Как было заявлено на поспешно собранной 7 октября пресс-конференции, сделка призвана ускорить рост компании SAP. Она добавит тысячи новых клиентов и новую линию продукции, отвечающую запросам быстрорастущего рынка программ для бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) .

"Главным мотивом было, несомненно, желание обеспечить рост нового бизнеса", - сказал о сделке директор SAP Хеннинг Кагерманн.


"Неестественный" рост


Эксперты полагают, что сделка позволит компании SAP глубже интегрировать в собственные программные приложения функции бизнес-аналитики, предназначенные для анализа больших объемов данных с целью повышения эффективности бизнеса.

"Будущее бизнес-приложений, которые, конечно же, являются главной областью специализации SAP, зависит от возможности их интеллектуального применения. Покупка технологии, предназначенной именно для этого, положительно отразится на SAP", - считает главный аналитик компании Ovum Дэвид Брэдшоу.

В прошлом SAP воздерживалась от крупных приобретений, предпочитая естественный рост бизнеса. Ее главный конкурент, компания Oracle, наоборот, агрессивно увеличивала количество клиентов, за последние три года купив свыше 30 компаний, в том числе PeopleSoft и JD Edwards.

В SAP всегда критически высказывались о стратегии Oracle, утверждая, что последняя не сможет эффективно справляться с несколькими различными семействами продуктов. На самом же деле, стратегия приобретений Oracle в некоторых отношениях приносит свои плоды, как считает менеджер по исследованиям компании IDC Бо Ликкегаард.


Oracle оказалась права


"Несмотря на все разговоры о 'лоскутном одеяле' из различных баз программного кода, в некоторых аспектах Oracle получила неплохой выигрыш", - заявил Ликкегаард. Например, как пояснил он, у Oracle ускорился рост продаж по некоторым из приобретенных линий продуктов.

В апреле Oracle заявила, что купит за 3,3 млрд. долл. компанию Hyperion Solutions - одного из менее крупных конкурентов Business Objects, специализировавшуюся на финансовом менеджменте и отчетности. Многие из клиентов Hyperon были одновременно клиентами SAP, и в SAP, возможно, почувствовали, что пора дать отпор вторжению Oracle на их территорию.

"Клиентская база Hyperion была очень тесно привязана к SAP и построению отчетов по данным из приложений SAP. Теперь эти клиенты попали к Oracle, и SAP такая ситуация не может нравиться", - полагает Брэдшоу. Он предсказывает, что SAP начнет работу над совершенствованием финансовых функций в приложениях Business Objects, чтобы противопоставить их приложениям приобретенной Oracle компании Hyperion.


Максимум самостоятельности


"Программы  Business Objects будут продаваться SAP как независимая линия продуктов, а сама Business Objects будет действовать в структуре SAP самостоятельно", - заявил директор Business Objects Джон Шварц.

Но в последующих продуктах программное обеспечение обеих компаний будет интегрировано более тесно. "Решение для бизнес-аналитики для клиентов, работающих с SAP, будет представлено в более интегрированной форме, а для прочих клиентов - в независимой", - заявил Шварц.

Пока в SAP не раскрывают деталей плана выпуска продукции, отметив, что приобретение еще не завершено. Советы директоров обеих компаний уже одобрили сделку, и после одобрения со стороны акционеров Business Objects сделка должна завершиться в первом квартале будущего года.

Это приобретение поможет SAP достичь амбициозной цели - удвоить клиентскую базу и довести ее до 100 тыс. клиентов к 2010 году. По словам Шварца, в настоящее время около 40% клиентов Business Objects работают с системами SAP. У Business Objects примерно 45 тыс. клиентов, а это значит, что в результате сделки SAP получит около 27 тыс. новых клиентов.

SAP и сама добилась определенного прогресса в разработке программ для бизнес-аналитики, создав в том числе аналитическое ядро BI Accelerator. Но в технологиях пользовательского интерфейса и по легкости применения Business Objects лидирует, а именно эти области приобретут вскоре первостепенное значение.


Аналитика как интерфейс


"Бизнес-аналитика  все больше будет превращаться в пользовательский интерфейс для приложений, - считает Брэдшоу. - Сначала будет проводиться анализ через интерфейс бизнес-аналитики, а затем уже непосредственное изучение нужных данных транзакций".

По его мнению, чтобы получить максимальную выгоду от приобретения, нужно объединить линии продуктов компаний.

"Бизнесы обеих компаний могут и дальше развиваться независимо, но прирост стоимости образуется тогда, когда они совместно обеспечат передачу данных из бизнес-приложений для их дальнейшей 'операционализации'", - полагает Брэдшоу.

Кроме того, обе компании начали внедрять модель программ, предоставляемых как услуги. Если SAP будет предлагать свой сервис размещаемых приложений для рынка среднего бизнеса SAP Business ByDesign вместе с сетевым сервисом построения отчетов crystalreports.com разработки Business Objects, то такой пакет программ «по требованию» может оказаться довольно сильным.


"Страховка" от консолидации


Мотивы SAP ясны, но труднее понять, почему на сделку согласилась Business Objects. Она была одной из последних в Европе (не считая SAP) всемирно признанных разработчиков программ. Она уверенно росла и всегда гордилась своей независимостью.

В IDC считают, что компания решила таким образом "застраховаться" от волны консолидации, накрывшей индустрию программного обеспечения.

По мнению аналитиков, у Business Objects никогда не было проблем с репутацией, но отрасль консолидируется, и многие крупные компании хотят сократить список поставщиков, с которыми они ведут бизнес. И хотя Business Objects - тоже крупная компания, в некотором смысле она в то же время является нишевым игроком, поскольку в "укороченном" списке есть и IBM с Microsoft, и Oracle.