Computerworld, США

«Большая отдача от инвестиций! Низкая общая стоимость владения! Использование средств обхода сетей связи общего доступа, что снижает счета за оплату междугородных звонков! Переходите на IP-телефонию прямо сейчас!»

Сколько раз вам приходилось такое слышать? Самое удивительное, что все это, в целом, правда. Но, полностью полагаясь на эти слова, вы рискуете. Существуют скрытые издержки, сопровождающие переход на IP-телефонию с испытанных голосовых сетей. И речь идет не только о деньгах.

Я говорю о людях. Я имею в виду тех сотрудников, которые обслуживают ваши голосовые сети и сети передачи данных. Я имею в виду клиентов, которые вынуждены будут использовать ваши новые телефоны и приложения.

Ничего личного, только бизнес

Когда вы обдумываете возможность использования IP-телефонии, в первую очередь делаете финансовые расчеты. Вы действительно можете уменьшить общие расходы, перейдя на VOIP, причем зачастую весьма значительно.

Например, можно существенно повысить эффективность системы поддержки, поскольку сотрудникам этой службы станет намного проще совершать различные операции, вносить какие-либо дополнения и изменения. Либо, вполне возможно, что вы в первую очередь заинтересованы в преимуществах, которые дает обход сетей связи общего доступа (toll bypass). Но, в любом случае, вся эта экономия — лишь аромат жарящегося бифштекса, а не сам бифштекс, и вряд ли на знатоков традиционной телефонии произведет впечатление даже самый заманчивый запах.

Даже если переход на IP-телефонию представляется оправданным с точки зрения бизнеса, далеко не всем вашим сотрудникам такое решение придется по вкусу. Чем скорее вы это осознаете и предпримете адекватные меры, тем спокойнее пройдет внедрение этой системы.

Следует помнить, что специалисты по традиционной телефонии десятилетия потратили на то, чтобы создать одну из самых устойчивых и надежных систем связи.

В экстренных случаях вы не будете посылать по электронной почте письмо или отправлять текстовое сообщение. Вы снимете телефонную трубку, наберете 911, даже не задумываясь о том, работает ли телефон. К этому все привыкли, — ведь действительно, кажется, что телефон работает всегда. Когда вы в последний раз снимали трубку и не слышали сигнала?

Этого и опасаются специалисты по голосовым технологиям в случае с VOIP. Когда они слышат, что вы хотите переложить ответственность за работу телефона с доброй старой УАТС на какой-то сервер, они настораживаются, и не без оснований.

Если система IP-телефонии окажется не столь надежной, как старая голосовая сеть, тогда она им не нужна. Есть вполне оправданные причины опасаться перевода телефонной системы на платформы, которые пока не пользуются такой степенью доверия, как УАТС, и специалисты по голосовым сетям первыми укажут вам на это.

Это голос или данные?

Несмотря на то что VOIP — это действительно всего лишь еще одно приложение в вашей сети, оно имеет совершенно иные требования, чем обычные приложения, работающие с данными. Если с сетями передачи данных и голосовыми сетями работают разные отделы, скорее всего, ваши специалисты по данным слабо представляют себе, что такое телефония. Это важный момент. Для того чтобы переход на IP-телефонию был успешным, специалисты по работе с данными должны разбираться в технологии передачи голоса.

Верно и обратное. Специалисты по голосовым сетям должны хорошо представлять себе особенности работы с данными. Оформление голосового трафика в пакеты и передача этих пакетов по сети имеет ряд особенностей, о которых они, скорее всего, не имеют представления. Они уже знают, чего вы хотите добиться (поддержка всех функций телефонии), но они могут не знать всего необходимого для того, чтобы сделать это в IP-сети.

Вы пытаетесь объединить две различные технологии и две разные категории специалистов, которые, как сложилось исторически, имеют разные точки зрения на архитектуру и реализацию сети. Поговорите с обеими группами. Проанализируйте их комментарии, вопросы и опасения. Попытайтесь разобраться в обеих точках зрения. От этого зависит успех вашего проекта. Обе группы должны стремиться к одной цели и принимать участие в обсуждении проекта, касающегося перехода на VOIP, причем действовать при этом согласованно. Прочитайте этот абзац еще раз — это очень важно.

Конвергенция не ограничивается сетью

Если вы обдумываете вопрос о конвергенции сети передачи голоса и данных, но при этом в вашей организации этими вопросами занимаются две разные группы специалистов, следует задать себе вопрос: зачем нужно это объединение? Расскажите о наиболее весомых причинах обеим группам специалистов по передаче голоса и данных прежде, чем начнете конвергенцию сетей. Почему бы не начать взаимное обучение еще на этапе подготовки? Дайте им возможность более тесно поработать совместно, чтобы они смогли понять точки зрения друг друга.

Если в вашей организации уже есть опытные специалисты по голосовым сетям и передаче данных, прибегайте к их помощи на всех этапах реализации проекта, в том числе и в самом начале, когда будете изучать данный вопрос. Не спешите внедрять новую технологию, поскольку в этом случае вы можете проглядеть ценные ресурсы, которыми уже располагает ваша организация. Чем раньше вы сможете привлечь к работе над проектом своих специалистов, тем выше будет вероятность успеха этого предприятия.

Джон Нейбергер — старший аналитик по системам передачи голоса и данных региональной финансовой организации в Колорадо. Он был директором по операциям одного из филиалов, а затем перешел в группу сетевых сервисов, где и работает семь лет