Роль Internet в туристическом бизнесе огромна: около четверти мирового оборота всей электронной коммерции приходится на эту отрасль, а по прогнозам ее доля будет расти.

Мировой кризис изрядно потрепал туристический бизнес, но путешествия — естественная потребность человека. Вдобавок электронная почта и видеоконференции пока не сделали деловых людей домоседами. Поэтому гостиничный бизнес (или, как говорят в этих кругах, «индустрия гостеприимства») жив и все более активно использует онлайновые услуги.

Ступени и ступеньки информатизации гостиниц

Для гостиницы информатизация начинается с внутренних нужд: обычной для любого предприятия бухгалтерии; учета специфических доходов и расходов (мини-бары, рестораны, казино); управление номерным фондом (то есть ведение базы данных свободных и занятых номеров). Эту часть программного обеспечения в гостиничном бизнесе обычно называют Front Office. Справившись, насколько есть желание и возможности, с этими задачами, гостиницы задумываются о выходе во внешний мир. Начинается все с представления себя в Internet — создание сайта, регистрация в глобальных ресурсах, ориентированных на деловых и «праздношатающихся» туристов. Следующий этап — организация бронирования и продажи номеров через Internet. Здесь тоже есть свои ступени: можно использовать собственный сайт, можно заключить контракт с региональной системой бронирования (допустим, попасть в систему «Гостиницы Крыма»), а лучше с глобальной сетью, каковых тоже немало.

Российское гостеприимство

Как можно догадаться, в нашей «индустрии гостеприимства» с информатизацией дела обстоят не лучшим образом. Как утверждает исполнительный директор компании АВК Александр Куликов, до сих пор многие рассуждают так: «Что лучше сделать? Отремонтировать этаж или потратить деньги на информационную систему?» Выбор в большинстве случаев делается в пользу ремонта. А вот в «Орленке» в свое время сознательно отдали приоритет автоматизации, рассчитывая получить контроль над большими затратами.

В целом картина довольно пестрая. С одной стороны — входящие в международные цепочки пятизвездочные отели. Их информатизация происходит «сверху», обычно они используют дорогие специализированные системы, не столь многочисленные производители которых не дают ценам опускаться. Самые известные из них — Micros-Fidelio (например, Fidelio Front Office for Windows, внедренная в «Аэростаре»), Libra International (ее программная система куплена комплексом «Измайлово»). Небольшие, особенно региональные гостиницы вполне могут быть удовлетворены решениями типа «1С» плюс самодельное приложение для регистрации гостей. Есть еще целый выводок отечественных решений для гостиниц и продвигающая их Ассоциация содействия туристическим технологиям; многочисленными инсталляциями может похвастаться питерская компания «Рексофт».

Но не только малые и средние гостиницы страдают от нехватки дешевых и удобных программ. Традиционное гостиничное ПО Fidelio, которое предлагает у нас HRS, присутствует на рынке 25 лет, но оно приспособлено для решения специфических задач. Если же необходима интегрированная система всего гостиничного комплекса, все происходит не так гладко. Небольшая компания АВК выросла из подразделения автоматизации гостиницы «Орленок», поэтому, направив на это всю свою энергию, продвигает собственный продукт, основанный на «легкой» ERP-системе Navision.

Некоторое количество компаний в стране осваивает нишу глобальных систем бронирования через Internet. Одной из первых за это взялась компания «Академсервис» и, используя труд коллектива высококвалифицированных программистов, создала систему интерактивного бронирования по СНГ, которой, как сообщается, охвачено около 400 гостиниц. Ее постоянный соперник по рынку «приема», компания «Интурист», также имеет собственную систему бронирования по СНГ. Обе системы обеспечивают «через себя» выход на глобальные системы бронирования. «ИнтелСервис Центр», входящая в десятку туристических компаний и специализирующаяся на приеме иностранцев, располагает своей системой интерактивного бронирования. Начальник ИТ-отдела компании Григорий Щичко на примере своей компании рассказал о шагах по раскрутке Internet-бизнеса.

У тех, кто сразу мыслил масштабами мирового рынка, подход несколько иной. Даже имея российские корни, они не слишком навязчиво говорят о них. Систему HORSE XXI основали бывшие наши сограждане, перебравшиеся в Голландию лет 20 назад, однако техническая поддержка и маркетинг по СНГ базируются в Москве.