Когда вы в очередной раз будете жаловаться на проблемы, с которыми сталкивается ваша компания при переходе от традиционной ИТ-инфраструктуры, основанной на активах, к инфраструктуре «облачных» вычислений, основанной на услугах, вспомните о ситуации, в которую попал Вивек Кундра. Как первый ИТ-директор (CIO) федерального правительства, он решал задачу сокращения расходов ИТ-бюждета в 80 млрд долл. при одновременном увеличении гибкости. И конечно же, он внимательно изучал преимущества, которые могут дать «облачные» вычисления. Но, в отличие от многих других ИТ-директоров, Кундра дал своему подразделению команду приступить к использованию «облаков» в крупных масштабах.

. Прежде всего, по причине сильного роста вычислительных потребностей федерального правительства (так же, как и у всех остальных) строительство центров обработки данных шло в ошеломляющем темпе. Имейте в виду: это инфраструктура, параллельная существующей коммерческой инфраструктуре, несмотря на то что во многих случаях потребности правительства не отличаются от потребностей коммерческих структур.

В течение последних 10 лет количество центров обработки данных правительства США выросло с 432 до почти 2000, то есть почти в пять раз. Как результат 30% федеральных ИТ-расходов в прошлом году пришлось на инфраструктуру центров обработки данных. Как утверждают в федеральном правительстве, многие компании пошли в другом направлении, к консолидации центров обработки данных. Например, IBM недавно провела консолидацию около 200 центров обработки данных, сократив их число до 12! Вдобавок к большому объему накладных расходов, создаваемых данным видом инфраструктуры, он препятствует любому виду быстрых изменений и инноваций по причине большого объема денежного и интеллектуального капитала, вложенного в него.

Вопрос масштаба

В среде масштаба федерального правительства потенциал экономии огромен просто потому, что масштаб организации огромен. Штат Министерства обороны составляет 2,3 млн человек, это больше, чем население Хьюстона. Как утверждает Тим Гранс, старший специалист по компьютерным технологиям Национального института стандартов и технологий США (NIST), Министерство обороны США настолько велико, что частное «облако», которое оно могло бы создать, было бы не меньше самого крупного общедоступного «облака», предлагаемого различными вендорами. Кундра поставил цель перенести в «облако» ресурсы общей стоимостью в 20 млрд долл. — 25% федерального ИТ-бюджета. Федеральной инициативой по консолидации центров обработки данных было принято решение закрыть к 2015 году 800 центров обработки данных, это 40% их общего количества. Нам трудно осознать такие огромные цифры. Есть известная фраза, про федеральное правительство: «Миллиард туда, миллиард сюда, чтобы поскорее начать говорить о настоящих деньгах».

Однако и масштаб проблем также огромен. Опрос менеджеров центров обработки данных, проведенный среди участников конференции 2010 Gartner Data Center Conference, показал, что одна из самых больших проблем при переходе к ориентированному на услуги подходу — это консолидация и объединение ресурсов. Есть ли в вашей компании наборы серверов, которыми владеет отдельное бизнес-подразделение? Насколько легко оно готово отказаться от этих серверов и работать с пулом серверов всей компании? Никто не может сравниться в стремлении к разделению и яростному удержанию своих территорий с чиновниками федерального правительства. Совместная игра потребует очень жестких действий от высшего руководства, а также времени и немалого упорства.

В соответствии со стратегией Кундры каждое ведомство должно определить не менее трех систем для переноса в «облако» в течение ближайших 18 месяцев. Эти системы должны быть из числа систем поддержки основных, а не вспомогательных рабочих процессов. Некоторые из систем, такие как электронная почта, уже определены. Например, сайт www.recovery.gov был перемещен из внутренней инфраструктуры в «облако» компании Amazon. Этот перенос ежегодно экономит 750 тыс. долл. — деньги, которые правительство теперь использует для борьбы с мошенничеством. Министерство сельского хозяйства охотно перенесло свою почту с традиционных систем на «облачную» платформу Microsoft Azure: 120 тыс. пользователей были перенесены из 21 отдельной почтовой системы в единую консолидированную систему, что должно давать ежегодную экономию в 27 млн долл. Помимо денежной экономии, «облачное» решение позволило сотрудникам министерства использовать онлайн-версии таких продуктов, как Microsoft SharePoint, Office Communications и Live Meeting.

Кундра заметил, что все пользователи в правительстве, с которыми он беседовал, ненавидят корпоративное программное обеспечение, которое они используют: «Существует большой технологический разрыв по сравнению с их частной жизнью. Когда они идут в офис, им кажется, что они возвращаются в прошлое». Этот разрыв Кундра стремится ликвидировать.

Министерство здравоохранения и социального обеспечения использует Salesforce.com для создания запросов на формирование электронных медицинских отчетов для более чем 100 тыс. физических лиц, сокращая цикл обработки с одного года до трех месяцев. Управление служб общего назначения переводит 17 тыс. пользователей на Google Apps, что позволит экономить 15 млн долл. в год. Центр армейской подготовки для значительного снижения затрат использует специально настроенную версию Salesforce.com. Начальная цена обновления существующей системы, базирующейся на традиционной инфраструктуре, составляет от 500 тыс. до 1 млн долл., в то время как пилотные проекты решений на платформе «программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, SaaS), стоят порядка 54 тыс. долл.

Ключевые области

Доклад Кундры высветил несколько ключевых моментов, необходимых для того, чтобы начать поворот всей этой громоздкой государственной машины в направлении «облачных» вычислений. Ниже изложены три наиболее важные из них.

Безопасность. Первое, и это неудивительно, — безопасность. Кундра сообщил о «снижении коэффициента трения» для поставщиков, работающих с правительственными ИТ-организациями. В настоящий момент вендоры должны быть сертифицированы по отдельности каждым ведомством, которому они поставляют свои продукты. Такой сценарий значительно повышает стоимость и время работ для небольших компаний, работающих с правительством. Кундра привел пример из Госдепартамента, который потратил 138 млн долл. за шесть лет для бумажного оформления сертификации. И хранение документов по сертификации имело более высокий уровень защиты, чем те системы, которые они должны были защищать.

Немного настораживает тот факт, что, хотя фраза «интегрированное управление удостоверениями», integrated identity management, была упомянута в официальной презентации, она, как и любое упоминание о цифровых удостоверениях вообще, отсутствует в докладе. Я уверен, что джунгли в хранении удостоверений в федеральном правительстве не имеют аналогов, поэтому управление удостоверениями становится критически важным при наращивании присутствия «облаков» в федеральных ИТ-подразделениях.

Строгое соблюдение стандартов. Важная часть такого глобального изменения — его единообразное исполнение настолько, насколько это возможно, поэтому установление стандартов и следование уже установленным стандартам — другая ключевая область. Без стандартов невозможно гарантировать, что «облачные» приложения будут переносимыми между поставщиками услуг и что сами поставщики услуг смогут взаимодействовать друг с другом. Логическим ядром этой области будет Национальный институт стандартов и технологий США (NIST); в мире уже используются его стандартные определения для моделей предоставления «облачных» вычислений, программного обеспечения как услуги (SaaS), платформы как услуги (Platform as a Service, PaaS), инфраструктуры как услуги (Infrastructure as a Service, IaaS), а также для моделей общедоступных, частных, гибридных и социальных «облачных» систем. Дополнительное преимущество этого федерального «облачного» вопроса заключается в том, что NIST работает как с правительственными, так и с частными заинтересованными в «облачных» вычислениях сторонами для создания не зависящей от разработчиков архитектуры, которая может быть использована как основа многих корпоративных решений для «облачных» вычислений.

Управление. Конечно, это грандиозное изменение не произойдет всего лишь от благих устремлений. Весь процесс должен быть четко управляемым, поэтому именно управление — еще одна ключевая область. Правительством реализуется политика «в первую очередь облако», требующая от ведомств оценки «облачных» решений до осуществления каких-либо инвестиций в традиционные технологии. Эта политика будет частью процесса составления бюджета, так как «политика реализуется через бюджет». Как сказал Кундра, «облако» есть «сердце предоставления нами ИТ-услуг в ближайшие годы».

ИТ-приоритеты

Очень важно добиваться существенных успехов на самых ранних стадиях любого важного проекта, и федеральное правительство — не исключение. Стратегия расставляет приоритеты для переносимых в «облако» категорий ИТ-компонентов на основе относительной легкости такого переноса и выгод, получаемых при миграции.

Совместная работа. Главный приоритет — совместная работа, что неудивительно, так как выгоды, получаемые, например, от переноса систем электронной почты в решения SaaS, хорошо известны. Ведомства рассматривают перенос в ближайшем будущем электронной почты, систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и офисных инструментов. Далее следуют системы автоматизации рабочих процессов, такие как управление персоналом, управление грантами и обработка обращений. В данную категорию попадают и системы CRM; выше приведены примеры успешного применения Salesforce.com для этих категорий.

Инфраструктура. Следующая задача — сама ИТ-инфраструктура. Кундра в своем докладе говорил об «абстрагировании всей инфраструктуры», другими словами, об инфраструктуре как услуге (IaaS), от простых общедоступных веб-сайтов до более широкого использования IaaS. Этот процесс начнется с разработки и тестирования приложений и будет продвигаться в направлении виртуализованных центров обработки данных. Министерство транспорта обращает особое внимание на эту область. Данный вид миграции, находящийся на более низком уровне стека программного обеспечения, намного сложнее, чем простое принятие «облачно-ориентированного» программного обеспечения; поэтому все планы в данной области — долгосрочные.

Бизнес-аналитика. Бизнес-аналитика Business Intelligence (BI) — следующий уровень приоритетов, на котором можно использовать масштабируемость «облачных» решений для атаки на огромные объемы данных, с которыми борются федеральные ИТ-службы. Кундра отметил, что потенциал данного фронта огромен.

Защита информации. Самый низкий приоритет в списке приоритетов Кундры для переноса в «облако» — у систем защиты информации. Управление удостоверениями, управление мобильными вычислениями, управление безопасностью — очень трудные вопросы для рассмотрения в контексте гибридной, традиционно «облачной» среды. Я считаю, что для всех нас очень хорошо, что этот вопрос имеет низший приоритет, однако очевидно, что вопросы безопасности должны быть неотъемлемой частью всех перечисленных категорий.

Взгляд сверху

Вопрос, не затронутый Кундрой в его заметках, но при этом обсуждавшийся в самом докладе, — сложный процесс перехода от инфраструктуры, основанной на активах, к инфраструктуре, основанной на услугах. Это не просто гора технологий из виртуализации, объединения ресурсов и автоматизации; это переход от укоренившегося собственнического менталитета людей из ИТ к среде, в которой пользователь имеет намного большую степень управления своими ресурсами. В частном секторе это прямая угроза рабочим местам ИТ-специалистов. Очень интересно посмотреть, что будет происходить в госсекторе, где не так легко сократить размер подразделения.

Любопытно было услышать подобное мнение из уст высшего федерального ИТ-руководства. Я уверен, что правительство будет стремиться развиваться во многих областях. Однако время покажет, насколько далеко «облачные» вычисления смогут проникнуть в такую массивную и устоявшуюся вычислительную среду. Доклад о федеральной правительственной стратегии облачных вычислений и соответствующую презентацию можно найти на сайте www.cio.gov.

Шон Дьюби (sdeuby@windowsitpro.com) — старший аналитик в компании Platform Vision с 25-летним стажем работы в области корпоративных информационных систем. Внештатный редактор Windows IT Pro, имеет звание MVP