По мнению Наума Мардера, IP-телефония представляется потребителю как обычная телефонная услуга
Вокруг IP-телефонии ведется много споров. Основной дискутируемый вопрос: IP-телефония - передача данных или телефония? От ответа на него зависят предъявляемые лицензией требования к оператору "сети пакетных голосовых соединений" (СПГС - именно так официально называется IP-телефония). С точки зрения потребителей предоставление услуг Internet-телефонии похоже на обыкновенную телефонную услугу: вы набираете необходимый номер и ведете разговор точно так же, как и при обычной телефонии. Но для Internet-провайдеров передача голосовых пакетов является лишь дополнительной услугой передачи данных. Итак, с точки зрения пользователей IP-телефония - это телефонная услуга, а с точки зрения оператора - передача данных.

Особенности IP-телефонии не позволяют лицензировать ее в соответствии с требованиями, которые предъявляются к обычной телефонии. Впрочем, СПГС имеет и определенные преимущества, основным из которых является уменьшение издержек на передачу голосовых сигналов и более эффективное использование емкости каналов связи. Кроме того, появляется возможность начислять деньги не по минутам или в соответствии с размером абонентской платы, а по количеству переданных мегабайтов, что невозможно для обычной телефонии.

Как отметил Наум Мардер, заместитель председателя Госкомсвязи, на международной конференции по компьютерной телефонии, при построении сети IP-телефонии могут возникнуть четыре типа проблем: технические, организационные, правовые и экономические. Технические проблемы практически решены. Все имеющиеся технические особенности IP-телефонии описаны в соответствующих документах МСЭ. В организационных проблемах, которые возникают при взаимодействии операторов между собой, нет ничего нового, поскольку сеть IP-телефонии представляет собой обычную сеть передачи данных. Поэтому наиболее интересными аспектами для IP-телефонии являются правовые и экономические.

Правовые прецеденты

В Соединенных Штатах различают два типа услуг связи: базовые и дополнительные. Базовые услуги подлежат лицензированию, а дополнительные - нет. Характерной особенностью дополнительных услуг является изменение передаваемого сигнала. Коррекция ошибок, подавление пауз и другая обработка передаваемых голосовых сигналов делают IP-телефонию дополнительной услугой, которая не подлежит обязательному лицензированию. Аналогичного подхода придерживаются и в Европе.

В России в статье 15 Закона о связи записано следующее: "Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии". Поскольку IP-телефония является услугой связи, то ее необходимо лицензировать. Наум Мардер считает, что IP-телефонию можно рассматривать как обычную телефонную услугу, поскольку именно таковой она представляется потребителю. "Клиенту предоставляют телефонные услуги, при этом не важно, по какой технологии и каким образом его речь обрабатывается". Поэтому такие вопросы, как льготы, очередность предоставления услуг, порядок предъявления претензий и возможности отключения, могут решаться так же, как это делается с обычными телефонными услугами.

Требования к операторам телефонной связи

В соответствии с пунктом 13 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.97 № 1235, "основными услугами телефонной связи являются: предоставление доступа к телефонной сети; предоставление местного, междугородного и международного телефонного соединения автоматическим способом или с помощью телефониста". Обычно IP-телефония используется для создания международных и междугородных соединений, но потенциальный клиент должен при этом уже иметь подключение к местной телефонной сети. Однако в пункте 71 тех же Правил сказано: "Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг телефонной связи обязательным оказанием иных услуг телефонной связи". Таким образом, IP-телефонией может заниматься только телефонный оператор, а IP-телефония может рассматриваться только как дополнительная услуга.

Но и телефонные операторы не могут предоставлять услуги IP-телефонии, поскольку лицензия на традиционную телефонию предусматривает использование для международного и междугородного соединения только общедоступных каналов связи. Это требование удовлетворить невозможно, поскольку связь устанавливается по сетям передачи данных, которые нельзя назвать общедоступными. Таким образом, если услуги СПГС по условиям лицензии должны будут соответствовать требованиям обычной телефонии, то это фактически будет означать запрет на IP-телефонию. Впрочем, если рассматривать IP-телефонию как одну из услуг по передаче данных, то все описанные выше ограничения будут сняты. Вероятно, для операторов СПГС будет введена отдельная лицензия, которая обяжет их объяснять клиентам, чем отличается IP-телефония от обычной.

Экономия, которая не нужна?

Экономические аспекты IP-телефонии не менее сложны и запутанны. Собственно, именно завышенная стоимость международной и междугородной связи и стимулирует интерес российских фирм к IP-телефонии. Причина здесь в том, что местные телефонные сети в России дотируются за счет завышенных тарифов на междугородные и международные переговоры. Следует отметить, что IP-телефония (а точнее, сеть передачи данных) базируется, как правило, на каналах телефонных операторов, а экономия достигается за счет более эффективного использования полосы пропускания канала.

Другая сфера приложения IP-телефонии - сжатие голосового соединения для раздачи местных телефонных номеров. По действующему законодательству на участке от ТфОП до конечного пользователя запрещено сжатие сигнала. Такое, на первый взгляд неэффективное использование полосы пропускания на деле позволяет задействовать дополнительные услуги телефонной сети, например факс или модем на 56 Кбит/с. Использование сжатия ограничивает эти дополнительные услуги. Однако в некоторых случаях требуется увеличить количество телефонных линий за счет уменьшения их качества или стоимости. Это пригодится компаниям, которые могут купить несколько полноценных телефонных номеров (для важных разговоров), а остальные номера подключать по выделенной линии через оператора IP-телефонии.

Пока непонятно, кто будет регулировать тарифную политику операторов IP-телефонии. Возможно, ее будет устанавливать государство, и тогда деятельность операторов СПГС может стать нерентабельной. Другой экономической ловушкой для операторов являются льготы. Если государство заставит операторов предлагать льготные услуги определенным категориям населения, то это может также отрицательно сказаться на экономическом состоянии операторов. Таким образом, факт выдачи лицензий на IP-телефонию еще не означает, что условия будут приемлемыми для успешного бизнеса.


Отличительные особенности IP-телефонии

  • Голос по сетям пакетной коммутации может передаваться с искажением, поскольку передача данных через Internet не гарантирует минимальное время доставки пакетов до пункта назначения.
  • Дополнительные услуги, такие как передача факсов и модемное соединение, по СПГС предоставлять невозможно, поскольку сигнал передается с искажением.
  • При передаче голоса по компьютерным сетям происходит не коммутация каналов, а маршрутизация пакетов. Таким образом, понятие "коммутационного поля", характерное для обычной телефонии, для Internet не существует.
  • Процедура установления соединения выдвигает ряд дополнительных условий, таких как наличие телефона с переключением режимов и возможность регистрации пользователей в системе. Таким образом, услуга IP-телефонии не является общедоступной и требует дополнительного соглашения.