прежний путь.

Теперь как Microsoft, так и Yahoo необходимо оценить свои перспективы, выявить назревшие вопросы, пересмотреть и скорректировать планы и заняться решением задач, которые возникли перед компаниями с момента выдвижения памятного предложения.

«Обеим компаниям очень важно четко сформулировать, каких стратегий они намерены отныне придерживаться», — считает аналитик Forrester Research Шарлин Ли.

Причем бороться и доказывать придется в основном компании Yahoo, чье будущее представляется гораздо более туманным.

Осторожнее с желаниями!

«Сложившаяся ситуация заставляет руководство Yahoo осторожнее подходить к выражению своих желаний, — сообщил аналитик компании Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг. — Директора Yahoo упорно говорили о том, что хотят сохранить независимость, и теперь у них появилась такая возможность».

Первоочередная задача для руководства Yahoo будет заключаться в сохранении контроля над стоимостью акций компании, которая после выдвижения Microsoft официального предложения о покупке взлетела вверх. Теперь же вполне возможно проявление негативной реакции со стороны финансовых рынков.

Если в ближайшее время цена акций начнет устойчиво снижаться, руководству Yahoo придется искать покупателей и рассматривать другие варианты. Вполне вероятно, что условия предлагаемых сделок окажутся еще хуже, чем у Microsoft.

Но даже если цена акций сохранится на нынешнем уровне, вполне возможно, что компанию накроет волна судебных исков от акционеров, которые сочтут отказ от предложения Microsoft ущемлением своих интересов.

Кроме того, руководству компании придется задуматься о реализации амбициозных планов и обещаний, выданных в течение трех последних месяцев. Им предстоит на деле доказывать, что поворот к лучшему возможен и под независимым флагом.

Поезд ушел?

Финансовый аналитик Stanford Group Company Клэйтон Моран пессимистично оценивает предстоящую реакцию Уолл-стрит и способность Yahoo самостоятельно улучшить свое финансовое положение.

«Компания Yahoo упустила открывшуюся перед ней возможность, — подчеркнул он. — И теперь стоит ждать падения курса ее акций».

Моран не верит, что в ближайшие год-полтора стоимость акций Yahoo достигнет 37 долл. Однако руководство компании в последнее время запрашивало именно такую цену, и переговоры с Microsoft окончательно расстроились именно на этом уровне.

«Наилучшим выходом для Yahoo было бы принятие предложения Microsoft, — считает Моран. — Будучи независимой, компания потеряла существенную долю рынка, и ей приходилось вести тяжелую борьбу за увеличение денежного оборота. Похоже, в обозримом будущем эта тенденция сохранится».

В условиях весьма вероятного ухудшения финансового положения Yahoo потребуется завершить те амбициозные проекты, к реализации которых она собиралась приступить. Речь, в частности, идет о новой платформе управления рекламой AMP и о проекте Yahoo Open Strategy (YOS), который позволит независимым разработчикам создавать приложения на базе предлагаемой Yahoo сети сайтов и услуг.

Придется выполнять обещания

«За последние три месяца у компании появились далеко идущие планы, и теперь пришла пора выполнять данные обещания», — отметил Стерлинг.

«Руководителям Yahoo придется озвучить свою стратегию, побудившую их отказаться от выгодного предложения, и объяснить, почему, по их мнению, справедливая цена находится именно на уровне 37 долл. за акцию», — добавила Ли.

Пока неясно, насколько обоснованным было решение о передаче на условиях аутсорсинга корпорации Google значительной части рекламного бизнеса Yahoo, связанного с поиском информации. Ожидается, что соответствующая сделка будет окончательно оформлена в течение ближайших дней.

«Руководство Yahoo стремится установить партнерские отношения с Google в сфере информационного поиска, пытаясь успокоить акционеров увеличением денежного оборота, — отметил Моран. — Но у нас нет никаких сомнений в том, что эта сделка самым тщательным образом будет изучаться органами антимонопольного регулирования. Кроме того, контроль над рекламой поисковых механизмов все равно остается у Google».

Ли также не уверена, что краткосрочная финансовая выгода от сделки оправдает утрату долгосрочных преимуществ, обусловленных интеграцией поискового механизма в общую стратегию рекламы. «Будет интересно посмотреть, что из этого выйдет», — заметила она.

Microsoft озадачена

Предложение о покупке, направленное Yahoo, поставило целый ряд новых задач и перед Microsoft. Прежде всего руководству корпорации придется пояснить, какой стратегии Internet-подразделение Microsoft будет придерживаться теперь, после того как в пользу приобретения Yahoo было выдвинуто множество доводов, но сделка тем не менее не состоялась.

«Microsoft самое время сменить курс и прекратить попытки догнать Google в сфере поисковой рекламы, — подчеркнула Ли. — Эта игра уже окончена, и Google одержала в ней безусловную победу».

Что же касается демонстрационной рекламы (к которой относится, в частности, реклама баннеров) и объединения ее с поисковой рекламой в рамках единой платформы, здесь у Microsoft, так же как и у Yahoo, есть все необходимое для того, чтобы составить успешную конкуренцию Google. Объединение поисковой и демонстрационной рекламы позволит сделать оба формата гораздо более эффективными и ценными для рекламодателей.

Скупать компании и технологии

«Очевидно, все здесь упирается в деньги, — заметил аналитик Gartner Аллер Вайнер. — Microsoft следует скупать компании, способные предоставить корпорации те продукты, услуги и инновационные технологии, которые она надеялась получить от Yahoo. Я жду от Microsoft проведения агрессивной политики в части приобретений».

Моран вместе со своим коллегой Кевином Баттигигом составили список компаний, которые могли бы заинтересовать Microsoft после того, как сделка с Yahoo не состоялась. К их числу относятся компания AOL, принадлежащая Time Warner, подразделение корпорации News Fox Interactive (вместе с социальной сетью MySpace), ValueClick, CNet и Facebook.

В любом случае Microsoft нужно предпринять какие-то конкретные шаги, чтобы сохранить лицо, полагает Вайнер: «На мой взгляд, руководству корпорации необходимо срочно продемонстрировать миру, что отказ от сделки с Yahoo ни в коем случае не следует относить к числу неудач Microsoft».