Популярные легенды о самородках, собиравших в гаражах компьютеры, обходят стороной учителей и предшественников этих юных дарований. Но любое, даже самое гениальное, изобретение возникает не на пустом месте
В середине 50-х годов Беркли создал компанию Berkeley Enterprises и начал производить две более простые и дешевые, чем Simon, игрушки-конструкторы Geniac и Brainiac

Если провести опрос на предмет: «Как назывался первый персональный компьютер и когда он появился на свет?», то наверняка наиболее часто среди продвинутых пользователей ПК прозвучит ответ: «IBM PC и 1980 год». Знатоки, конечно же, вспомнят Apple I, появившийся в 1976 году, а эксперты укажут на Alto, созданный в 1973 году в Xerox PARC. Ответы разные, но каждый из них можно считать верным, все зависит от того, что понимать под ПК. Но если мы поступим строго и формально определим, что настоящий ПК должен удовлетворять ниже перечисленным требованиям: быть цифровым; работать в автоматическом режиме; быть программируемым и работать по программе, написанной пользователем; быть компактным и транспортируемым одним человеком; быть недорогим и доступным среднему человеку; быть настолько простым, чтобы для выполнения рутинных операций не требовалось специальной подготовки; быть собранным из стандартных компонентов; его создание должно получить достаточную огласку, то к нашему удивлению окажется, что первый персональный компьютер был создан на несколько десятилетий раньше названных дат, еще в конце сороковых годов.

При внимательном анализе компьютерной истории становится очевидным, что практически у каждого выдающегося изобретателя найдется один или более предшественников. Эта история, как и всемирная история в целом, представляет собой цепочку преемственных событий. Но, видимо, таково уж свойство человеческой природы, что всегда доминирует страстное стремление назвать кого-либо Первым. Непрерывность реальных событий находится в явном противоречии с желанием найти какую-либо конкретную точку отсчета. Обычно назначение кого-то или чего-то на роль первого страдает от неопределенности условий. В итоге оказываются забытыми те, кто внес существенный — хотя, быть может, и не столь яркий — вклад. И наоборот, пальму первенства отдают хронологически первому, но не столь уж существенному изобретению. Типичным примером некорректности формального подхода к приоритету является известное судебное решение, лишившее Джона Мочли и Преспера Эккерта патента на первый компьютер. Право на него было передано Джону Атанасову.

Описание ПК Simon появилось в статье, напечатанной в Scientific American в 1949 году. Начиная с 1950 года, в журнале Radio Electronics публиковалась серия из 13 статей, которая представляла собой практическое руководство, пользуясь которым можно было построить Simon собственными руками. На фото: Эдмунд Беркли ( слева) за демонстрацией «Симона-простака»

Описание первого персонального компьютера Simon, соответствующего этому определению, появилось в книге Эдмунда Беркли «Гигантский мозг, или Думающая машина» (Giant Brains, or Machines That Think) и в статье, напечатанной в Scientific American в далеком в 1949 году. Начиная с 1950 года, в журнале Radio Electronics публиковалась серия из 13 статей того же Беркли, которая представляла собой практическое руководство, пользуясь которым можно было построить этот самый Simon собственными руками. Вот выдержка из авторского предисловия: «Мы рассмотрим очень простую механическую машину, которая тем не менее может мыслить. Назовем ее Simon в честь Симона-простака. (Симон-простак — один из персонажей «Сказок матушки Гусыни», популярных в Америке. — Л. Ч.). Наш Simon так прост и мал, что его можно уместить в коробке размером не более четырех кубических футов. Если кто-то усомнится в полезности Simon, то он окажется не прав: работу с ним можно рассматривать как выполнение лабораторных опытов в процессе изучения химии. Это экспериментирование будет стимулом к дальнейшему размышлению о том, как построить более мощный и совершенный механический мозг. Simon сможет разбудить фантазию читателей и побудить их строить более мощные механические мозги. Подобного рода увлечение может привести к таким же изменениям в стране, как и любительская сборка детекторных приемников в двадцатые годы».

История создания «механической машины» Simon подтверждает, что ничего не бывает случайным, за всем новым стоит преемственность и передача опыта. Беркли участвовал в создании компьютеров Mark I и II Говарда Айкена, сотрудничал с создателями UNIVAC и был одним из его пользователей. Первый экземпляр Simon был построен профессионалами: инженером-механиком Уильямом Портером и двумя выпускниками Колумбийского университета Робертом Дженсоном и Робертом Валлом. Стоивший всего шестьсот долларов Simon имел систему команд, он мог выполнять девять операций, в том числе два действия арифметики — сложение и вычитание, а также сравнение и выбор аргументов. Физически Simon состоял из 129 реле, нескольких телефонных шаговых искателей и устройства ввода с пятидорожечной перфоленты. Числа и команды считывались с перфоленты, а результат высвечивался на индикаторной панели. На вход могли подаваться числа в диапазоне от 1 до 255 в бинарной нотации, набитые на перфоленту.

Жизнь доказала безусловную правоту Беркли в интерпретации Simon как катализатора творчества юных дарований. Первые плоды компьютерного просвещения появились буквально сразу же: в возрасте шестнадцати лет именно с помощью Simon начал свой путь в компьютерные науки Айван Сазерленд, нынешний руководитель Sun Microsystems Laboratories, автор бесчисленного множества изобретений и открытий. А в начале пятидесятых, будучи школьником, впечатленный возможностями Simon, Сазерленд самостоятельно построил вычислительное устройство собственной конструкции Magdum. За это он удостоился стипендии Института технологий Карнеги в размере 3 тыс. долл. Потом по этому пути от научно-популярных журналов до великих изобретений прошли и Стив Возняк, и Билл Гейтс, и еще тысячи американских мальчишек, которые в конечном счете построили компьютерную индустрию и изменили мир.

В середине 50-х годов Беркли создал компанию Berkeley Enterprises и начал производить две более простые и дешевые, чем Simon, игрушки-конструкторы Geniac (Genius Almost-Automated Computer) и Brainiac, состоящие из простейших механических узлов и приводимые в движение энергией от батарейки для карманного фонарика. При том, что они действительно были предельно просты, Geniac и Brainiac можно было использовать как партнеров в незатейливых играх типа крестики-нолики. Игры имели большой коммерческий успех.

Но еще большего успеха и признания Беркли добился в качестве популяризатора компьютерных систем и общественного деятеля. Свою первую популярную статью, датированную 1939 годом, он посвятил работам Джорджа Стиблица в Bell Labs. В 1947 Беркли основал Eastern Association for Computing Machinery, позже переименованную в American Eastern Association for Computing Machinery. В 1950 Беркли начинает издавать первый компьютерный журнал Computers and Automation. Позже он опубликовал еще несколько книг, среди них «Символическая логика и интеллектуальные машины» (Symbolic Logic and Intelligent Machines) и «Программирование на языке LISP» (The Programming Language LISP:ion and Applications).