Развитие бизнеса за счет слияний и поглощений не в новинку для многих игроков отечественного ИТ-рынка. Большинство из них придерживается мнения, что этот процесс так же естествен для российских компаний, как и для западных. Однако на вопрос, превратятся ли слияния и поглощения в наиболее популярный инструмент развития бизнеса в России, большинство из опрошенных представителей российской ИТ-отрасли отвечают отрицательно

 Константин Шляхов, вице-президент компании «Марвел»:

Ожидать бума слияний и поглощений в ближайшее время, я считаю, не следует. Но процесс этот будет набирать обороты. При этом я прогнозирую преобладание поглощений, то есть покупок небольших компаний крупными игроками рынка, над слияниями компаний одного уровня. Мотивы таких сделок понятны — укрупнение и получение дополнительной доли рынка или ниши на рынке для одних и невозможность дальнейшего самостоятельного развития и роста для других. А вот слияния крупных компаний я считаю менее вероятными. Ведь для того, чтобы это произошло, необходимо, с одной стороны, совпадение культур и подходов к ведению бизнеса этих компаний (иначе процесс объединения будет крайне болезненным), а с другой — наличие осознанной крайней необходимости в объединении (если нет угрозы, вряд ли собственники компаний захотят и смогут пожертвовать независимостью ради «увеличения доли рынка»).

По пути покупки локальных игроков могут пойти и некоторые международные компании, которые придут на наш ИТ-рынок после вступления России в ВТО. Это даст шанс выгодно продаться отечественным компаниям, однако далеко не всем.

Константин Сидоров, президент группы компаний RRC:

Я считаю, что в ближайшие годы можно увидеть если не бум слияний и поглощений, то по крайней мере значительный рост их количества. Тенденцию к объединениям, на мой взгляд, будут определять два фактора: возрастание конкуренции и, как следствие, падение прибыльности бизнеса, а также желание занять новые для себя ниши, вход в которые с нуля долог и дорог. Мотивы российских компаний, выбравших путь слияний и поглощений, такие же, как и у компаний во всем мире.

Особенно активным этот процесс будет в сфере дистрибуции. Это сейчас наиболее конкурентный рынок, и, чтобы добиться успеха, необходимо быть либо большой, либо специализированной компанией. Кроме того, я думаю, в ближайшее время в Россию придут иностранные дистрибьюторы, для которых приобретение локальных игроков будет одним из основных способов выйти на наш рынок.

Вместе с тем слияния и поглощения не являются неизбежным этапом развития каждой крупной компании. В любой стране есть свои так называемые local heroes, которые прекрасно себя чувствуют без всяких слияний и поглощений.

Максим Сорокин, президент компании OCS:

Слияние компаний осуществляется, как правило, с целью повышения капитализации. Причем представители бизнес-структур стремятся провести такие слияния, которые в конечном итоге приведут к тому, что капитализация объединенной компании будет выше, чем сумма капитализаций двух слившихся. Это одна из причин, но далеко не единственная. Вторая причина, тоже довольно распространенная, когда очень большая компания видит в молодой, начинающей потенциального конкурента и поглощает его. Эта ситуация типична почти для всех мировых лидеров ИТ-индустрии. Однако серьезные деньги, которые могут быть истрачены на поглощения, появляются именно у компаний, уже котирующихся на бирже. На сегодняшний день мне не известно ни одной такой российской ИТ-компании.

Для компаний, стремящихся расширить свою сферу деятельности, становится крайне интересным поглощение тех, кто располагает недостающими ей навыками и умениями. Эффектом такого приобретения становится привлечение и клиентов поглощенной компании. Такие слияния были на российском ИТ-рынке и два, и три года назад, поэтому напрашивается вопрос «Что же изменилось за это время так кардинально, чтобы можно было прогнозировать взрыв слияний и поглощений?» На мой взгляд — ничего.

Для того чтобы этот процесс стал массовым, должен произойти масштабный выход ИТ-компаний на биржу. Достаточно будет всего пяти компаниям удачно провести IPO, и это уже будет существенным показателем для российского рынка. Капитализация их естественным образом увеличится, и они смогут позволить себе перекупать как специалистов, так и целые компании.

Сергей Кузьмин, вице-президент по продажам и развитию бизнеса компании R-Style:

Аналитики ЛИНЭКС в своих выводах ориентировались на рынок ИТ-услуг. На этом рынке слияния и поглощения выглядят достаточно естественными, поскольку обеспечить эффективный аутсорсинг могут только достаточно крупные компании, способные воспользоваться «эффектом масштаба».

Однако это только общие соображения. Во многом развитие отрасли определяется политикой государства. Правительство может организовать государственное предприятие, централизованно отвечающее за всю ИТ-инфраструктуру государственных органов. Если такой подход будет реализован хотя бы частично (а ряд шагов в этом направлении сделан и в рамках «Электронной России», и в других федеральных проектах), привлекательность слияний и поглощений именно для целей аутсорсинга будет сильно уменьшена. Сюда же следует отнести проблемы обеспечения конфиденциальности информации заказчика, которые также являются сдерживающим фактором.

Все это может изменить функциональность аутсорсинга в нашей стране по сравнению с западным опытом и, как следствие, повлиять на интенсивность слияний, в частности перевести их в другую плоскость — увеличение доли рынка объединенной компании в традиционном сегменте рынка или быстрое проникновение в новые сегменты.

Являются ли слияния и поглощения неизбежным этапом на пути развития компании? Это весьма эффективный инструмент для захвата лидерства на рынке. Однако стоит заметить, что предложенная IBM концепция «бизнеса по требованию» предлагает другое решение для обеспечения необходимой гибкости бизнеса. Это решение основано на интеграции компаний на уровне бизнес-процессов, без юридического слияния. Так что вариантов развития достаточно.

Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell:

Я согласен с прогнозом ЛИНЭКС. Рынок очень фрагментирован, и его развитие требует появления крупных, финансово состоятельных компаний, которые обладают широким кругом возможностей. Особенно активен этот процесс в области системной интеграции и дистрибуции, а наименее виден — в области ИТ-услуг и производстве программного обеспечения. Это связано со спецификой разных видов бизнеса и изменением эффективности бизнеса при увеличении масштаба.

Мотивы компаний, выбирающих путь слияний и поглощений, различны. Российские игроки уже имеют определенное положение на рынке. Для них важны как выход в смежные секторы, так и расширение клиентской базы. Иностранные же ориентируются на хорошо позиционированные и успешные компании для того, чтобы занять лидирующие позиции на рынке.

Если же говорить о том, какой вариант развития предпочтительнее — укрупнение бизнеса за счет объединения или его диверсификация, то последнее сопровождается наименьшим риском, однако очень часто не дает желаемых темпов роста. Приобретение других компаний позволяет расти быстрее рынка, но это более опасный шаг.