Михаил Краснов: "Имя Merisel стало известно в России благодаря усилиям нашей компании. Мы не могли так просто от него отказаться"
В 1996 году американская корпорация Merisel приняла решение уйти с некоторых рынков, в связи с чем были проданы филиалы в Латинской Америке и Европе. Российское отделение Merisel в мае 1998 года влилось в CHS Electronic. Чтобы подчеркнуть преемственный характер сделки и желание нового хозяина сохранить стратегию работы компании, в новое название были включены оба имени - CHS и Merisel. На право временного использования слова Merisel с американской корпорацией был заключен специальный договор. Срок его истек, и 22 февраля CHS-Merisel стала CHS-Verysell. Сочетание названий двух лидеров мировой дистрибуции в имени одной фирмы, отметил президент CHS-Verysell Михаил Краснов, порождает больше вопросов, чем ответов.

В настоящее время формально Merisel и CHS не конкурируют, поскольку первая ограничивает сферу своего бизнеса Северной Америкой, а вторая фокусируется на других регионах. Однако, во-первых, в глазах компьютерной общественности два дистрибьютора все же являются конкурентами, во-вторых, возможно расширение деятельности CHS на североамериканский рынок.

Первый год в составе CHS для Merisel выдался нелегким. Кризис привел к снижению оборота компании на 20% по сравнению с 1997 годом. Объем продаж составил 50 млн. долл. В четвертом квартале 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года снижение оборота оценивалось в 40%. На 10-15% сократилась дилерская сеть.

Компания понесла немалые убытки из-за падения курса рубля и сопутствующих проблем с кредитами. Тем не менее 1998 год завершился с прибылью. Среди предпринятых антикризисных мер: снижение текущих операционных расходов, 30-процентное сокращение персонала, более консервативная кредитная политика и оптимизации товарных запасов. Сокращение объема кредитования партнеров Краснов назвал временной мерой, по его словам, ограничения постепенно отменяются.

Стабильная работа компании во втором полугодии 1998 года во многом обеспечивалась благодаря поддержке корпорации CHS. В частности, она выступила гарантом кредитов от поставщиков и банков. Краснов подчеркнул, что российский кризис не отразился на взаимоотношениях Verysell с поставщиками, и отметил "особое понимание со стороны Compaq и 3Com".

Старший вице-президент CHS-Verysell Борис Щербаков заявил, что "для компании кризис закончился, и она вернулась к классической дистрибуции, подразумевающей наличие товара на складе". Падение оборота не наблюдается в течение пяти месяцев. В настоящее время наметилась тенденция к увеличению объема продаж, однако оно "непрогнозируемо и непредсказуемо".

Компания остается верна своей стратегии "сфокусированной дистрибуции продуктов от ограниченного числа поставщиков". В 1999 году, согласно "программе минимум", оборот Verysell должен составить не менее 50 млн. долл. Компания намерена расширить список своих поставщиков (с некоторыми из потенциальных партнеров Verysell у CHS заключено панъевропейское соглашение). Поскольку от кризиса пострадал в первую очередь российский рынок, в Verysell рассматривается вопрос прямого выхода на рынок стран СНГ. Там имеется дилерская сеть, в течение шести-семи лет работавшая с Merisel.