Переход к дистрибуции комплектующих для ПК
Ефим Маримонт обещает двукратный рост оборота по комплектующим; Дмитрию Клешнину эти планы выполнять

В списке задач на текущий год, который озвучил 20 марта президент OCS Максим Сорокин, наряду с бизнесом в области RISC-систем, систем хранения и телефонии, фигурировал загадочный пункт «Другое». Два месяца спустя, 21 мая, председатель совета директоров компании Ефим Маримонт раскрыл «другие» планы OCS.

«Другое» оказалось дистрибуцией комплектующих. Этот бизнес, наверное, самый непохожий на бизнес в области тяжелых систем, развиваемый в последние годы OCS.

Однако на всякую корректировку ранее убедительно обоснованной стратегии находится весомый довод, а в данном случае — даже четыре: рост отечественного рынка персональных компьютеров на фоне стагнации мирового рынка, что заставляет производителей комплектующих внимательнее относиться к российскому рынку; увеличение доли компьютеров отечественной сборки; наличие в партнерской сети OCS около тысячи компаний-сборщиков; наконец, рост поставок ПК в федеральные структуры, в том числе осуществляемый партнерами дистрибьюторской компании.

Нерегулярными оптовыми поставками комплектующих OCS занимается с 1998 года. В 1998-1999 годах суммарный оборот по ним составил 2,5 млн. долл., в 2000 году — 5 млн., в 2001-м — 7,5 млн. Продажи шли в основном в проекты, немногим крупным сборщикам и субдистрибьюторам.

Закупки осуществлялись по брокерским каналам.

Занимался этим направлением в компании Дмитрий Клешнин. Он и возглавил созданный весной 2002 года департамент компонентов и мониторов. Последние были переданы в ведение Клешнина из департамента ПК и периферии.

После принятия решения о преобразовании поставок комплектующих в отдельный вид регулярного бизнеса был создан склад комплектующих, открыты сервисные центры во всех семи филиалах OCS (всего планируется создать около 40 таких центров), налажены отношения с производителями.

«На паях» с компанией Allion Labs на Тайване создана специализированная закупочная фирма. Общий объем инвестиций в направление составил 4 млн. долл.

На настоящий момент компания получила дистрибьюторские статусы от AOpen, Denco, Octec, Lite On (эксклюзивный дистрибьютор), MSI (дистрибьютор для сборщиков) и официального партнера — от Samsung.

Сейчас OCS готова предложить пять товарных групп: системные платы и серверные платформы (от AOpen, MSI, Octec), жесткие диски (Samsung), видеоплаты (AOpen, MSI, Octec), дисководы для компакт-дисков, CD-RW, DVD (AOpen, Lite On, Samsung), корпуса и клавиатуры (AOpen, Denco, Lite On). В дальнейшем, естественно, планируется заключить новые договоры и расширить ассортимент. Впрочем, от брокерского канала поставок в компании отказываться не собираются, поскольку иначе выдержать ценовые войны, непременные на этом рынке, просто невозможно. Беспокойства по поводу того, что брокерский и дистрибьюторский каналы поставок будут конфликтовать между собой, Клешнин не испытывает: такова специфика рынка комплектующих, и производители это понимают и сами пользуются «распродажами» как средством быстро освободить склады от невыкупленной продукции (что весьма актуально в связи со спадом ИТ-индустрии на Западе).

Мониторами, также попавшими в «зону ответственности» нового подразделения, OCS занимается с 1996 года, когда было подписано соглашение с Philips (в прошлом году OCS стала крупнейшим партнером голландской компании в России), в 1999 году в продуктовую линейку добавились мониторы Lite On (с 2001 года OCS — эксклюзивный дистрибьютор этой фирмы).

Планы департамента достаточно амбициозны: предполагаемый рост продаж в ближайшие год-два — 100%. При этом нельзя сказать, чтобы на рынке отсутствовало предложение комплектующих: ими занимаются достаточно много известных и ряд крупных, но чурающихся публичности компаний.

Ниша OCS — продажа в проекты своим дилерам, а также крупным и средним сборщикам из числа партнеров. Не будет компания заниматься продуктами для розницы и комплектами для мелких сборщиков которые большей частью также работают на конечных пользователей. В этом можно усмотреть продолжение стратегии «дистрибуции, ориентированной на проекты» на новом рынке.