Мнение бывшего главы Hewlett-Packard о состоянии компьютерной отрасли

Льюис Платт: «Вести речь о конце эры ПК просто безумие»

Проработавший в корпорации Hewlett-Packard 33 года — в том числе семь лет в должности генерального директора — Льюис Платт полгода назад объявил о своем решении оставить HP и осуществил свое намерение. Сегодня Платт работает в калифорнийской компании Kendall-Jackson, которая специализируется на производстве вина. Его уход пришелся на самый разгар перестройки, наметившейся в HP. В беседе с Джайкумаром Виджаяном, корреспондентом еженедельника Computerworld, Платт, который в 1992 году сменил на посту генерального директора одного из основателей корпорации Дэйва Паккарда, рассказал о днях, проведенных в HP, о сегодняшнем состоянии компьютерной отрасли и пояснил причины, побудившие его оставить компанию, которой было отдано столько лет.

Почему именно Kendall-Jackson?

Конечно, я никогда не предполагал, что уйду, для того чтобы занять пост директора винодельческой компании. Наверное, отвечая на ваш вопрос, лучше всего было бы тонко намекнуть, что такое решение являлось частью хорошо продуманного плана, но на самом деле все было не так. И тем не менее должен заметить, что я давно проявляю интерес к винодельческой отрасли, коллекционирую хорошие вина, еще не потерял интереса к бизнесу и всегда восхищался этим видом производства.

Чем примечательна ваша карьера в HP?

Наверное, следует начать с последних семи лет, когда я выполнял обязанности генерального директора. За этот период мы добились довольно больших успехов, хотя стоимость наших акций то росла, то падала. К сожалению, в 1997 и 1998 годах произошел определенный спад, однако в 1999 году нам удалось наверстать упущенное. Естественно, у нас были и годы интенсивного роста: 1994, 1995 и 1996. Когда я подвожу итог и смотрю на то, что мы сделали за прошедшие семь лет, то вижу, что в целом оборот вырос в три раза, а прибыль — в пять раз. Я очень горжусь таким результатом, потому что все это время нам приходилось работать в условиях жесткой конкуренции. Множество компаний терпели одну неудачу за другой и никак не могли закрепиться на рынке.

Какие ошибки были допущены в 1997 и 1998-м?

Действительно, в течение этого периода дела шли не так гладко, как хотелось бы. Прежде всего нужно отметить, что мы упустили рывок Internet. Конечно, компания прекрасно представляла себе значение происходящего. Но, поскольку мы не пропагандировали свои достижения в Internet и не уделяли достаточного внимания маркетингу, корпорация не могла претендовать на роль реального лидера, хотя и сохраняла за собой позиции лидера потенциального. На нас стали смотреть как на неповоротливых увальней, а пользователи все чаще отдавали предпочтение технологиям других компаний. Все, что нам оставалось, — попытаться отступить с наименьшими для себя потерями.

Одновременно мы подверглись жестокому удару в период прошлогоднего финансового кризиса, парализовавшего азиатский рынок. В свое время мы очень много сделали для того, чтобы проникнуть на этот рынок, и зависели от него гораздо сильнее, чем наши конкуренты. Поэтому в период финансовых неурядиц мы испытали на себе куда более серьезные потрясения по сравнению с конкурирующими компаниями.

Если заглянуть вперед, то как вы думаете, найдется ли в перспективе компания, которая будет доминировать на рынке так, как доминировала в прошлом IBM или как безраздельно властвовала на протяжении 90-х Microsoft?

Откровенно говоря, не думаю, что в будущем произойдет что-либо подобное. Однако гарантий, естественно, никто дать не может. После того как гегемония IBM постепенно сошла на нет, я был уверен, что никто не сможет занять ее место. Но Microsoft сумела добиться небывалых успехов. Сегодня индустрия раздроблена в гораздо большей степени, чем раньше. Сразу после выпуска очередного нового продукта на рынке мгновенно появляются альтернативные решения. В результате безусловное лидерство становится слишком сложной и практически невыполнимой задачей.

Значит, руководство Microsoft не кривит душой, когда заявляет, что в настоящее время конкуренция обострилась, как никогда ранее?

Я думаю, у них есть основания делать такие заявления, но антимонопольное законодательство в данном случае ни при чем. Просто все больше компаний рискуют бросить вызов лидеру. Это наблюдается и в сфере разработки прикладных программ, и со стороны производителей Unix-систем.

Так что же, ПК умер?

Я не раз слышал подобные утверждения, но, честно говоря, считаю, что это нонсенс. На самом деле рынок персональных компьютеров продолжает расти и, судя по всему, будет расширяться и дальше. Конечно, существуют и другие способы получения доступа к Сети, а со временем появятся какие-то новые альтернативные варианты, но вести речь о конце эры ПК просто безумие. У фундаментальных компьютерных технологий очень долгий жизненный цикл.