Реклама
Участников ISDEF все больше волнуют стратегические проблемы?

Ежегодная осенняя конференция ISDEF (Independent Software Developers Forum), проходившая в Москве с 5 по 8 октября, собрала около 500 участников из 98 городов 19 стран мира, среди которых были не только разработчики программного обеспечения, но и представители других сегментов ИТ-отрасли.

С увеличением «веса» форума к нему начинают проявлять все больше и больше интереса крупные игроки рынка. В этом году одним из ключевых докладчиков форума был корпоративный вице-президент Microsoft Санджай Партасараси. Среди новичков ISDEF — ведущая российская аутсорсинговая компания Luxoft, заинтересованная в новых партнерах и готовая, по образному выражению председателя правления ISDEF, генерального директора компании Softkey, Феликса Мучника, «взять под свое крыло» менее удачливых разработчиков.

Феликс Мучник: «Одной из нынешних тенденций становится переход компаний от непосредственных продаж продуктов к предоставлению услуг»

Поскольку многие из участников форума представляют компании, достаточно долго действующие на рынке, в этом году в рамках конференции было решено провести отдельный бесплатный семинар для разработчиков, делающих первые шаги в софтверном бизнесе. ISDEF-Start, собравший около трехсот участников, был посвящен азам продвижения на рынке условно-бесплатных продуктов, с создания которых обычно начинают почти все компании.

Интересы же большей доли участников ISDEF теперь лежат несколько в иной сфере. По словам модератора секции «Маркетинг, реклама и PR» Александра Лысковского (директор Alawar Entertainment), участники форума все больше интересуются проблемами развития бизнеса в целом, а не только его маркетинговой составляющей.

Серьезное внимание на форуме было уделено обсуждению вопроса о выборе модели бизнеса. Как отметил Мучник, одной из нынешних тенденций становится переход компаний от непосредственных продаж продуктов к предоставлению услуг, что позволяет поддерживать длительные отношения с клиентом, подсадив его на постоянную плату. При этом под сервисом может подразумеваться тот же продукт, но предоставленный не традиционным способом единовременной купли-продажи. Скажем, в компании «ПроМТ» существует два вида сервиса — техподдержка проданного коробочного продукта и предоставление клиенту возможности пользоваться программой по подписке. За последней услугой в компании видят большое будущее. «По нашему прогнозу, через Internet к 2011 году будет продаваться около 40% услуг по переводу текстов», — полагает директор компании по маркетингу Александр Андреев.

Предоставление отдельных видов сервиса «по плечу» и небольшим компаниям, которые не могут потратить достаточно средств, в частности, на организацию центра обработки вызовов. Например, в компании Bitrix немало проблем, связанных с использованием их продуктов, решаются через закрытую партнерскую конференцию, где на вопросы клиентов могут ответить другие, более опытные пользователи.

Для многих участников ISDEF рано или поздно актуальным становится вопрос о выходе на новые рынки сбыта, поэтому на каждом форуме традиционно обсуждается и эта проблема. Не стала исключением и нынешняя конференция.

Об особенностях крупнейшего европейского рынка немецкоязычных стран — Германии, Австрии и Швейцарии — рассказал управляющий директор компании Top System Йост ван Лер. При выходе на этот рынок, как полагает он, надо учитывать ограниченность некоторых каналов сбыта. К примеру, продавая через Internet, достаточно сложно решить проблему оплаты — лишь каждый четвертый немец согласен платить за покупку через Сеть с помощью кредитной карты. Перспективным каналом сбыта являются продажи через реселлеров, особенно если разработчик ориентирован на корпоративные продажи. Но надо учитывать, что каждый из них, как правило, фокусируется на определенной целевой аудитории и покрывает очень маленькую часть рынка. Идеальным выходом, по словам ван Лера, является наличие локального партнера, который имеет выход на все каналы сбыта и учитывает местную специфику.

Перспективным, хотя и экзотическим рынком, по мнению генерального директора SmartLine Виталия Шипицына, становится Ближний Восток, в первую очередь ОАЭ и Индия. Арабские Эмираты интересны тем, что фактически представляют собой «ворота» на весь ближневосточный рынок, а Индия сейчас является одним из наиболее крупных рынков в регионе.